Некоторые вещи о детстве мы начинаем понимать, только после рождения собственных детей. Ведь практика воспитания порой бывает очень далека от теории. Поэтому молодые мама и папа экспериментируют и учатся быть родителями уже в процессе воспитания детей. И хотя метод проб и ошибок важный и даже нужен в поиске подхода к ребенку, вместе с тем стоит и прислушиваться к квалифицированным специалистам, обмениваться опытом с другими родителями, которые уже прошли или только проходят этот непростой путь воспитания личности.
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с советами известного американского блогера и писателя, автора книг «The Power of less» и «The little guide to unprocrastination» Лео Бабауты.
В своем блоге «Zen habits» (перевод и публикацию статей которого осуществляет журнал НВ («Новое время») писатель опубликовал список лучших вещей, которые он узнал о воспитании детей. А их у Лео — шесть! Хотя автор не считает себя экспертом по воспитанию, но возможность быть отцом считает одной из самых интересных вещей в своей жизни.
Он отмечает, что у него с женой Евой есть несколько не совсем обычных идей по воспитанию, которые могут быть полезны родителям, которые ищут новые способы мышления. И отмечает, что много работы по воспитанию детей было сделано матерями его детей (женой Евой и мамой первых двух детей).
Приводим список лучших вещей, которые узнал Лео, воспитывая своих детей (далее — прямая речь автора):
«1. Ваша главная работа — просто их любить.
Конечно, мы должны заботиться об их базовых потребностях, но родители добавляют к этому еще немало других вещей, слишком все усложняя. Вам не нужно ничего лепить из них, давить на них, чтобы они стали лучше, заставлять их заниматься различными видами активности, чтобы стать идеальным ребенком. Они уже абсолютно совершенны. Просто любите их такими, как они есть, и убедитесь, что они чувствуют эту любовь.
2. Не суетитесь вокруг них — позвольте им иногда падать.
В наше время родители, как правило, слишком опекают детей, стараются удовлетворить все их потребности и боятся малейшего падения. Нет. Позвольте им жить. Пусть они имеют определенную независимость. Пусть они выходят на улицу и играют без вас. Пусть падают и царапают колени. Пусть в чем-то ошибаются. Именно так они растут. Представьте себе, если бы вы защищали детей от неудач, боли и трудностей всю жизнь ... они были бы совершенно не готовы к взрослому миру! Это не значит, что вы никогда не должны защищать своего малыша, но чем меньше вы можете это делать, без угрозы для его жизни, тем лучше. А потом помогите им самостоятельно справиться с неудачей или болью, дав понять, как они могут это сделать. Будьте рядом, но только для того, чтобы помочь им научиться делать это самостоятельно.
3. Суровые методы воспитания приносят больше вреда, чем пользы.
Если ваши родители были сторонниками строгой дисциплины, это не значит, что вы должны действовать так же.
Когда я впервые столкнулся с родительскими обязанностями, я кричал, шлепал своих детей и наказывал их за все их ошибки. Это принесло огромный вред, и заставило их бояться меня. Да, они бы сделали все, что я им сказал, но только потому, что они боялись делать иначе. И часто дети просто скрывали и свои поступки, чтобы я не узнал о них. С годами я научился вести себя спокойнее, контролировать свою вспыльчивость и проявлять больше сочувствия. Я не совершенен, но теперь я смотрю на все как на возможность научить их чему-то, возможность повзрослеть — для них, и шанс просто любить их — для меня
4. Регулярное чтение детям — одна из лучших вещей, которые я когда-либо делал.
Я читаю своим детям почти каждый день. Мы с женой делали это со всеми детьми, и это отличный способ провести время с ними, воспитать любовь к чтению, которая будет приносить им пользу в течение всей жизни, и вместе исследовать воображаемые новые миры. Мои дети полюбили читать самостоятельно после того, как в обнимку со мной прочитали Доктора Сьюзи и Гарри Поттера, Нарнию, Тысячу и одну ночь и Дон Кихота.
5. Позвольте им самим управлять собственным обучением.
Пусть они учатся как взрослые. Четверо моих детей — анскулеры (от англ. «un» — не и «school» — школа; дети, получающие образование вне школы), но все они самостоятельно выполняли учебные проекты, и я призываю их изучать все, что им кажется интересным. Многие дети так привыкли к обучению «сверху-вниз» (где им говорят, что, когда и как изучать), что они не умеют направлять себя самостоятельно. Им придется учиться, став взрослыми. Вместо этого мы можем побудить их изучать то, что им интересно, и помогать им с учебными проектами, пока они не смогут делать это самостоятельно.
