С каждым годом количество пользователей всемирной сети неуклонно растет. Интернет-технологии уже стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Никого не удивляет то, что в 3 года дети самостоятельно смотрят мультики на YouTube, а первоклассники ищут необходимую информацию с помощью Google.

Но большинство детей не владеют информацией об опасности Интернета и не имеют сформированных навыков онлайн-культуры.

Какие существуют риски пребывания в глобальной сети? Почему детей так привлекает Интернет? Как уберечь своего ребенка от опасности киберпространства?

Предлагаем разобраться вместе.

Зачем детям Интернет?

В мире современных технологий дети о возможности глобальной сети узнают значительно раньше своих родителей. Неумение ориентироваться в онлайн-пространстве даже сравнивают с неумением писать и читать.

На фоне стабильно высокого уровня пользования Интернетом среди детей 11-17 лет сегодня растет число пользователей младшего школьного возраста (6-10 лет).

Среди основных потребностей, побуждающих детей находиться в киберпространстве, являются:

1. Поиск информации — в Интернете можно найти практически все (ответы на школьные задания, новости, ресурсы для хобби).

2. Развлечения — в виртуальном пространстве дети играют в онлайн-игры, слушают музыку, смотрят фильмы и видеоролики.

3. Общение — эта потребность ярко проявляется в подростковом возрасте: дети знакомятся и ищут новых друзей в социальных сетях, чатах, участвуют в дискуссиях и виртуальных форумах.

К тому же, на сегодняшний день Интернет стал мощным средством обучения. Сетевые образовательные ресурсы помогают детям ускорить и оптимизировать учебный процесс, повышают его качество благодаря максимальной структурированности и интересной форме изложения материала.

Дети в Интернете: реальные угрозы виртуального мира

Но осведомленность детей, и большинства взрослых, о безопасности в киберпространстве остается очень низкой.

С какими опасными вещами сталкиваются дети в Интернете?

Среди множества рисков специалисты в области безопасности в онлайн-пространстве отмечают следующие:

1. Тематические угрозы:

2. Нарушение безопасности:

3. Коммуникационные риски:

Нужно понимать, что из-за отсутствия достаточного опыта дети не могут реально оценивать уровень достоверности и безопасности информации, содержащейся в Интернет-пространстве.

К тому же, в виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального плана (снятие табу насилия, разрушения; отсутствие правовых норм, действующих в реальности).

Опасность всемирной сети проявляется и в возникновении Интернет-зависимости — современной болезни, при которой возникает навязчивое желание постоянно находиться в онлайн-пространстве.

При чрезмерном увлечении Интернетом или онлайн-играми в сети родителям стоит найти альтернативу виртуальным интересам ребенка (кружки, хобби, уход за домашними любимцами и т.д.) и переключить его внимание на достижение успехов в реальной жизни.

Кто должен учить детей безопасно и правильно пользоваться Интернетом?

Именно в семье закладываются основы поведения ребенка в реальном мире, и виртуальное пространство не является исключением. Родителям следует уделять серьезное внимание онлайн-воспитанию детей и повышению их осведомленности об угрозах информационной среды.

Результаты Всеукраинского социологического исследования, осуществленного Институтом социологии НАН Украины, при поддержке компании "Киевстар", показывают, что:

Поэтому воспитатели и учителя должны проводить просветительную работу среди родителей для содействия онлайн-безопасности подрастающего поколения.

Дети в Интернете: реальные угрозы виртуального мира

Как защитить ребенка в Интернет-пространстве?

Эксперты рекомендуют родителям следующие советы:

1. Создать специальную рабочую среду для ребенка. Компьютер лучше всего разместить в общей комнате, чтобы ребенок не оставался наедине с Интернетом и смог, в случае необходимости, спросить вашего совета.

2. Для того, чтобы дети не стали зависимыми от компьютера, стоит ограничивать их пребывание в виртуальном мире с помощью обычного таймера. Но заранее обсудите с ребенком продолжительность пребывания в Интернете, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций.

3. Используйте технические средства защиты:

4. Создайте «Семейные Интернет-правила» и объясните, почему необходимо их соблюдать. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок учился не на своих собственных ошибках, чаще обсуждайте темы, связанные с виртуальным миром.

5. Учите детей критически относиться к информации в Интернете и не сообщать конфиденциальные данные.

6. Объясните опасность бесплатного публичного Wi-Fi (эти сети могут делать доступными ваши устройства) и разговоров с незнакомцами в сети.

7. Интересуйтесь виртуальной жизнью вашего ребенка и не игнорируйте вопросы, что от него поступают. Приучайте ребенка делиться с вами впечатлениями о посещении Интернета и рассказывать о том, что вызвало у него волнения.

