28 ноября в 10 областях Украины было введено военное положение. Наши граждане находятся в состоянии постоянной тревоги и напряжения, когда неизвестно, чего ожидать от завтрашнего дня.
А как влияет нестабильная ситуация на детей? Стоит ли говорить о событиях в стране с малышами? И как правильно учителю реагировать на вопросы учеников относительно военного положения?
В нашей статье мы приведем советы психологов, как взрослым сохранить спокойствие и помочь справиться с напряжением своим малышам.
Нужно ли говорить с детьми о ситуации в стране?
Дети есть очевидцами, наблюдателями происходящего. Даже если вы не смотрите новостей, ребенок может узнать о том, что происходит, в школе, из Интернета или разговоров в магазинах.
Кроме того, каждый ребенок независимо от возраста находится в контакте с чувствами взрослого. Даже если мы ничего не говорим, но волнуемся, малыш втягивается в нашу «воронку» чувств и будет тревожиться тоже.
Как объясняет доктор психологических наук, психотерапевт Виктория Горбунова, дети должны понимать, что происходит, почему изменилось поведение, чем вызваны их волнения.
Иначе они могут придумать ситуацию, которой нет, нафантазировать, что они в чем-то виноваты, представлять себе много страшных вещей.
Молчание с целью оберегания ребенка от стресса не является конструктивным решением, и может иметь негативные последствия позже.
Ведь задача родителей — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым и способным понимать, где он может найти поддержку.
Поэтому, если у вашего ребенка есть потребность говорить о своих тревогах, переживаниях и опасениях, стоит дать ему возможность высказаться и не избегать ответов на его вопросы.
Как объяснить ребенку, что происходит в стране?
Помните, что говорить с детьми можно только из состояния взрослой стабильности, не нагружая ребенка собственными тревогами. Прежде чем начать разговор, нужно успокоиться и овладеть собой.
Детский и семейный психолог Светлана Ройз отмечает: «Акцент в разговорах с детьми — на безопасности». Ведь это базовая потребность любого человека.
Можно сказать: «В нашей стране — беда. И сейчас многие взрослые думают и делают все возможное, чтобы мы были в безопасности».
На своей странице в Facebook эксперт объясняет: «Мы столкнулись с тем, что в современном мире, к сожалению, существует только иллюзия безопасности, но мы можем стать безопасной опорой в жизни ребенка. Важно, чтобы во внешней нестабильности была хотя бы наша внутренняя стабильность».
Конечно, ребенок должен знать, что происходит, но родителям нужно учитывать возрастные особенности, говоря с ним о том, что происходит.
Важно понимать: чем меньше ребенок, тем меньше информации нужно предоставлять ему о травматической ситуации. Очень маленьким детям не нужно знать деталей, достаточно общего описания.
Светлана Ройз советует:
1. Детям до двух лет можно говорить (даже мысленно): «Я с тобой. Ты в безопасности. Я справлюсь. Я могу позаботиться о тебе и о себе». Важно обнимать малыша или хотя бы прикасаться к телу (чтобы ребенок чувствовал поддержку и опору).
2. Малышам от 2 до 6 лет не так важна суть объяснения, как ощущение поддержки, понимания, что поведение родителей, которое изменилась, не имеет лично к ребенку никакого отношения.
3. Ребенку до 10 лет можете сказать: «Мама/папа расстроились, потому что узнали новости. Далеко (важно дистанцировать ребенка от события) несколько (важно определить количество) людей, которые очень злятся, сделали другим больно. Сейчас многие люди заботятся и исправляют то, что можно исправить. Очень жаль пострадавших ... Мы можем о них (подумать, помолиться, пожелать чего-то хорошего, поставить свечу, положить цветы). Но мы в безопасности. Папа и мама рядом с тобой. Мы о тебе заботимся и будем заботиться».