6. Давайте им забавные задачи и побуждайте их пробовать что-то новое.
Самостоятельное обучение — невероятный метод, но иногда детям нужно вдохновение. Мне нравится подталкивать их к тому, чтобы они искали информацию, глубоко погружались в тему, что заинтересовала их, узнавали что-то, что захватит их неожиданно для них самих. Я пытаюсь говорить о таких вещах в позитивном ключе, показывая, насколько мне самому это интересно, и я заметил, что интерес и любопытство иногда бывают заразительны. В других случаях я бросаю им вызов: давайте выполним челлендж-рисования, челлендж-отжимания ... Давайте посмотрим, удастся ли нам путешествовать целый месяц, с одним лишь рюкзаком за спиной, или запомнить столицы всех штатов, или столько цифр числа пи , сколько сможем. Попробуйте создать собственную интересную игру. Дети (и взрослые) хорошо реагируют на веселые вызовы.
7. С раннего возраста учите их делать что-то самостоятельно.
Мы учили наших детей делать что-то самостоятельно как только появлялась такая возможность. Самостоятельно застегнуть обувь, почистить зубы, принять душ и одеться, приготовить себе завтрак и обед, помыть посуду, сделать уборку в доме, постирать свои вещи. Во-первых, то, что дети помогали планировать питание, покупали продукты и готовили обеды раз в неделю, облегчило нашу родительскую работу. Впоследствии нам уже не нужно было делать много для них. Но не менее важно и то, что мы научили их самодостаточности — они не ждут, что кто-то позаботится обо всем для них, и учатся тому, что могут самостоятельно сделать для себя все, что сочтут нужным.
8. Позвольте им брать на себя ответственность или участвовать в делах, насколько это возможно.
В этом же направлении, мы стараемся сделать так, чтобы дети отвечали за что-то — например, сами планировали путешествие. Они изучают вопрос, ищут квартиры на Airbnb, составляют железнодорожные маршруты, бронируют авиарейсы. Когда они достигают совершеннолетия, они уже знают, как делать все эти вещи. И умеют брать на себя ответственность.
9. Попробуйте принимать решения демократическим путем.
Когда мы решаем, где поесть или как провести выходные, мы проводим обсуждения, каждый вносит свои идеи, и затем голосуем. Это учит детей принимать участие в принятии решений вместо того, чтобы позволять кому-то другому управлять их жизнью. Но кроме того, это учит их уважать мнение других, и тот факт, что их собственные желания — не единственное, что имеет значение. Мы практикуем такие обсуждения, планируя поездку, решая, стоит ли нам переезжать в новый город, и тому подобное.
10. Практикуйте с ними осознанность.
Я медитировал со всеми своими детьми. Нерегулярно, но достаточно для того, чтобы они узнали, что это такое. Когда моя дочь приходит ко мне чем-то расстроена, мы практикуем осознание того, как эмоция чувствует себя в ее теле. Когда другая моя дочь чувствует беспокойство, мы также говорим о том, как поработать с этим. И они видят, как я медитирую утром, поэтому практика осознанности становится для них нормой.
11. Главный метод обучения — ваш собственный пример.
К слову о том, что они видят, как я медитирую: это мой главный способ научить их чему бы то ни было. Собственный пример. То, как я живу. Если я хочу научить их драться, я должен быть миролюбивым. Если я хочу научить их быть хорошими людьми, я должен быть участливым, внимательным, любящим. Если я хочу научить их не зависеть от гаджетов, я не должен делать этого сам. Если я хочу, чтобы они были активными, ели здоровую пищу, читали, медитировали ... я должен начать с себя. И говорить с ними о том, что я делаю и почему, и как я это делаю. Они учатся практически всему, что делают люди вокруг них.
12. Не делайте вид, что вы все знаете.
Хоть я и пытаюсь сделать в жизни все что в моих силах, я должен смириться и признать, что не знаю всего. На самом деле я почти ничего не знаю. Я не могу всегда думать, что прав, и не могу притворяться, что у меня есть ответы на все вопросы, даже если я папа. Возможно, мои дети знают то, чего не знаю я. Возможно, мы можем узнать что-то вместе ... но начинается это с того, что я говорю: «Я не уверен, давайте выясним!». С этого незнания начинается обучение, пространство, которое мы можем исследовать вместе, пространство, где мы открыты друг другу. Многие родители (и люди в целом) уверены в том, что они точно знают, что делают, знают ответы на любые вопросы. Это не оставляет места ни для чего другого. Это — фундаментализм (философская позиция, убеждение, согласно которому существуют базовые основы достоверного знания — прим.ред.)
