Началась вторая неделя обучения. И взрослые, и дети в этот период вынуждены пройти через этап адаптации — привыкания к новым условиям, школьной нагрузке и увеличения круга общения. И если взрослые уже имеют определенный опыт проживания подобных процессов и знают, как помочь себе во время трудностей, то для детей, которые еще недостаточно владеют своим телом и эмоциями, преодолеть его значительно труднее. Они нуждаются в нашей помощи и поддержке.

Чтобы облегчить адаптацию к школьному процессу учеников, детский и семейный психолог Светлана Ройз, дочь которой пошла в этом году в 1 класс, подготовила несколько терапевтических практик и советов, которые родители и педагоги могут использовать вместе с детьми.

Как помочь ребенку в течение первых недель обучения?

Советы для облегчения адаптации школьников от Светланы Ройз - Learning.ua

1. Готовиться заранее к учебной недели

Психолог советует вечером продумать и проговорить с ребенком последовательность действий, которые нужно выполнить утром понедельника, заранее подготовить одежду, собрать рюкзак, оставить чуть-чуть больше времени на сборы. Помните, что привычка собираться в школу у ребенка еще не сформирована, а ее формирование требует усилий и времени.

2. Продумать вместе ритуалы прощаний

«В нашей культуре, к сожалению, считается, что „длинные проводы — лишние слезы“. Это очень ошибочно и травматично. Стоит помнить, что ребенок может оттолкнуться только тогда, когда он чувствует себя в безопасности и только, когда является наполненным. При этом степень этой наполненности для каждого ребенка индивидуальна. И мы можем создать совместные ритуалы, которые помогут нам наполняться », - рекомендует психолог.

Конечно, такое прощание потребует времени. Но очень важно вложить это время в ребенка. Светлана призывает родителей не беспокоиться о том, что подумают о вас другие, наблюдая такое прощание. Ведь это вклад в безопасность ребенка, в его иммунитет и здоровье — психологическое, эмоциональное и физическое. Затем с этим состоянием наполненности ребенку будет легче исследовать мир и проявлять любознательность.

3. Подобрать деталь, которая будет показывать принадлежность к школьному сообществу (классу)

Сейчас в школах не заставляют носить школьную форму. Однако Светлана отмечает, что такие детали, как значок, галстук, герб, нашитый на пиджак или кофту, пояс, то есть любые знаки отличия и принадлежности, помогают укорениться в школьном сообществе и сразу почувствовать себя частью группы.

4. Разрешить ребенку больше отдыхать

Дети возвращаются из школы очень уставшими, поэтому сейчас им нужно будет больше времени на отдых. Дайте ребенку возможность сделать «выдох» (поспать, побегать, поиграть) и переключиться с учебной деятельности.

Ребенку может также потребоваться больше времени в одиночестве, он может захотеть закрыться в комнате. Нужно понимать, что он это делает не для того, чтобы что-то скрыть, а потому что наша психика имеет определенный лимит общения.

5. Быть внимательными к поведению и эмоциональному состоянию ребенка

Психолог отмечает, что пока ребенок не почувствует себя укоренено, в безопасности, его фокус внимания будет направлен точно не на получение знаний. В это время дети в классе могут возвращаться к тем занятиям, которые для них привычны и напоминают о времени устойчивости и стабильности. Например, ребенок может играть на уроке, игнорируя учебный процесс.

Родителям нужно понимать, что за поведением школьника, которое мы воспринимаем как неблагоприятное, скрывается нечто более глубокое. Например, страхи и тревоги ребенка (заболеть, опоздать, получить плохую оценку, что-то забыть) часто маскируются агрессией. И реагировать нужно именно на эту глубину.

6. Наблюдать за тем, чего избегает ребенок

Психолог отмечает, что избегание одного действия, которое не получается и вызывает негативные эмоции, распространяется на многие другие сферы. Поэтому важно наблюдать за тем, чего избегаем мы и чего избегают наши дети. Попробуйте разобраться в том, что вызывает дискомфорт ребенка и нежелание идти в школу.

7. Завершать день общим ритуалом

Очень важно (особенно для первоклассников) каждый день завершать каким-то общим ритуалом, празднованием того, что было у каждого ученика сегодня замечательно, что удалось и т.д.

Какие терапевтические игры можно использовать при адаптации?

Советы для облегчения адаптации школьников от Светланы Ройз - Learning.ua

Эти игры могут использовать и учителя, и родители. Они подходят для младших школьников и для детей среднего школьного возраста (кроме игры «Волшебная палочка», которую уместно использовать только с младшими школьниками).

1) «Волшебная палочка»

Светлана отмечает: если к ребенку младшей школы обращаться, касаясь или направляя «волшебную палочку» для того, чтобы снять «чары забвения», если он говорит тихо или громко — повышая/понижая громкость голоса, «прикасаться» волшебной силой знаний по математике (или по другому предмету, с которым у ребенка трудности) — ребенок, действительно, «расколдуется».

При этом не обязательно покупать волшебную палочку — можно взять фломастер, обмотать фольгой указку и т.п.

2) «Мыльные пузыри»

Психолог советует на перемене предлагать игру в мыльные пузыри, если дети носят маски, если в классе душно и тогда, когда школьники испытывают тревогу. Она отмечает, что, делая выдох длиннее вдоха, мы активируем парасимпатическую нервную систему, успокаиваемся, восстанавливаем дыхание.
А еще это весело!

3) Письма от мамы

4) Игры с волчком (юлой)

Запуск волчка и наблюдение за ним — это одно из самых простых упражнений для тренировки внимательности. Игра помогает и расслабиться, и сконцентрироваться, и учиться регулировать силу воздействия.

«Ну и метафора замечательная — равновесия в движении. И ощущение — „я сам запускаю процесс“».

5) Создание браслета «LEGO DOTs»

Одна из самых новых находок психолога — браслеты «LEGO DOTs», которые можно подобрать как для девочек, так и для мальчиков.

Некоторые варианты браслетов можете посмотреть по ссылке на сайте интернет-магазина «Будинок іграшок».

6) Ручка с прозрачным блоком и глиттером

Можно смахнуть ручкой, и блестки будут красиво смешиваться и опускаться. Психолог отмечает, что наблюдение за глиттером — это своеобразная «детская медитация», которая дает возможность расслабиться перед новой концентрацией.

7) «Волшебные бусинки»

«Я научила дочь, когда нужно успокоиться (дать себе поддержку), перебирать пальчиками бусинки и, прикасаясь к каждой, говорить слово — состояние, которое сейчас важно (покой, радость, внимание и др.)», — объясняет психолог.

8) Сжатие игрушки-брелока «Антистресс»

Особенно понравится такая игрушка детям-кинестетикам, которые реагируют на любые действия телом, действиями. Ведь этим детям важно иметь много тактильных контактов, им нужны объятия, прикосновения, поэтому нужно им предложить что-то, что могло бы «оттянуть» на себя напряжение.

Надеемся, что советы психолога и терапевтические игры, которые она предлагает, помогут вашему ребенку прожить непростой адаптационный период. Разговаривайте с детьми, делитесь с ними своими страхами и опытом преодоления трудностей.