«Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей» — это слова известного японского реформатора, исследователя детства Масару Ибуки.

    Инженер по образованию, один из основателей корпорации «Sony», М. Ибука стал известным на весь мир благодаря книге «После трех уже поздно», в которой доказывает, что от рождения до трех лет происходит закладывание основ для последующего развития, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь.

    Почему раннее развитие ребенка является таким важным? Как окружающая среда влияет на малышей? И каких принципов воспитания стоит придерживаться заботливым родителям?

    Давайте находить ответы вместе.

    Почему нужно уделять внимание раннему развитию?

    Масару Ибука считает, что в течение первых трех годов жизни у ребенка наблюдается наивысший потенциал к учебе и развитию. То есть от момента рождения до 3-летнего возраста ребенок проходить путь, который приравнивается ко всей следующей жизни:

    Поэтому, если в этот период не создать крепкую базу, последующая учеба вряд ли приведет к блестящим результатам.

    По мнению Масару Ибуки, то, что взрослые усваивают с прикладыванием усилий, дети изучают играя. Кроме того, он считает, что дети, в отличие от взрослых, готовы учиться всегда.

Методика воспитания Масару Ибуки на learning.ua

    В чем заключается методика?

    Заниматься разработкой программы воспитания японский исследователь стал, когда его собственный ребенок начал отставать в развитии. Его сын страдал аутизмом, поэтому отец посвятил много времени изучению разных психолого-педагогических идей и создал собственную уникальную методику воспитания.

    1. Программа развития М. Ибуки составляется индивидуально для каждого ребенка.

    2. Ключевой является идея о том, что для малышей нету сложного или легкого материала. Вопреки стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все интересно, все хочется исследовать.

    Поэтому М. Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных (по мнению взрослых) для восприятия вещей. Такой подход позволяет расширить горизонты познания ребенка, и сформировать потребность в познании нового.

   3. Японский исследователь большое внимание уделял качеству дидактического материала: по его мнению, наглядными пособиями для развивающих занятий должны быть не игрушки, созданные специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации.

   Было бы замечательно, если бы в раннем возрасте малыш увидел картины великих художников, послушал лучшие образцы классической музыки, полюбил стихотворения гениальных поэтов.

   4. В системе японского исследователя много времени уделяется раннему изучению иностранных языков: М. Ибука считал знание нескольких языков нормой для каждого человека.

    5. Привлечение к музыкальной культуре, согласно этой методике, должно происходить в наиболее раннем возрасте. Занятие музыкой в детстве не только способствует изучению музыкальной гармонии, но и воспитывает способность к концентрации внимания, усидчивости, и даже влияет на выработку лидерских качеств.

    6. Важное значение в развитии ребенка должно уделяться двигательной активности. М.Ибука призывал родителей учить детей плавать, кататься на роликах и коньках из самого раннего возраста, что будет содействовать развитию координации движений малыша.

    7. Тесный контакт матери с ребенком, согласно методике М. Ибуки, является определяющим в воспитании чуткого человека: японский исследователь рекомендует чаще обнимать малыша, прижимать к себе и просто общаться с ним.

Методика воспитания Масару Ибуки на learning.ua

    8. В системе воспитания ребенка должен быть установленный режим с четким распределением всех занятий.

    Что рекомендует родителям М. Ибука:

    1. Разнообразить занятия — для ребенка полезно испытывать свои силы в разных сферах жизни.

    2. Учить наизусть стихотворения — способности ребенка к запоминанию стоит тренировать, пока малышу нравится повторять за взрослыми. А интенсивное использование памяти способствует лучшему ее функционированию и развитию.

    3. Развивать мелкую моторику ребенка — ведь все, что малыш делает руками (рисует, лепит, вырезает), развивает его интеллект и творческие способности.

    4. Тренировать левую и правую руку одновременно, что будет содействовать развитию обоих полушарий мозга.

    5. Не покупать ребенку слишком много игрушек — их избыток рассеивает внимание малыша. А превращение имеющихся игрушек или деталей из них в необходимые для игры (колеса от машинки на кукольный столик и т.п.) содействует развитию нестандартного мышления и фантазии ребенка.

    6. Больше двигаться — ходьба стимулирует мыслительный процесс и является замечательным тренажером для мозга.

    7. Развивать тактильные ощущения — предлагать ребенку трогать предметы из разных материалов (гладкие, шершавые, колючие и тому подобное).

    8. Разрешать ребенку отстаивать собственные интересы. Это развивает навыки общения.

    9. Не ссориться в присутствии малышей — им легко передаются негативные эмоции и тревога родителей.

    10. Окружить ребенка лучшими произведениями искусства.

    Как считает известный исследователь, одаренность ребенка — это результат целеустремленных усилий родителей и правильной среды.

    Но в современном мире раннее развитие чаще всего приравнивают к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте.

    Хотя гораздо более важным есть обучение ребенка умениям думать, оценивать и воспринимать.

    М.Ибука считал, что для этого не нужно создавать специальных программ. Формировать личность ребенка родители могут собственным примером, ведь дети, как губки, впитывают способы поведения мамы и папы, их чувства и манеру разговаривать.

    Стоит заметить: японский исследователь отмечал, что родители должны учить ребенка не для того, чтобы он поступил в престижную школу или стал известным музыкантом. Основная цель раннего развития — воспитание счастливых детей, а заданием родителей является раскрытие безграничных возможностей малышей.