13. Признайте свою неправоту.
Приносите извинения. Заглаживайте свою вину. Когда я думаю, что прав, и настаиваю на этом... я часто оказываюсь неправ. Я пережил это унижение множество раз. Я понял, что вместо того, чтобы продолжать притворяться, будто я прав, гораздо лучше признать, что я ошибся. Смириться. По-настоящему извиниться, если я сделал что-то, что привело к их боли. И сделать все, что нужно, чтобы это исправить.
14. Пусть они с ранних лет учатся зарабатывать и платить.
И объясните им, что такое долг. В нашем доме не выдаются деньги на карманные расходы. Мы покупаем детям то основное, что им необходимо, но если они хотят чего-то большего, они должны сами заплатить за это. И заработать, делая то, что выходит за рамки их основной работы. Они могут сделать что-то для нас, или помочь мне в работе, или предоставить услуги другим людям, чтобы заработать деньги. Это также учит их собирать на свои цели. Кроме того, я разговариваю с ними об опасности долгов, высокой стоимости задолженности по кредитным картам и делюсь другими простыми финансовыми истинами, которые я усвоил.
15. Не защищайте их от секса, наркотиков и технологий.
Некоторые родители не хотят, чтобы их дети слышали что-то о сексе или наркотиках, и пытаются защищать их от этого как можно дольше. Это делает, например, секс запретной темой и дает детям нездоровое представление что это якобы плохо. Я решил, что гораздо лучше говорить на эту тему откровенно, и если бы я собирался повторить все сначала, я бы начал этот откровенный разговор гораздо раньше. Секс не должен считаться чем-то грязным или запрещенным. Это естественная вещь, которую делают все взрослые. Дети должны получить это понимание от взрослых, и разобраться в этой непростой теме с помощью родителей — а не того, что они услышат от друзей или найдут в Интернете. Я думаю, что то же самое касается и наркотиков. Еще одна вещь, от которой некоторые родители защищают своих детей, это технологии — никаких устройств никогда! Но так дети не научатся здоровому образу взаимодействия с технологиями. Лучше просто помочь им научиться справляться со всем этим, чем не доверять им.
16. Это нормально — отдыхать без них, и пусть они проводят время без вас.
Я люблю проводить время со своими детьми. Но это не значит, что для них было бы полезно находиться рядом со мной каждую минуту. Иногда они могут пойти и поиграть сами, пока мы с женой общаемся друг с другом. Иногда они могут провести вечер дома, пока мы идем на свидание (если они достаточно взрослые). В других случаях мы можем оставить их с родственником и отправиться в путешествие сами или с друзьями. Я думаю, что одиночество и время, проведенное вдали от родителей, полезны для детей. Дайте им больше пространства. Пусть они научатся справляться самостоятельно (опять же, когда это уместно). Дайте себе возможность восстановиться или побыть с вашим партнером, без них.
17. Воспитание не заканчивается, когда они достигают совершеннолетия.
Раньше я шутил: «Если мои дети доживут до 18 лет, я буду считать себя успешным отцом» Разумеется, это абсолютная чушь. Я узнал, что отцовство не заканчивается, когда они достигают совершеннолетия. Четверо наших детей уже взрослые, и для нас это новый сложный этап воспитания. Мы стараемся научить их тому, как делать взрослые вещи, как быть финансово независимыми, как получить работу, о которой они мечтают, как строить отношения и многому другому.
18. В конце концов, они будут теми, кто они есть.
И вы не можете решать, кем им быть. Каждый ребенок — это уже полностью сформировавшаяся личность. Конечно, дети продолжают расти с каждым годом, но их личность, как правило, остается такой же, когда они становятся старше. Они будут выбирать свои собственные пути, решать, какая жизнь они хотят, и расти в том направлении, которое сами выберут. Я не контроля над этим. В конце концов, это то, что мы, родители, должны принять — мы не контролируем наших детей. Мы просто стараемся направлять их, когда есть такая возможность. И любить их такими, какие они есть».
Автор отмечает, что он до сих пор учится воспитывать своих детей и порой бывает неуверенным в том, что делает. Но он надеется, что то, что он узнал на данній момент, поможет кому-то из родителей в воспитании собственных детей. И мы также на это надеемся.