Дети в Интернете: реальные угрозы виртуального мира

Как компьютер может помочь вам повысить Интернет-безопасность?

Надежными помощниками для родителей, которые хотят быть уверенными в безопасности своих детей в киберпространстве, могут стать программы «родительского контроля». С помощью их вы самостоятельно сможете сделать все необходимые настройки компьютера:

1. Ограничение времени проведенного ребенком за компьютером — если время вышло, а дети работают, происходит автоматический выход из системы. Время доступа можно устанавливать для каждого дня недели.

2. Ограничение активности детей в Интернете — можно выбрать сайты, исходя из возраста ребенка, запретить или разрешить загрузку файлов. Веб- фильтр оценивает контент сайтов и может блокировать те из них, содержание которых определено как нежелательное. Блокируются также рекламные баннеры и ссылки на нежелательную информацию.

3. Установление запрета на доступ детей к отдельным играм — вы можете определить, какие игры есть разрешенными, а а к каким ребенку доступ запрещен.

4. Ограничение круга людей, с которыми дети могут общаться — можно также ограничить доступ к электронной почте и обмена мгновенными сообщениями, позволив общение только с одобренным контактами.

5. Предоставление старшим детям большей ответственности — для родителей, которые готовы доверить своим детям ответственность за пребывание в Интернете, является параметр, который позволяет получать доступ ко всем сайтам, но сообщает о потенциально недопустимых. Подростки будут знать, что вы узнаете о посещении таких сайтов.

Какие существуют рекомендации относительно пребывания в Интернете для детей разных возрастных групп?

Чтобы обеспечить защиту ребенка в сети, нужно понимать его возрастные особенности, влияющие на поведение в виртуальном мире.

Чем младше ребенок, тем больше внимания следует уделять общему использованию интернета. С повышением уровня самоконтроля ребенка постепенно снижается потребность в родительском контроле.

Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, помните, что:

1. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно поэтому дети очень любят играть, особенно в онлайн-игры. И родителям следует контролировать, чтобы доля развлекательных игр в онлайн-пространстве не превышала развивающие и обучающие.

2. Этот возрастной период является самым важным для изучения правил поведения в Сети. При этом следует помнить, что, несмотря на знание определенных правил, дети могут нарушать их, поэтому необходимость родительского контроля для детей дошкольного возраста очень высока.

3. Маленькие дети должны выходить в интернет только под присмотром взрослых еще и потому, что им нужна помощь в навигации при поиске сайтов.

Дети в Интернете: реальные угрозы виртуального мира

Если вашему ребенку от 8 до 10 лет, помните, что:

1. Дети этого возраста стремятся самостоятельно исследовать окружающий мир, удовлетворяя интерес к познанию, в том числе и с помощью Интернета.

2. Учитывая возраст ребенка, контроль за его деятельностью в глобальной сети должен быть достаточно высоким.

3. В этом возрасте ребенок легче усваивает сложный учебный материал. Помочь здесь может использование обучающих и развивающих онлайн-заданий.

Если вашему ребенку от 11 до 14 лет, помните, что:

1. Мотивами, которые доминируют в поведении детей младшего подросткового возраста, являются: стремление к самостоятельности и признанию друзей, расширение собственных прав, желание занять достойное место в группе сверстников.

2. В этот период особый интерес вызывают интернет-ресурсы, позволяющие подростку общаться с реальными и виртуальными знакомыми.

3. Дети 11-14 лет уже стремятся к самостоятельности, поэтому очень важно научить их компьютерной грамотности, ведь они могут заходить в интернет в школе, интернет-кафе или у друзей, где внешний контроль отсутствует.

4. Необходимо развивать внутренний контроль ребенка и приучать его к ответственному поведению в онлайн-пространстве с целью личной безопасности.

5. Слишком строгое контролирование со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию ребенка и стать причиной утаивания им деятельности в глобальной сети.

Поэтому одно из важнейших условий безопасности ребенка в интернете — доверие между ним и родителями. Если оно сформировано и ребенок знает, что может с любым вопросом и проблемой обратиться к маме или папе, то он не будет искать информацию в других местах.

Конечно, опасности, которые возникают перед детьми при подключении к Интернету, являются серьезными, но было бы нецелесообразным полностью запрещать детям выход в Интернет.

Родителям следует помнить, что онлайн-пространство является ценным ресурсом с большим количеством увлекательной и учебной информации для развития малыша. А для того, чтобы пребывание наших детей в сети Интернет было безопасным, мы должны ознакомить их с возможными рисками и обеспечить необходимую защиту.