- Очень важно дать ребенку понять, что от того, что в мире есть группа жестоких людей, сам мир не плохой. И большинству людей можно доверять. Именно сейчас стоит подчеркнуть, что мир лучше любой войны, и почему он так важен.
Конечно, если ребенок совсем не ставит вопросов, стоит ограничиться короткой фразой. Если поставил — коротко отвечать, ожидая следующего вопроса (но ответ — обязательный).
Если вы не знаете, что сказать ребенку, посоветуйтесь с авторитетным человеком в этой сфере, поищите информацию в проверенных источниках (с ребенком постарше можно делать это вместе).
Наконец, общаясь с ребенком об экстремальных ситуациях, стоит уточнить, знает ли и помнит он свои фамилию, адрес, телефон.
Как учителю правильно реагировать на разговоры учеников о военном положении?
В интервью информационному агентству «УНИАН» украинские педагоги рассказали о собственном опыте общения со школьниками во время сложных социально-политических ситуаций.
Так, киевский педагог Ирина Романенко отмечает:
«Обычно, когда в стране происходят события национального значения, равнодушным не остается никто. Дети тоже. Нередко во время Революции Достоинства, событий в Крыму занятия переходили в оживленные дискуссии».
Поэтому педагог считает, что учитель должен честно и откровенно рассказать, что происходит в стране.
Кроме того, Ирина Романенко советует педагогам провести занятие по медиагигиене, если ваши ученики поднимают подобные темы:
- разобраться, какие источники можно считать проверенными, а какие — нет;
- объяснить, почему нельзя доверять всей информации в Интернете, социальных сетях и т.п.
Ирина Шевченко, педагог из Донецкой области, основательница детского медиа-группы «Скрепка», также делится собственным опытом обсуждения со школьниками важных событий в стране:
«Для учителя поднимать и отвечать на такие вопросы — очень трудно. Однако не сделать этого нельзя. Все разговоры надо однозначно переводить в обсуждение правого поля и ни в коем случае не высказывать своего эмоционального отношения к происходящему. Единственное, на мой взгляд, на чем нужно действительно делать акцент — это то, что в любом случае, мы остаемся гражданами Украины .... В таких случаях, как сейчас, ребенку нужно объяснить, что каждая страна должна себя защищать, и Украина себя защищает. Хотя для нас это и новый опыт, для мировой истории — нет».
Как взрослым оставаться спокойными в подобных ситуациях?
Психолог Вадим Колесников отмечает: «Больше всего детей травмирует неуверенность родителей ... Когда ребенок чувствует или видит неуверенность взрослого, то начинает бояться. Это инстинкт. Эту неуверенность он чувствует через голос, вибрации и даже запах».
Чтобы сохранять спокойствие в условиях нестабильной ситуации, эксперты советуют:
1. Ограничивать время в интернете, перед телевизором и другими источниками новостей. Лучше провести его с детьми или по делам, что само собой значительно снизит тревогу.
2. Решать проблемы по мере их поступления, не драматизируя и не нагнетая панику.
3. Максимально структурировать и наполнять день, чтобы уменьшить пространство для тревожных мыслей.
4. Ограничить общение с людьми-источниками паники, ведь она передается очень быстро.
5. Помнить о ресурсах и ни в коем случае не исключать из повседневной жизни вещей, которые вдохновляют и радуют.
Как помочь ребенку справиться со стрессом?
Безусловно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, но психологи выделили общие рекомендации родителям, как помочь малышу преодолеть напряженную ситуацию.
1. Говорить правду в доступный и приемлемый для ребенка способ. Речь идет как о содержании (максимально правдивый и исчерпывающий), так и его эмоциональной подаче (спокойно, насколько возможно, без страшных прогнозов).
- Слова, которые важно слышать ребенку:
- Сейчас мы в безопасности.
- Я верю в твою и нашу счастливую и хорошую судьбу.
- Я и другие люди сделаем все, чтобы мы были в безопасности.
