«Не хочу!», «Не буду!», «Мне это неинтересно!» — как часто вы слышите эти слова от своих детей? Или наблюдаете, как ребенок ленится выполнять домашние задания, убирать за собой или бездумно листает ленту новостей в соцсетях? Обычно родителей беспокоит то, что ребенок не желает абсолютно ничего делать или постоянно отвлекается. Ведь дела остаются незавершенными, а время тратится впустую!
Давайте разбираться, почему это происходит и как с этим бороться.
Какой бывает лень и что мы можем с ней сделать?
Лень — явление многогранное, это скорее форма проявления какой-то иной проблемы, чем проблема самостоятельная. Для того, чтобы понять, что делать с ленью, надо ее «диагностировать», понять, в чем ее причина.
К основным причинам лени Марианна Лукашенко, доктор экономических наук, автор книги «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», относит:
1. Обычную усталость, большую нервную нагрузку.
В этом случае стоит попробовать организовать ребенку эффективный отдых — прогулку или, наоборот, сон.
2. Вознаграждение за отлично выполненную большую работу.
Нам всем хочется отдохнуть после большой нагрузки — поэтому специалисты рекомендуют давать возможность ребенку проводить свободное время так, как ему хочется в данный момент.
3. Промедление — откладывание очень большого, сложного или неприятного дела.
- Эффективно работает с детьми техника «шоколадного слона» — метафора сложного дела: объясняем ребенку, что от того, что мы попытаемся сразу съесть большого шоколадного слона, ничего, кроме аллергии и отвращения к шоколаду, мы не достигнем. А съесть небольшую шоколадную дольку очень приятно и совсем не сложно. Поэтому шоколадного слона нужно разделить на дольки и каждый день съедать по одной. Это означает разделение большого задания на части так, чтобы были определены ежедневные порции работы, их планирование и исполнение.
- Детям, которые медлят с выполнением нескольких дел, можно предложить «метод швейцарского сыра» — «прогрызывание» кусочков дел в произвольном порядке, как будто дырочек в сыре. Предложите начать с того, что нравится, что интересно для ребенка. Сначала важно запустить процесс, а как только голова ребенка заработает в нужном направлении, его уже не остановить.
- Если дело слишком скучное или неприятное, в тайм-менеджменте его называют «лягушкой». Это небольшие задания, которые ребенок совсем не любит выполнять (школьные задания, поход к стоматологу или работа по дому — вынести мусор, вымыть посуду и т.п.). Даже мы, взрослые, часто оттягиваем выполнение таких дел, тем самым растягивая в жизни эту неприятность. А неприятный период, наоборот, нужно сократить до минимума — как можно скорее выполнить задание. Этот метод в тайм-менеджменте называется «съесть лягушку». И его суть заключается в том, чтобы неприятной задаче ставить наивысший приоритет и делать в первую очередь (конечно, если она действительно является важной). За «поедание лягушек» ребенка следует обязательно вознаграждать и договариваться об этом заранее.
4. К сожалению, лень иногда выступает как поверхностный симптом болезненного состояния ребенка, который проявляется в упадке сил и нежелании ничего делать. Это состояние может быть следствием сильного длительного стресса, умственных или нравственных перегрузок.
- Для предотвращения перегрузки необходимо выделить обязательное время, когда ребенок будет делать все, что хочет, остальное время — планировать. И такое время для отдыха должно быть у ребенка каждый день.
- Время на домашнее задание должно быть четко ограниченным, так будет проще и школьнику, и родителям. Сначала делаются письменные задания затем устные, начинать надо с легких задач, постепенно усложняя. После 40-45 минут выполнения домашнего задания школьников должен быть небольшой перерыв в виде изменения деятельности (например, сделать зарядку, сходить на кухню попить сок). Правильно организованный отдых снизит риск перегрузки.
- Если мы не применяем в жизни ребенка правила эффективного отдыха, если у него слишком напряженный и искривленный в сторону морального напряжения жизненный ритм, если ему непонятны собственные цели и не определены приоритеты, то у него может начаться депрессия, и с этим шутить не нужно — необходимо обращаться к врачу.
5. Пресыщение информацией.
Каждый день, сидя за компьютером, ребенок впитывает в себя новую информацию. Впитывает все больше и больше, до тех пор, пока не возникает ситуация неприятия. Наш мозг пытается сам защитить себя от перегрузки и запускает программу лени и бездействия в случае переполнения информацией, который называют также информационным шоком.
- Что делать в таком случае? Ограничивать избыточный поток информации, поступающей из средств массовой информации, в том числе из Интернета.
6. Ребенку может быть просто скучно.
Скучно ходить в школу, потому что там недостаточно интересно или нет друзей. Потому что ему кажется, что его не любит или недооценивает учитель, а для него это важно. А может, потому, что он вообще не понимает, какие предметы ему нравятся, а какие — нет, и его будущее через это выглядит довольно туманным.
- Такая лень-апатия требует от родителей решительных мер. Прежде всего нужно разобраться с тем, что происходит в школе, и, если надо, изменить ситуацию. Возможно, для этого вообще понадобится перевести ребенка в другую школу. А во-вторых, помочь ребенку с определением его будущей профессии и в целом с его жизненными целями и ценностями.
