Инклюзия в Украине набирает обороты. В августе Правительство приняло постановление о создании ресурсных центров поддержки инклюзивного образования.

    Такие центры будут заниматься обучением и повышением квалификации педагогов. Кроме этого, специалисты будут проводить аналитическую работу, семинары и тренинги для общественности. По словам Ларисы Самсоновой, генерального директора директората инклюзивного и внешкольного образования МОН, такая просветительская работа будет способствовать повышению толерантности общества к людям с инвалидностью.

    Что же такое инклюзивное образование? Почему его внедрение стало таким актуальным для Украины? И каким опытом могут поделиться с нами иностранные коллеги?

    Давайте разбираться.

    Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение) — это система образовательных услуг, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.

    Согласно Международной классификации стандартов образования, особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых нуждается в дополнительных ресурсах. Такими ресурсами могут быть:

    Кто такие дети с особыми потребностями?

    Некоторые исследователи рассматривают это понятие достаточно широко и относят к нему не только детей с особенностями развития, но и одаренных малышей, детей, лишенных родительской опеки, а также тех, кто пережил войну или переехал из другой страны (региона).

    Стоит заметить, что в Украине основной категорией детей с особыми образовательными потребностями принято считать лиц с особенностями психофизического развития:

    Чтобы лучше понять особенности инклюзивного образования, стоит рассмотреть процесс его становления за рубежом.

    Впервые инновационную модель обучения было представлено на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. в городке Саламанка (Испания). Принятие Саламанкской декларации способствовало утверждению на законодательном уровне принципа инклюзивного образования и приема в общеобразовательные школы всех детей.

   Инклюзия как социальная модель отношения к людям с особыми образовательными потребностями пришла на смену модели нормализации (интеграции), что предусматривала вовлечение ребенка в существующую систему образования, приспособление к ней.

    Цель инклюзии (в отличие от интеграции) — создание условий для личностного развития детей с особыми потребностями, формирование образовательно-развивающей среды для них. То есть в инклюзивной школе не ребенок подстраивается к требованиям образования, а система обучения меняется ради ребенка. Такой подход исключает дискриминацию и обеспечивает доступ в школу всем детям.

Что такое инклюзивное образование на learning.ua

    Какие существуют преимущества инклюзивного образования?

    В современном мире инклюзивную концепцию используют в большинстве развитых стран. Статистические данные показывают, что такое обучение есть официальным в 75% государств. Но механизмы внедрения зависят от социально-экономических условий, образовательных и культурных традиций, поэтому отличаются в разных странах.

    В Израиле большинство детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Но включение таких детей в образовательный процесс может отличаться. Например, кто-то учиться полдня с классом, полдня — отдельно, кому-то нужна помощь ассистента. К тому же, государство оплачивает «особенным детям» необходимые лечебные процедуры три раза в неделю (начиная с консультаций психолога и заканчивая катанием на лошадях).

    В школах Израиля действует механизм обратной инклюзии, когда на некоторые уроки в специальные классы приходят дети с обычных классов (в одном заведении). Израильские педагоги утверждают, что такой подход к инклюзии помогает предотвратить буллинг на ранних этапах.

    Кстати, в конце октября израильские специалисты проведут семинары по инклюзивному образованию для украинских педагогов.

    Учебные заведения Франции внедряют инклюзивную модель образования в двух формах:

    Французские педагоги подчеркивают, что классы школьной инклюзии (с постепенным переходом к индивидуальной) наиболее эффективны для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями слуха и умственной отсталостью чувствуют себя более комфортно в классах педагогической интеграции.

    В Польше хорошим примером введения непрерывного инклюзивного образования есть учебные заведения города Гнезно. Образовательная система здесь выстроена таким образом, что ребенок с особыми потребностями с самого рождения включен в систему обучения и воспитания вместе со здоровыми сверстниками. Это обеспечивают дошкольное заведение, школа, гимназия, заведение послегимназионного образования и специальный школьный центр.

    В этих заведениях могут учиться дети с разными особенностями: нарушениями зрения, слуха, физическими и психическими отклонениями.

    Образовательная система Швеции имеет особый подход к обучению детей с ранним аутизмом. Такие ученики ходят в обычную школу, где занятия с ними проводят в малых группах, а образовательные услуги для каждых троих детей предоставляют два учителя и один ассистент, что позволяет уделить достаточно времени и внимания каждому ребенку.

    Стоит заметить, что в большинстве европейских стран подготовка педагогов инклюзивного образования осуществляется в университетах.

    В Украине инклюзивное образование только начинает внедряться: Закон об инклюзивном образовании был подписан в июле 2017 года.

    Он предусматривает, что в инклюзивных классах могут учиться до 30 детей, включая троих с особыми потребностями, хотя их количество может быть и меньше. На уроках такого ребенка должен обязательно сопровождать ассистент, который помогает ему овладевать школьными предметами, поддерживает на перемене, в столовой, а также помогает учителю на уроке. Урок у «особых детей» продолжается, как и у обычных, 35 минут, но в течение занятия они имеют время на разгрузку: ученики могут пройтись с ассистентом, сменить обстановку.

    Естественно, в процессе становления новой образовательной концепции возникают трудности. Это и финансовые (не хватает средств на учебники, проведение коррекционных занятий, специальное оборудование), и кадровые (остаются открытыми вакансии ассистентов) проблемы. К тому же, в украинском обществе существует предвзятое мнение, что школы созданы только для здоровых детей. Как следствие, много родителей выказывают недовольство обучением «особого ребенка» в обычном классе.

    В то же время некоторые учебные заведения в Украине достаточно долго и успешно работают по новой концепции обучения.

Что такое инклюзивное образование на learning.ua

    Так, общеобразовательная школа № 168 Оболонского района г. Киев двенадцать лет создает инклюзивную образовательную среду. Все началось в 2006 году, когда в качестве эксперимента школа взяла на обучение шесть деток с ДЦП. Сегодня здесь учатся 104 ребенка с особыми потребностями (30% от общего количества). Среди учеников школы есть дети с детским церебральным параличом ( их большинство), гиперактивные, а также с расстройствами аутистического спектра (РАС).

    Педагоги пытаются сделать обучение максимально комфортным для особых деток. Здесь установлен лифт, удобные пандусы, поручни вдоль стен, обновлены туалеты, а школьные автобусы обустроены специальными подъемниками.

    Занятия с учебной физкультуры проходят в современном тренажерном зале со специалистом.

    Ученики с особыми потребностями учатся по индивидуальной программе развития (ИПР), в которую, кроме обязательной академической составляющей, добавляются занятия с коррекционным педагогом, психологом и логопедом. Все занятия разработаны с учетом потребностей и особенностей учеников.

    В этой школе дети встают с колясок, оканчивают с медалями школу и по результатам ВНО поступают на госзаказ. Сюда приезжают обмениваться опытом делегации с других стран, а отечественные учреждения внедряют инклюзивное образование, используя опыт школы № 168.

    В интервью изданию «Українська правда. Життя» директор заведения Наталья Кравчук делится: «В начале эксперимента я думала, что буду каждый день плакать, жалея этих детей, а теперь мы плачем только от счастья за их успехи».

    Как мы видим, введение инклюзивного образования имеет много преимуществ, и его развитие стало одним из приоритетов «Новой украинской школы». Но нужно приложить много усилий, чтобы устранить те недостатки, что мешают полноценному обучению детей с особыми потребностями. Ведь инклюзивное образование — это первый шаг к тому, чтобы такой ребенок стал частью социума и мог развиваться как личность.