Сегодня родители, стремясь воспитать всесторонне развитых детей, с раннего возраста начинают их водить на многочисленные занятия: спортивные секции, языковые курсы, художественные и танцевальные кружки. Причем часто — на все и сразу.
Ориентируясь на разрекламированные занятия и советы знакомых, мы считаем, что если наша ребенок не будет посещать какие-то кружки и секции, то он чего-то не достигнет в будущем или будет отставать от своих сверстников. Но, в погоне за многочисленными достижениями, родители забывают об особенностях возрастного развития ребенка и функциональные возможности его организма. А еще мы игнорируем неоспоримый факт — ребенку нужно детство!
Каковы основные признаки переутомления малыша? Почему для ребенка столь важной является игровая деятельность? И как не допустить ошибок при выборе секции или кружка?
Ответы на эти вопросы с комментариями специалистов мы подготовили в нашей статье.
Каковы основные признаки переутомления ребенка?
Многие современные дети в течение дня лишены полноценного отдыха, поскольку на это просто не хватает времени. А чрезмерная нагрузка непременно приводит к переутомлению — болезненному физиологическому состоянию организма, возникающему в результате чрезмерной нагрузки.
Диагностировать его у дошкольника значительно сложнее, чем у взрослого. Ведь первые признаки появляются задолго до возникновения серьезных проблем, в частности неврозов (которыми страдают около 70% детей, занимающихся более чем в двух кружках и секциях). Кроме этого, переутомление и ослабление организма приводят к: снижению иммунитета, нарушению зрения, истощению нервной системы.
Специалисты приводят следующие признаки переутомления детей:
1) Нарушение сна — ребенок ложится спать раньше положенного режимом времени, но еще долго не может заснуть; часто просыпается среди ночи, разговаривает во сне; днем постоянно хочет спать. Такие симптомы свидетельствуют, что из-за истощения нервной системы малыш даже во время сна не может расслабиться и отдохнуть.
2) Нарушение аппетита — ребенок теряет аппетит или, наоборот, начинает потреблять избыточное количество пищи. В результате он или стремительно худеет, или набирает лишний вес.
3) Частые болезни — вследствие снижения иммунитета повышается восприимчивость организма малыша к болезням. Главными спутниками ребенка, который испытывает психологическое или физическое переутомление, становятся головная боль и повышение артериального давления.
4) Вредные привычки — ребенок грызет ногти, ковыряется в носу, постоянно делает монотонные движения ногами или руками.
5) Нарушение концентрации внимания — ребенок не может сосредоточиться, постоянно что-то ищет, хотя нужные ему вещи лежат перед ним.
6) Нарушение речи — ребенок запинается, пытаясь выразить свое мнение.
7) Ухудшение поведения — малыш капризничает, может впадать в истерику, грубо ведет себя с другими. Такие изменения являются признаком эмоционального дискомфорта. Если ребенок проявляет повышенную активность и агрессивность, становится слишком подвижным и непоседливым, это свидетельствует об истощении нервной системы — подвижность ребенка-дошкольника — это своеобразная защита от перегрузок.
8) Неврологические расстройства — у ребенка появляются тремор конечностей, тики. Время от времени такие проявления могут исчезать, но при условии повышения нервного напряжения (увеличение количества занятий или их интенсивности и т.п.) появляются снова, и обычно имеют более яркие проявления.
Появление у ребенка синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствуют о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму. А это уже означает, что ребенок нуждается в срочной помощи. Прежде всего следует прекратить нагружать ее различными видами деятельности и дать возможность хорошо отдохнуть. При необходимости следует обратиться к врачу или психологу.
- «Дополнительные занятия ребенка в различных секциях — это дополнительные нагрузки. Они могут привести к переутомлению. Ведь ведущая деятельность ребенка — это игра. Он имеет право сама выбирать: играть или нет, устал или это ему просто не интересно. Выбирая кружки, родители часто ориентируются не на желания и способности ребенка, а на свои представления о необходимости или полезности определенных занятий. Родители боятся потерять каждую свободную минуту. Но детям необходимо время, чтобы побездельничать, ничем не заниматься », — рассказывает Gazeta.ua кандидат психологических наук Ирина Губеладзе.
