Обычно взрослые узнают о воображаемых друзьях ребенка случайно, когда он начинает разговаривать с кем-то в пустой комнате, берет лишнее печенье и сам его не кушает или случайно проговаривается о своем воображаемом приятеле. Хотя порой малыши могут и сами охотно рассказывать о своих невидимых друзьях, придумывать новые описательные и сюжетные детали.
Обычно такое поведение ребенка беспокоит родителей. Однако действительно ли вымышленный друг — отрицательное явление?
Какие черты свойственны воображаемым друзьям? Почему они появляются в жизни ребенка? И как следует вести себя родителям, когда ребенок имеет такого друга?
Предлагаем найти ответы вместе.
Воображаемый друг — кто это?
Воображаемый друг — это вымышленный ребенком персонаж, существующий в реальном мире на протяжении определенного временного промежутка и является значимым для него. Воображаемым другом может быть выдуманный ребенок или взрослый (чаще всего того же пола, что и ребенок), а также животное или несуществующее существо.
Обычно малыш заботиться о своем невидимом приятеле, играет с ним, а иногда даже ссорится. Дети наделяют воображаемого друга чертами людей из своего окружения и персонажей из мультфильмов, кинофильмов, сказок, и больше всего — собственными характеристиками.
Иногда ребенок может иметь сразу нескольких воображаемых друзей, порой дружба с одним воображаемым другом может переходить в приятельские отношения с другим.
Почему малыш придумывает себе друзей?
Причины появления воображаемых друзей могут быть различными, они зависят от особенностей ребенка и его психического развития.
Психотерапевт Валерий Патонич выделяет 5 основных причин появления воображаемого друга:
1.Возрастной этап развития мышления.
У детей (обычно с 3 лет) усложняется символическое мышление, благодаря которому они могут использовать во время игры игрушки и их элементы не по назначению (использовать ложку как самолетик, LEGO-деталь как телефонную трубку), воображать себя каким-то персонажем или взрослым. Поэтому появление в этот период мнимого приятеля (до 8 лет) свидетельствует о гармоничном развитии ребенка и богатом воображении.
2. Потребность коммуникации.
Появление воображаемого друга — это способ научиться взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Если ребенок не может выразить свои чувства, эмоции в общении с родителями, он проецирует их на своего вымышленного приятеля. Иногда появление вымышленного друга обусловлено нехваткой общения со сверстниками (в основном в младшем школьном возрасте).
3. Скука, недостаток впечатлений.
Например, когда ребенок один в семье и ему скучно, он может нафантазировать себе того, с кем можно поиграть. Кроме того, воображаемый друг может появиться тогда, когда родители уделяют ребенку мало времени, нет совместных игр, поездок, не хватает впечатлений.
4. Желание переложить вину с себя на другого.
Ребенок может бояться наказания за проступок: разбитую вазу, загрязненную куртку, сломанную игрушку.
5. Ощущение незащищенности.
Например, кто-то обидел малыша, а он боится об этом рассказать маме или папе. Поскольку чувствует, что не получит поддержку, родители не отреагируют должным образом на обидчика.
В каком возрасте появляется воображаемый друг?
Невидимый друг может возникнуть и в воображении двухлетнего малыша, но обычно это происходит в старшем возрасте, когда ребенок уже имеет большой опыт наблюдения за взаимоотношениями взрослых.
Психологи отмечают, что воображаемые друзья появляются у ребенка чаще всего на третьем-четвертом году жизни. На это влияют различные факторы, в частности развитие символического мышления и символической игры.
Продолжительность такой дружбы иногда составляет два-три года. Иногда ребенок настолько привязывается к своим воображаемым друзьям, что может контактировать с ними даже во время обучения в начальной школе.
Но обычно в шести-семилетнем возрасте новые возрастные навыки и условия жизнедеятельности (посещение дополнительных занятий и кружков, начало обучения и т.д.) позволяют ребенку больше практиковать взаимодействие с другими. То есть старший дошкольник начинает чувствовать себя комфортно во время коммуникации уже без такого раннего способа общения, как разговоры с воображаемыми друзьями. Поэтому последние постепенно исчезают.
Дети могут объяснять себе и окружающим исчезновение воображаемых друзей по-разному — бегство, отъезд, гибель и т.п. Чем более детально малыш описывает обстоятельства исчезновения вымышленного приятеля, тем активнее работает его воображение.
Психолог Дарья Грошева отмечает, что иногда воображаемый друг может появиться и у подростка — в основном после какого-то травматического события (смерти близкого человека, переезда, развода родителей). Некоторое время этот воображаемый друг может сопровождать ребенка и владеть каким-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Психолог призывает родителей в такой ситуации не бить сразу тревогу, а обратиться к специалисту, чтобы выяснить, в чем нуждается ребенок.
Какую роль играет воображаемый друг в развитии ребенка?
Существование воображаемого друга — нормальный (хотя и необязательный) элемент психического развития ребенка.
Психолог из университета Орегона и автор книги «Воображаемые друзья и дети, которые их создают» Марджери Тейлор утверждает, что дети, у которых был или есть воображаемый друг, более социализированы и менее застенчивы. А некоторые исследования показывают, что у детей, которые имеют воображаемых друзей больше развито социальное понимание и они более успешно применяют различные навыки в реальной жизни.
