Сегодня родители, стремясь воспитать всесторонне развитых детей, с раннего возраста начинают их водить на многочисленные занятия: спортивные секции, языковые курсы, художественные и танцевальные кружки. Причем часто — на все и сразу.

    Ориентируясь на разрекламированные занятия и советы знакомых, мы считаем, что если наша ребенок не будет посещать какие-то кружки и секции, то он чего-то не достигнет в будущем или будет отставать от своих сверстников. Но, в погоне за многочисленными достижениями, родители забывают об особенностях возрастного развития ребенка и функциональные возможности его организма. А еще мы игнорируем неоспоримый факт — ребенку нужно детство!

     Каковы основные признаки переутомления малыша? Почему для ребенка столь важной является игровая деятельность? И как не допустить ошибок при выборе секции или кружка?

    Ответы на эти вопросы с комментариями специалистов мы подготовили в нашей статье.

    Каковы основные признаки переутомления ребенка?

    Многие современные дети в течение дня лишены полноценного отдыха, поскольку на это просто не хватает времени. А чрезмерная нагрузка непременно приводит к переутомлению — болезненному физиологическому состоянию организма, возникающему в результате чрезмерной нагрузки.

    Диагностировать его у дошкольника значительно сложнее, чем у взрослого. Ведь первые признаки появляются задолго до возникновения серьезных проблем, в частности неврозов (которыми страдают около 70% детей, занимающихся более чем в двух кружках и секциях). Кроме этого, переутомление и ослабление организма приводят к: снижению иммунитета, нарушению зрения, истощению нервной системы.

Кружки и секции: как не навредить ребенку на learning.ua

    Специалисты приводят следующие признаки переутомления детей:

    1) Нарушение сна — ребенок ложится спать раньше положенного режимом времени, но еще долго не может заснуть; часто просыпается среди ночи, разговаривает во сне; днем постоянно хочет спать. Такие симптомы свидетельствуют, что из-за истощения нервной системы малыш даже во время сна не может расслабиться и отдохнуть.

    2) Нарушение аппетита — ребенок теряет аппетит или, наоборот, начинает потреблять избыточное количество пищи. В результате он или стремительно худеет, или набирает лишний вес.

    3) Частые болезни — вследствие снижения иммунитета повышается восприимчивость организма малыша к болезням. Главными спутниками ребенка, который испытывает психологическое или физическое переутомление, становятся головная боль и повышение артериального давления.

    4) Вредные привычки — ребенок грызет ногти, ковыряется в носу, постоянно делает монотонные движения ногами или руками.

    5) Нарушение концентрации внимания — ребенок не может сосредоточиться, постоянно что-то ищет, хотя нужные ему вещи лежат перед ним.

    6) Нарушение речи — ребенок запинается, пытаясь выразить свое мнение.

    7) Ухудшение поведения — малыш капризничает, может впадать в истерику, грубо ведет себя с другими. Такие изменения являются признаком эмоционального дискомфорта. Если ребенок проявляет повышенную активность и агрессивность, становится слишком подвижным и непоседливым, это свидетельствует об истощении нервной системы — подвижность ребенка-дошкольника — это своеобразная защита от перегрузок.

    8) Неврологические расстройства — у ребенка появляются тремор конечностей, тики. Время от времени такие проявления могут исчезать, но при условии повышения нервного напряжения (увеличение количества занятий или их интенсивности и т.п.) появляются снова, и обычно имеют более яркие проявления.

    Появление у ребенка синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствуют о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму. А это уже означает, что ребенок нуждается в срочной помощи. Прежде всего следует прекратить нагружать ее различными видами деятельности и дать возможность хорошо отдохнуть. При необходимости следует обратиться к врачу или психологу.

    Почему детям настолько важна игровая деятельность?

    Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра — сенсомоторная, сюжетно-ролевая или игра по правилам. Если взрослые «экономят» время на игровой деятельности малыша, у него существенно снижается скорость развития воображения и фантазии, а также уменьшается интеллектуальная активность.

    Психологи отмечают, что именно в игре дошкольник усваивает сложные взаимосвязи окружающего мира и постепенно начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетно-ролевая игра и спонтанный рисунок — это основные способы, с помощью которых ребенок имеет возможность осмыслить то большое количество неизвестного, которое ее окружает, и отразить свои впечатления от мира.

    Игровая деятельность является залогом гармоничного развития дошкольника. Поэтому «экономить» время на ней недопустимо. У ребенка должна быть возможность полноценно играть несколько раз в день — каждый раз не менее 40-45 мин.

    Ирина Губеладзе отмечает:

    Как не допустить ошибок при выборе секции или кружка?

Кружки и секции: как не навредить ребенку на learning.ua

    Специалисты советуют, выбирая с ребенком кружки и секции, обратить внимание на следующие советы:

    1. Ориентироваться на способности и желания ребенка. Не навязывайте то, что ему на самом деле не нравится. Дополнительные занятия должны приносить удовольствие, а не быть обузой. Для того чтобы узнать, что любит и чего хочет ребенок, прежде всего, надо у него спросить, что ему вообще интересно, услышать ответ и не подвергать это критике. Не лишним будет и понаблюдать за малышом.

    2. Посетить пробное занятие. Как правило, они бесплатные. Зато помогают избежать разочарований. Иногда и одного занятия хватает, чтобы ребенок понял, что определенная секция или преподаватель ему не подходят.

    3. Продумать логистику. Выбирайте кружки ближе к дому или школе, чтобы сэкономить время на дорогу. Можно поинтересоваться, какие интересные курсы есть поблизости от вашего дома.

    4. Оптимизировать нагрузки. Для того, чтобы дополнительные занятия приносили ребенку радость и имели пользу, вводите их постепенно и внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Пусть он лучше ходит в одну секцию, но при этом будет иметь время для отдыха, общения со сверстниками и прогулок.

    Психолог Валентина Кузина-Рудан подчеркивает, что одного базового кружка достаточно, чтобы ребенок развивался разносторонне:

    6. Чередовать виды деятельности. Если ребенок все же посещает два или более кружка, то желательно, чтобы интеллектуальные или творческие занятия чередовались со спортом или другими секциями, связанными с физической нагрузкой. Изменение вида деятельности учит быстро переключать внимание и концентрироваться, повышает пластичность мозга, помогает снизить стресс и снимает усталость.

    Как мы видим, занятия в кружках и секциях будут полезными и интересными для ребенка лишь при условии правильного родительского подхода к их количеству и необходимости. Поэтому, заботясь о всестороннем развитии детей, очень важно вовремя почувствовать ту грань, за которой реализация потенциала ребенка отбирает у нее детство.