С каждым годом количество пользователей всемирной сети неуклонно растет. Интернет-технологии уже стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Никого не удивляет то, что в 3 года дети самостоятельно смотрят мультики на YouTube, а первоклассники ищут необходимую информацию с помощью Google.
Но большинство детей не владеют информацией об опасности Интернета и не имеют сформированных навыков онлайн-культуры.
Какие существуют риски пребывания в глобальной сети? Почему детей так привлекает Интернет? Как уберечь своего ребенка от опасности киберпространства?
Предлагаем разобраться вместе.
Зачем детям Интернет?
В мире современных технологий дети о возможности глобальной сети узнают значительно раньше своих родителей. Неумение ориентироваться в онлайн-пространстве даже сравнивают с неумением писать и читать.
На фоне стабильно высокого уровня пользования Интернетом среди детей 11-17 лет сегодня растет число пользователей младшего школьного возраста (6-10 лет).
Среди основных потребностей, побуждающих детей находиться в киберпространстве, являются:
1. Поиск информации — в Интернете можно найти практически все (ответы на школьные задания, новости, ресурсы для хобби).
2. Развлечения — в виртуальном пространстве дети играют в онлайн-игры, слушают музыку, смотрят фильмы и видеоролики.
3. Общение — эта потребность ярко проявляется в подростковом возрасте: дети знакомятся и ищут новых друзей в социальных сетях, чатах, участвуют в дискуссиях и виртуальных форумах.
К тому же, на сегодняшний день Интернет стал мощным средством обучения. Сетевые образовательные ресурсы помогают детям ускорить и оптимизировать учебный процесс, повышают его качество благодаря максимальной структурированности и интересной форме изложения материала.
Но осведомленность детей, и большинства взрослых, о безопасности в киберпространстве остается очень низкой.
С какими опасными вещами сталкиваются дети в Интернете?
Среди множества рисков специалисты в области безопасности в онлайн-пространстве отмечают следующие:
1. Тематические угрозы:
- порнография;
- пропаганда насилия и наркотиков;
- реклама табака и алкоголя;
- нецензурные тексты.
2. Нарушение безопасности:
- вирусы;
- нежелательная почта — спам;
- онлайн-мошенничество ( «Перезвони мне» и т.д.);
- сбор и разглашение частной информации.
3. Коммуникационные риски:
- опасные контакты;
- киберпреследование;
- угрозы.
Нужно понимать, что из-за отсутствия достаточного опыта дети не могут реально оценивать уровень достоверности и безопасности информации, содержащейся в Интернет-пространстве.
К тому же, в виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального плана (снятие табу насилия, разрушения; отсутствие правовых норм, действующих в реальности).
Опасность всемирной сети проявляется и в возникновении Интернет-зависимости — современной болезни, при которой возникает навязчивое желание постоянно находиться в онлайн-пространстве.
При чрезмерном увлечении Интернетом или онлайн-играми в сети родителям стоит найти альтернативу виртуальным интересам ребенка (кружки, хобби, уход за домашними любимцами и т.д.) и переключить его внимание на достижение успехов в реальной жизни.
Кто должен учить детей безопасно и правильно пользоваться Интернетом?
Именно в семье закладываются основы поведения ребенка в реальном мире, и виртуальное пространство не является исключением. Родителям следует уделять серьезное внимание онлайн-воспитанию детей и повышению их осведомленности об угрозах информационной среды.
Результаты Всеукраинского социологического исследования, осуществленного Институтом социологии НАН Украины, при поддержке компании "Киевстар", показывают, что:
- родители только в 24% случаев спрашивают детей, какие именно сайты они посещают в мобильном Интернете;
- посещениями стационарного онлайн-пространства детьми интересуются 57% родителей;
- при этом только 5% родителей при этом интересуются подробной информацией о содержании сайтов, которые дети посещают в мобильном и 30% — стационарном Интернете.
Поэтому воспитатели и учителя должны проводить просветительную работу среди родителей для содействия онлайн-безопасности подрастающего поколения.
Как защитить ребенка в Интернет-пространстве?
Эксперты рекомендуют родителям следующие советы:
1. Создать специальную рабочую среду для ребенка. Компьютер лучше всего разместить в общей комнате, чтобы ребенок не оставался наедине с Интернетом и смог, в случае необходимости, спросить вашего совета.
2. Для того, чтобы дети не стали зависимыми от компьютера, стоит ограничивать их пребывание в виртуальном мире с помощью обычного таймера. Но заранее обсудите с ребенком продолжительность пребывания в Интернете, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций.
- Существуют временные нормы пребывания за компьютером для детей разного возраста, определенные Министерством здравоохранения Украины. Согласно с ними, непрерывное пребывание за компьютером в течение суток не должно превышать:
- 10 минут для 1-2 класса;
- 15 минут для 3-5 класса;
- 20 минут для 6-7 класса;
- 30 минут для 8-10 класса.
- Общее время использования компьютера с жидкокристаллическим монитором должно ограничиваться:
- 30-45 мин в неделю для первоклассников;
- 2 часа в неделю для 2-6 классов (но не более 1 ч в сутки);
- 2,5 часа в неделю для 7-9 классов (но не более 1 ч в сутки);
- 7 часов в неделю для старшеклассников.
3. Используйте технические средства защиты:
- функции родительского контроля в операционной системе;
- антивирус;
- спамфильтр.
4. Создайте «Семейные Интернет-правила» и объясните, почему необходимо их соблюдать. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок учился не на своих собственных ошибках, чаще обсуждайте темы, связанные с виртуальным миром.