Почему детям настолько важна игровая деятельность?
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра — сенсомоторная, сюжетно-ролевая или игра по правилам. Если взрослые «экономят» время на игровой деятельности малыша, у него существенно снижается скорость развития воображения и фантазии, а также уменьшается интеллектуальная активность.
Психологи отмечают, что именно в игре дошкольник усваивает сложные взаимосвязи окружающего мира и постепенно начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетно-ролевая игра и спонтанный рисунок — это основные способы, с помощью которых ребенок имеет возможность осмыслить то большое количество неизвестного, которое ее окружает, и отразить свои впечатления от мира.
Игровая деятельность является залогом гармоничного развития дошкольника. Поэтому «экономить» время на ней недопустимо. У ребенка должна быть возможность полноценно играть несколько раз в день — каждый раз не менее 40-45 мин.
Ирина Губеладзе отмечает:
- «Дети, которые в детстве были максимально загружены, во взрослой жизни не могут самостоятельно выбрать род деятельности и организовывать свой досуг. Ведь раньше это делали родители. Поэтому нужно каждый день давать ребенку возможность побыть в одиночестве, самостоятельно выбирать себе игры и занятия. Если он плохо себя чувствует или не хочет ходить на кружки, не стоит настаивать. Родителям нужно научиться прислушиваться к желаниям своих малышей».
Как не допустить ошибок при выборе секции или кружка?
Специалисты советуют, выбирая с ребенком кружки и секции, обратить внимание на следующие советы:
1. Ориентироваться на способности и желания ребенка. Не навязывайте то, что ему на самом деле не нравится. Дополнительные занятия должны приносить удовольствие, а не быть обузой. Для того чтобы узнать, что любит и чего хочет ребенок, прежде всего, надо у него спросить, что ему вообще интересно, услышать ответ и не подвергать это критике. Не лишним будет и понаблюдать за малышом.
2. Посетить пробное занятие. Как правило, они бесплатные. Зато помогают избежать разочарований. Иногда и одного занятия хватает, чтобы ребенок понял, что определенная секция или преподаватель ему не подходят.
3. Продумать логистику. Выбирайте кружки ближе к дому или школе, чтобы сэкономить время на дорогу. Можно поинтересоваться, какие интересные курсы есть поблизости от вашего дома.
4. Оптимизировать нагрузки. Для того, чтобы дополнительные занятия приносили ребенку радость и имели пользу, вводите их постепенно и внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Пусть он лучше ходит в одну секцию, но при этом будет иметь время для отдыха, общения со сверстниками и прогулок.
Психолог Валентина Кузина-Рудан подчеркивает, что одного базового кружка достаточно, чтобы ребенок развивался разносторонне:
- «Не надо перегружать ребенка кружками. Желательно, чтобы был один базовый. Обычно работа в кружках так и построена — есть нечто базовое и к этому направлению есть определенные дополнительные вещи. Например, если речь идет о каких-то художественных школх, то здесь детей учат и лепке, и рисованию карандашами, и рисованию пастелью, и мелом. А это уже будет разностороннее развитие».
6. Чередовать виды деятельности. Если ребенок все же посещает два или более кружка, то желательно, чтобы интеллектуальные или творческие занятия чередовались со спортом или другими секциями, связанными с физической нагрузкой. Изменение вида деятельности учит быстро переключать внимание и концентрироваться, повышает пластичность мозга, помогает снизить стресс и снимает усталость.
Как мы видим, занятия в кружках и секциях будут полезными и интересными для ребенка лишь при условии правильного родительского подхода к их количеству и необходимости. Поэтому, заботясь о всестороннем развитии детей, очень важно вовремя почувствовать ту грань, за которой реализация потенциала ребенка отбирает у нее детство.