- Плохих людей гораздо меньше, чем хороших.
- Запрещенные фразы:
- «Помолчи» ("отойди"/"успокойся"/«отстань),
- «Не видишь, что делается!»,
- «Это не детские разговоры!»
2. Сохранять привычный режим — важно не менять ритм жизни, не отказываться от ежедневных ритуалов (чтения книг или колыбельной на ночь).
3. Наполнять жизнь ребенка интересными и ресурсными занятиями — спорт, кружки, общение с друзьями, совместное времяпрепровождение.
- Как отмечает В. Горбунова, это поможет создать внутреннее твердое убеждение, что жизнь продолжается, а также значительно усилит стрессоустойчивость детского организма из-за выбросов гормонов (окситоцина, дофамина, серотонина), синтез которых увеличивается во время переживаний радости и контакта.
Светлана Ройз приводит такие важные действия для снятия эмоционального напряжения и возвращения ресурса:
1. Играть. У детей есть замечательная спасительная стратегия от страха — игра: в ней не страшно. Для ребенка она является способом справиться с тревогой и стрессом.
- Некоторые дети могут в связи с ситуацией в стране начать играть в войну. Не нужно запрещать ребенку проигрывать эти ситуации. По убеждению психологов, подобные запреты рано или поздно могут привести к чрезмерной агрессии и повышенному интересу к этой теме
2. Обнимать: каждый раз обнимая ребенка, мы создаем вокруг него дополнительные границы безопасности и создаем образ защищенности.
3. Разрешить, если это необходимо, проявить напряжение телесно — побегать, попрыгать, покричать.
4. Делать дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха) — свисток, флейта, мыльные пузыри, шарики.
5. Применять техники арт-терапии:
- Рисовать и расписывать мандалы (рисовать в кругах), описывать ладошки, стопы, все тело — это помогает возвращать ощущение границ.
- Выбирать материалы, над которыми можно чувствовать контроль, — пластилин, глина, хлебный мякиш, кинетический песок, тесто, рисование масляной пастелью или восковыми мелками.
- Использовать обрывную аппликацию (руками рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и из них делать коллаж).
- Рисовать масляной пастелью на темной бумаге.
- Мастерить домики, делать существ с домиками на спинках (например, улиток), играть со спичечными коробками. Это поможет ребенку восстановить чувство безопасности и внутренние границы.
- Фантазировать — создавать (рисовать, моделировать) воображаемый волшебный безопасный мир.
- Если сейчас нет возможности трансформировать страх, создать для него сейф — сундук, папку. Нарисовать, положить в «надежное место», крепко закрыть. Это дает временную передышку от страха.
6. Играть с водой — почти все водные игры действуют на ребенка успокаивающе и снимают напряжение:
- представлять воду, водное пространство;
- наблюдать, как бурные волны трансформируются;
- рисовать водное пространство (пусть этот рисунок будет динамичным — начинать лучше с сильных волн, которые постепенно успокаиваются)
- держать руки под водой, постепенно уменьшая напор;
- барабанить по воде ладонями, снижая интенсивность.
Эксперты советуют родителям выделять хотя бы 10 минут, чтобы побыть с ребенком вместе в состоянии покоя и просто общаться о том, что для него важно.
Психотерапевт Рената Гладовская подчеркивает: «Страхи и тревоги детей активизируются перед сном. Поэтому обязательно найдите время для ребенка вечером».
Как мы видим, родителям во время нестабильных социально-политических ситуаций очень важно создать все условия, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и знал, что родители, несмотря ни на что, беспокоятся о нем и будут рядом.
Самое ценное, чем мы можем помочь детям пережить нынешнюю ситуацию в Украине, — это оставаться максимально спокойными и рассудительными.
Ситуация в стране рано или поздно стабилизируется, поэтому нам нужно позаботиться о психологической безопасности своих малышей для будущего, для жизни.