5. Учите детей критически относиться к информации в Интернете и не сообщать конфиденциальные данные.
6. Объясните опасность бесплатного публичного Wi-Fi (эти сети могут делать доступными ваши устройства) и разговоров с незнакомцами в сети.
7. Интересуйтесь виртуальной жизнью вашего ребенка и не игнорируйте вопросы, что от него поступают. Приучайте ребенка делиться с вами впечатлениями о посещении Интернета и рассказывать о том, что вызвало у него волнения.
Как компьютер может помочь вам повысить Интернет-безопасность?
Надежными помощниками для родителей, которые хотят быть уверенными в безопасности своих детей в киберпространстве, могут стать программы «родительского контроля». С помощью их вы самостоятельно сможете сделать все необходимые настройки компьютера:
1. Ограничение времени проведенного ребенком за компьютером — если время вышло, а дети работают, происходит автоматический выход из системы. Время доступа можно устанавливать для каждого дня недели.
2. Ограничение активности детей в Интернете — можно выбрать сайты, исходя из возраста ребенка, запретить или разрешить загрузку файлов. Веб- фильтр оценивает контент сайтов и может блокировать те из них, содержание которых определено как нежелательное. Блокируются также рекламные баннеры и ссылки на нежелательную информацию.
3. Установление запрета на доступ детей к отдельным играм — вы можете определить, какие игры есть разрешенными, а а к каким ребенку доступ запрещен.
4. Ограничение круга людей, с которыми дети могут общаться — можно также ограничить доступ к электронной почте и обмена мгновенными сообщениями, позволив общение только с одобренным контактами.
5. Предоставление старшим детям большей ответственности — для родителей, которые готовы доверить своим детям ответственность за пребывание в Интернете, является параметр, который позволяет получать доступ ко всем сайтам, но сообщает о потенциально недопустимых. Подростки будут знать, что вы узнаете о посещении таких сайтов.
Какие существуют рекомендации относительно пребывания в Интернете для детей разных возрастных групп?
Чтобы обеспечить защиту ребенка в сети, нужно понимать его возрастные особенности, влияющие на поведение в виртуальном мире.
Чем младше ребенок, тем больше внимания следует уделять общему использованию интернета. С повышением уровня самоконтроля ребенка постепенно снижается потребность в родительском контроле.
Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, помните, что:
1. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно поэтому дети очень любят играть, особенно в онлайн-игры. И родителям следует контролировать, чтобы доля развлекательных игр в онлайн-пространстве не превышала развивающие и обучающие.
2. Этот возрастной период является самым важным для изучения правил поведения в Сети. При этом следует помнить, что, несмотря на знание определенных правил, дети могут нарушать их, поэтому необходимость родительского контроля для детей дошкольного возраста очень высока.
3. Маленькие дети должны выходить в интернет только под присмотром взрослых еще и потому, что им нужна помощь в навигации при поиске сайтов.
Если вашему ребенку от 8 до 10 лет, помните, что:
1. Дети этого возраста стремятся самостоятельно исследовать окружающий мир, удовлетворяя интерес к познанию, в том числе и с помощью Интернета.
2. Учитывая возраст ребенка, контроль за его деятельностью в глобальной сети должен быть достаточно высоким.
3. В этом возрасте ребенок легче усваивает сложный учебный материал. Помочь здесь может использование обучающих и развивающих онлайн-заданий.
Если вашему ребенку от 11 до 14 лет, помните, что:
1. Мотивами, которые доминируют в поведении детей младшего подросткового возраста, являются: стремление к самостоятельности и признанию друзей, расширение собственных прав, желание занять достойное место в группе сверстников.
2. В этот период особый интерес вызывают интернет-ресурсы, позволяющие подростку общаться с реальными и виртуальными знакомыми.
- Объясните, что в Интернете, помимо обычных людей, могут находиться мошенники и преступники, которые могут использовать его личные данные для преступных действий.
- Расскажите ребенку, что встречаться с виртуальными знакомыми в оффлайне может быть опасным (можно на примере другого ребенка, потому что подростки к информации от родителей относятся критично).
- Попросите ребенка рассказывать вам о своих знакомых в Сети и обсуждайте с ним вопросы, которые заинтересовали.
3. Дети 11-14 лет уже стремятся к самостоятельности, поэтому очень важно научить их компьютерной грамотности, ведь они могут заходить в интернет в школе, интернет-кафе или у друзей, где внешний контроль отсутствует.
4. Необходимо развивать внутренний контроль ребенка и приучать его к ответственному поведению в онлайн-пространстве с целью личной безопасности.
- По словам американской исследовательницы Пари Афтаб, которая занимается вопросами безопасности детей в Интернете, лучший фильтр, который может действительно защитить в сети и решить многие другие проблемы — в голове у самого ребенка, а взрослым нужно помочь настроить его.
5. Слишком строгое контролирование со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию ребенка и стать причиной утаивания им деятельности в глобальной сети.
Поэтому одно из важнейших условий безопасности ребенка в интернете — доверие между ним и родителями. Если оно сформировано и ребенок знает, что может с любым вопросом и проблемой обратиться к маме или папе, то он не будет искать информацию в других местах.
Конечно, опасности, которые возникают перед детьми при подключении к Интернету, являются серьезными, но было бы нецелесообразным полностью запрещать детям выход в Интернет.
Родителям следует помнить, что онлайн-пространство является ценным ресурсом с большим количеством увлекательной и учебной информации для развития малыша. А для того, чтобы пребывание наших детей в сети Интернет было безопасным, мы должны ознакомить их с возможными рисками и обеспечить необходимую защиту.