Психолог Марина Романюк в своей статье в журнале «Практический психолог» объясняет:
- «Если ребенок придумывает друзей, то это свидетельствует о его эмоционально-общественном развитии, поскольку разговоры с воображаемыми друзьями дают ему возможность лучше понять взаимоотношения между людьми. Когда ребенок представляет и проигрывает диалог с вымышленным собеседником, он тренируется определять эмоциональную окраску ситуации, управлять собственными эмоциями.»
Кроме того, благодаря общению с воображаемым другом растет уровень коммуникативных способностей ребенка: он учится слушать собеседника и отвечать на его вопросы. А сочинения событий из жизни воображаемого друга и детализация его внешности, привычек, вкусов и других особенностей тренирует память ребенка.
Специалисты считают, что для ребенка такой опыт — важный и полезный, поскольку позволяет воплощаться в роль друга, что потом он сможет испробовать во время реального взаимодействия.
Для застенчивого ребенка общение с воображаемым другом — безопасная форма реагирования на неудачи или страхи, связанные с взаимоотношениями в реальной жизни. А еще имеющему воображаемого друга, легче адаптироваться к изменениям, связанным, например, с посещением детского сада, первой самостоятельной поездкой в летний лагерь и т.п.
Как нужно относиться к воображаемым друзьям малыша?
Специалисты рекомендуют родителям:
1. Не запрещать общаться с воображаемым другом.
Запрет может негативно повлиять на взаимоотношения с ребенком: он может стать осмотрительнее и начать «скрывать» своего вымышленного приятеля.
2. Не высмеивать фантазии ребенка и не наказывать его.
Такие «воспитательные методы» могут только нанести непоправимый вред психике ребенка.
3. Принять ситуацию с воображаемым другом.
Попробуйте воспользоваться этой ситуацией как возможностью наладить контакт с ребенком, лучше понять его.
4. Пытаться понять фантазии ребенка.
Спросите ребенка о том, что любит, а чего не любит его воображаемый друг, чего он боится, что он чувствует, о чем мечтает. Ответы ребенка на такие вопросы позволят вам увидеть окружающий мир сквозь призму восприятия ребенка, а также понять его поступки, реакции, настроения.
5. Выяснить, в какие моменты появляется воображаемый друг.
Эта информация позволит родителям лучше понять индивидуальность своего ребенка. Возможно, воображаемый друг появляется тогда, когда он скучает или чем-то расстроен.
6. Воспитывать нравственность
Если ребенок постоянно перекладывает ответственность за свое поведение на воображаемого друга, нужно выяснить, почему он это делает и учить его отвечать за свои поступки.
7. Помочь попрощаться с вымышленным персонажем.
Это стоит сделать тогда, когда пяти-семилетний ребенок слишком привязан к вымышленному другу (который существует в его воображении более двух лет) и когда он не имеет друзей среди сверстников.
Чтобы помочь ребенку безболезненно расстаться с воображаемым другом, психолог Марина Романюк рекомендует родителям:
- объяснить ребенку, что его воображаемый друг сейчас нужнее другому малышу;
- присоединиться к фантазированию и представить дом или город, где живут воображаемые друзья всех детей. А потом описать идеальные условия, которые там царят, и побудить ребенка отпустить туда своего вымышленного друга;
- привлекать малыша к видам деятельности, которые заинтересуют его и на которых он сможет сконцентрироваться;
- обеспечить ребенку возможность фантазировать в условиях, максимально приближенных к общению с воображаемым другом (например, составлять сказки и истории);
- общаться с малышом чаще и привлекать к разговорам других членов семьи.
Если же дружба с вымышленным персонажем слишком длительная или у ребенка сопровождают тревожные проявления, стоит обратиться к практическому психологу.
Когда фантазирование может быть симптомом?
Педагоги и родители должны уметь отличать наличие у ребенка воображаемых друзей в пределах, адекватных ее возрастному периоду развития, от, например, галлюцинаций, которые могут быть признаком шизофрении.
Психолог Марина Романюк отмечает, что родителей должны насторожить такие особенности детского поведения:
- пугливость;
- необычное поведение — длительное созерцание стен, навязчивые движения и тому подобное;
- повышенный уровень чувствительности к слуховым раздражителям;
- созерцание несуществующих, то есть невидимых для окружающих предметов/лиц и их четкое описание;
- потеря некоторых приобретенных ранее умений;
- проблемы с концентрацией внимания.
Если ребенок проявляет подобные симптомы, родителям стоит обратиться к клиническому психологу и при необходимости пройти медицинское диагностирование, чтобы выявить причину такого поведения ребенка.
Если же такие симптомы отсутствуют, родителям не стоит беспокоиться из-за появления у ребенка вымышленного друга.
Детский психолог Александр Покрышкин отмечает:
- «Основной совет родителям, которые с этим столкнулись, — проявлять уважение и тактичность. Постепенно игра сойдет на нет, а упреки только придадут напряжения в отношениях с малышом. Наблюдая за этой игрой, стремясь лучше понять того, с кем дружит ребенок, мы лучше поймем и его самого.»
Поэтому, как мы видим, наличие воображаемого друга — не приговор и не повод для паники, а лишь еще одна возможность лучше познать внутренний мир ребенка, обратить внимание на его особенности.