Представьте мир, в котором люди равнодушны друг к другу, где все привыкли обманывать, унижать других и считаться только с собственными интересами. Хотели бы вы жить в обществе, где никто не слышал о доброте, честности и уважении друг к другу?
Вряд ли. Именно поэтому в течение веков формировались правила и нормы поведения человека в обществе, совокупность которых и представляет собой мораль. А моральность личности является одним из наиболее важных качеств в гуманистической среде.
В данной статье мы попробуем разобраться, в чем заключается моральное воспитание младших школьников, зачем оно нужно и на какие особенности детей в данном возрасте стоит обратить внимание, воспитывая моральную личность.
Что такое моральное воспитание?
Для начала стоит отметить, что моральные качества (справедливость, искренность, милосердие, патриотизм) не передаются генетически. Они формируются в процессе социализации, прежде всего воспитания.
Моральное воспитание — это взаимодействие ребенка и взрослого с целью формирования моральных чувств, убеждений и навыков поведения в обществе.
Современная наука сосредоточена на исследовании таких проблем морального воспитания:
- формирование субкультуры детства в информационном мире;
- развитие культуры ненасилия и толерантности;
- усвоение ребенком культур и языков других народов;
- экологическое воспитание.
Не менее значимыми есть вопросы милосердия, умения сопереживать, заботиться о других.
Исследователи подчеркивают, что важным периодом морального развития есть младший школьный возраст.
Какими качествами обладают младшие школьники?
Младший школьный возраст — это период развития детей от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует времени их обучения в начальной школе.
Обеспечение успешности морального воспитания младших школьников требует учета таких возрастных психологических особенностей:
- потребности ребенка в игровой деятельности;
- невозможности долго заниматься монотонной деятельностью.
К тому же детям данного возраста присущи:
- произвольность (способность осознанно прилагать волевые усилия, совершая определенные действия);
- расхождение между моральными знаниями и реальным поведением (дети могут знать, что совершают плохие поступки, но склонны руководствоваться собственными желаниями);
- переоценка собственных моральных качеств и недооценка их у сверстников;
- склонность к интенсивному усвоению моральных знаний (благодаря активному накоплению опыта социального поведения);
- возрастание роли сверстников в процессе взросления (в 1-2 классах дети отдают предпочтение взаимодействию с учителем, тогда как в 3-4 классах проявляют интерес к общению с одногодками).
На данном возрастном этапе формируется ядро морального поведения, чувств и убеждений. Ребенок не только познает сущность моральных категорий («добро» и «зло», «честь» и «бесчестье», «милосердие» и «жестокость»), но и учится оценивать их в собственных поступках и действиях других людей.
Какая роль родителей и педагогов в воспитании ребенка младшего школьного возраста?
Первые элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, дети получают еще до школы: дома и в детском саду. Родители знакомят ребенка с самыми простыми моральными нормами в повседневном общении.
С приходом в школу важным человеком для ребенка становится учитель, и именно от него существенно зависит дальнейшее моральное развитие младшего школьника.
Для ребенка младшего школьного возраста родители и учителя являются моральным образцом и авторитетом.
Значимый образ взрослого побуждает ребенка перенимать его модель поведения:
- разговаривать, как взрослый;
- действовать, как взрослый;
- в конце концов, быть, как взрослый.
Какие рекомендации можно дать родителям и учителям для успешного морального воспитания ребенка?
Процесс усвоения моральных знаний детьми младшего школьного возраста зависит от обучения их правильному восприятию ситуации, адекватной оценке моральных поступков, пониманию моральных мотивов.
Педагоги и психологи советуют:
- учитывать возрастные психологические особенности морального развития ребенка;
- занимать устойчивую моральную позицию в организации воспитательного процесса, во время оценки поведения ребенка;
- отчетливо осознавать ценности, что предлагаются детям, и соблюдать их.
Задумайтесь, будет ли ребенок милосердным, если значимые взрослые отворачиваются от тех, кто просит помощи, будет ли он уважать старших, если мама и папа этого не делают. Наверное, нет.
Именно родители должны стать образцом той модели поведения, которую они пытаются сформировать у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заботился о других, умел различать хорошие и плохие поступки, будьте для него примером.
К тому же, очень важным для морального воспитания есть общение с ребенком, обсуждение конкретных примеров с точки зрения морали. Здесь мы можем говорить о том, что, обучаясь анализировать, делать выводы о хороших поступках, ребенок начинает приобретать необходимые моральные знания.
Но они должны обязательно проходить через эмоциональную сферу, переживаться. Только тогда, когда знания станут эмоционально отраженными, они превратятся в мотивы поступков, станут стимулами действий.
Учителям и родителям необходимо позаботиться о создании условий для возникновения тех чувств, что необходимы для настоящего сопереживания другому человеку, стремления оказывать помощь. Одних только знаний недостаточно для того, чтобы они руководили поведением ребенка.
Отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что значительное влияние на формирование моральности младшего школьника оказывает использование разных видов искусства (живопись, скульптура, театр, литература, кино).
Эмоциональные переживания, полученные благодаря приобщению к прекрасному, надолго остаются в памяти ребенка и превращаются в мотивы поведения, облегчая процесс формирования убеждений.
Знакомство с произведениями искусства может осуществляться как с помощью родителей, так и с участием педагога (прослушивание/просмотр фрагментов избранных работ с элементами беседы; создание эмоциональной ситуации с фоновым вкраплением мотивов произведений искусства; участие детей в творческих постановках, концертах, праздниках и т.п.). Залогом успеха при этом есть грамотный подбор демонстрационного материала.
Но все же, почему воспитывать моральность нужно именно в младшем школьном возрасте?
Исследователи утверждают, что важность морального воспитания на данном возрастном этапе объясняется такими факторами:
- младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования моральности человека;
- моральная осведомленность дает ребенку представление о последствиях собственных поступков, подготавливая его к жизни в социуме;
- в младшем школьном возрасте закладываются основы жизненной позиции личности.
Психологи подчеркивают, что пренебрежение моральным развитием на данном возрастном этапе компенсировать позже очень трудно, а то и вообще невозможно.