Развитие телевидения и, особенно, интернета, привел к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше мыслит логически, воспринимая полученную информацию поверхностно и фрагментарно. Специалисты даже говорят, о новом феномене современности — клиповое мышление.
Каковы же его особенности? Что привело к возникновению клипового мышления? Чем оно опасно для детей и как предотвратить его негативных последствий?
Предлагаем найти ответы в нашей статье.
Что такое клиповое мышление?
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов, и первоначально означал способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Этим оно принципиально отличается от понятийного (словесно-логического) мышления, где используются понятия и логические конструкции, а не образы.
Вообще, слово «clip» переводится с английского как «отсечения; вырезка (из газеты) фрагмент (из кинофильма), нарезка». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер клипов облегчает зрителю понимание и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную тему.
Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую действительность как последовательность не связанных между собой явлений, а не как целостную картину. Мозг просто не успевает построить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.
- «Детям и молодежи, в которых преобладает клиповое мышление, сложно анализировать любое явление, потому что на одном из них их внимание НЕ фокусируется надолго. Место одного мгновенно занимает другое», - объясняет психолог Марина Маншилин
С клиповым мышлением мир превращается в калейдоскоп разных, не связанных между собой обломков информации. Дети привыкают к тому, что образы в их голове постоянно сменяют друг друга и постоянно требуют новых.
Что привело к возникновению клипового мышления?
В 2010 русский философ и культуролог К. Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:
- Развитие современных технологий.
- Необходимость воспринимать большой объем информации.
- Многозадачность.
- Ускорение ритма жизни и попытки угнаться за ним, чтобы быть в курсе событий.
- Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы (проповедь превращается в дискуссию, риторика — в диалектику).
Специалисты утверждают, что клиповый тип мышления прежде всего присущ поколению Y (рожденным после 1981 г.) и, в еще большей степени, поколению Z (рожденным после 1994 г.) — молодые, выросшая под влиянием цифровой революции.
Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются именно для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение подает новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.
Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хотя и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации.
Семейный психолог Оксана Олейник объясняет:
- «Поскольку информации очень много, ее подают, как правило, кусками, вырванными из контекста. Через мощный информационный поток и колоссальный объем знаний, который дети должны усвоить, нет возможности прожить эту информацию и докопаться до сути. Она усваивается очень поверхностно. Это основная причина развития клипового мышления.»
Чем опасно клиповое мышление?
К негативным последствиям клипового мышления специалисты относят:
1. Невозможность длительной концентрации внимания и снижение способности к глубокому логического анализа.
У обладателя клипового мышления способность анализировать заметно снижается, поскольку любая информация не задерживается надолго в его сознании и быстро сменяется новой. А такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщения и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека.
2. Ослабление способности к сопереживанию.
Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и Интернета, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Кроме того, находясь в постоянном информационном потоке, мы просто не успеваем углубляться в свои эмоции. Конечно, в моменты громких трагедий, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствие» через незначительный промежуток времени резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации.
3. Снижение уровня успешности и коэффициента усвоения знаний.
Во всем мире учителя бьют тревогу из-за того, что дети очень мало читают, часто не понимают смысла прочитанного. Ученики быстро забывают то, чему их научили совсем недавно. Так, в ходе одного из экспериментов старшеклассникам предложили ответить на ряд вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников составляет 10-30%.
4. Повышение восприимчивости к манипуляциям и влияния
Увлекаясь восприятием краткосрочной нформация, люди не углубляются в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к различным манипуляций.Тож в наше время мощным инструментом продаж стала реклама. Она апеллирует к эмоциям человека, а не его способности анализировать информацию, и, как следствие, мы чаще делаем ненужные покупки. Эту же технологию используют политики в своих избирательных кампаниях. Имеет клиповое мышление положительные последствия?
Клиповое мышление — достаточно сложное и неоднородное явление, поэтому, наряду с отрицательными сторонами, оно и имеет положительные последствия. К ним относят:
1. Ускорение реакции.
Жизнь стала настолько динамичным, что требует мгновенного включения, и умение быстро сориентироваться среди нашествия информации. А клиповое мышление позволяет быстрее реагировать на любые стимулы и изменения.
2. Защита мозга от информационной перегрузки
Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий. Сознание современного человека подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, существует вокруг нас.
3. Развитие многозадачности
Американский психолог Ларри Розен в книге «Я, мой пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколение интернета» (Internet Generation) — растущая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, «серфить» в интернете, редактировать фото и делать уроки или работать.
Детский психолог Евгений Мирошниченко отмечает:
- «Когда дети вырастут, то сделают с этим клиповым мышлением великие открытия. Они иначе воспринимают этот мир. Это мышление фрагментарное, нет системности, но, тем не менее, даже такое калейдоскопическое восприятия позволяет ребенку собрать из осколков картину мира. Задача взрослых — помочь сделать ее реалистичной, целостной, непротиворечивой, добавить глубины.»
Как бороться с минусами клипового мышления?
Формирование целостной личности, которой бы было присуще как последовательное, так и клиповое мышление, возможно.
Семейный психолог Оксана Олейник отмечает, что
- «в 80% это зависит от семьи, и что младший ребенок, тем больше информации она черпает именно из семьи. Если в семье есть традиции, которые передаются, ценности, возможность открыто говорить о проблемах, поддержка, тогда такие дети меньше сталкиваются с негативными последствиями клипового мышления».
В частности, очень важно, чтобы в первые 8-10 лет ребенок развивался творчески: рисовала, пела. Музыка позволяет учиться проживать эмоции, анализировать, способствует целостному развитию мышления, потому что влияет на гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга. Рисование дает возможность более созерцательно воспринимать мир.
Кроме того, для борьбы с негативными сторонами клипового мышления можно использовать следующие способы:
1. «Метод парадоксов»
Поиск парадоксов и противоречий искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.Так, когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики замислюються.Наприклад: Бетховен писал грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Как это объяснить?
2. Чтение художественной и философской литературы
В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляющих при чтении художественной литературы человек создает образы самостоятельно. К тому же, считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному.
Поэтому детей нужно приучать к чтению литературы. А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим ребенком прочитанный материал, чтобы он учился анализировать его и устанавливать связи между явлениями.
3. Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения
Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах улучшает способность к критическому мышлению, развивает умение и желание думать.
4. День отдыха от информации
Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться режиме.
В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключения каналов ( «зеппинг») и чтения коротких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных спектаклей) и длительное чтение больших текстов.
Нужно понимать, что клиповое мышление — это неизбежное следствие развития современного общества, у которого есть как плюсы, так и минусы. Защищая детскую психику от перегрузок, оно препятствует умению концентрироваться и анализировать информацию.
Поэтому, воспитывая детей в современном обществе, мы должны постоянно находить баланс между клиповостью и сосредоточенностью, сочетать полярности, исключающие и дополняют друг друга. А еще нужно понять, что, позволяя своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, мы готовим для них не самое лучшее будущее. Ведь, не умея анализировать информацию, очень сложно стать успешным человеком.