7. Мечтательство.
В мечтах нет, конечно, ничего плохого, но желательно дать ребенку понять, что для их достижения желательно делать определенные шаги.
- С таким типом лени надо бороться предельно конкретным и реалистичным установлением целей, планированием и мотивированием ребенка на получение результатов. По мнению исследователей, положительная мотивация является существенно более результативной.
8. Творческая лень.
Эта лень характеризуются тем, что ребенок бездельничает именно в тот момент, когда он, казалось бы, должен быть полностью сосредоточен на решении важной проблемы.
Это характерно для работы детей над проектами, которые требуют от них напряженной работы мысли. Причем ребенок уже приступил к делу, некоторое время поработал над проектом и вдруг начал бездельничать.
- «Идея должна созреть» — это важное мнение может помочь родителям правильно понимать ребенка, что забросил работу, казалось бы, в самый неподходящий момент. Ведь такое отвлечение является важным этапом поиска творческих решений — ребенок запустил работу подсознания и для того, чтобы она была наиболее эффективной, отключил от размышлений сознание. Именно так возникают яркие творческие решения, рождаются необычные идеи. Пусть отдыхает, лучше не будем мешать.
Что такое «поглотители времени»?
Часто совсем неленивых ребенок занимается слишком долго и все равно ничего не успевает. Причина может быть в бесконечных отвлечениях ребенка. Самое неприятное при этом заключается даже не в том, что, переключаясь с одного на другое, ребенок тратит на выполнение дел гораздо больше времени, чем если бы он. сконцентрировался на чем-то одном. Проблема в том, что такая манера работы входит в привычку, создает лишнюю суетливость и быстро вызывает усталость.
Поэтому, говоря об отвлечении ребенка, мы коснуться важной тайм-менеджерской проблемы — поглотителей времени.
Поглотители времени — это процессы, люди или события, на которые ребенок отвлекается от своих дел, и из-за которых его время используется неэффективно.
К поглотителям времени относятся:
- телефонные разговоры;
- просмотр телевизионных передач, сериалов;
- интернет-серфинг;
- ICQ, Skype;
- Instagram, Facebook, Telegram, «В контакте»;
- компьютерные игры;
- спешка, переделывание неправильно сделанной работы;
- промедления;
- пустые споры, пустые разговоры;
- волнения, беспокойства;
- ожидания;
- постоянные переключения с одного на другое, неспособность сконцентрироваться;
- излишняя болтливость.
Поглотителями времени могут быть как внешние обстоятельства, не зависящие от нас, так и последствия нашего неправильного поведения.
- Например, мы долго можем ждать, когда освободится учительница, с которой нам нужно поговорить, — это поглотитель времени, который от нас не зависит. А вот длинная дорога, к которой мы заранее не подготовились, — это уже поглотитель, которого мы могли бы избежать. Но мы не взяли с собой книгу и не загрузили аудиокнигу на телефон, и теперь в дороге зря тратится наше время. И виноваты в этом только мы сами.
Марианна Лукашенко отмечает, что единого списка поглотителей времени на самом деле не существует. И вообще, то, что сегодня является поглотителем времени, завтра может стать необходимым отдыхом, и наоборот. Например, компьютерная игра после напряженной спортивной тренировки — это не поглотитель, а просто спокойный отдых. Та же компьютерная игра после выполнения задания на компьютере — типичный поглотитель: отдыха никакого, снова напрягаются глаза, шея и спина, и голова не особенно разгружается.
Как избавиться от поглотителей времени?
Для того, чтобы ликвидировать поглотителей времени, надо прежде всего их обнаружить. Причем обнаружить не примерно и в общем, а достаточно точно и в частности. Здесь понадобится такой тайм-менеджерский инструмент, как хронометраж, когда мы фиксируем все дела, которыми занимаемся, и отмечаем начало и конец их выполнения.
Стоит отметить, что старшеклассникам очень нравится вести хронометраж, они его ведут целую неделю в качестве домашнего задания по тайм-менеджменту, а потом рассказывают, что у них получилось, к каким выводам они пришли и что в связи с этим сделали.
А для детей, которые учатся в младших классах или в основной школе, можно попробовать провести хронометраж дня силами родителей, чтобы выявить поглотителей времени и показать ребенку, как их избегать.
Среди приемов борьбы с поглотителями времени Марианна Лукашенко называет:
1. Выделение времени на планирование и расстановку приоритетов в ежедневной работе.
- Специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют план на следующий день составлять вечером. В младшем школьном возрасте можно планировать не каждый свой день, а только загруженные дни. В других случаях можно просто написать список дел.
2. Объединение работы в блоки. Учимся не перескакивать с одного дела на другое, занимаемся только одним делом до его завершения.
3. Перерывы на кратковременный отдых через каждые 45 минут во время выполнения продолжительных дел. Если дело непродолжительное, чередуем дела, требующие умственной и физической работы.
- Например, после занятия по математике можно собрать рюкзак для спортивной секции, а затем приступить к выполнению задания по литературе.
4. Нормирование времени на выполнение дел. Например, выделяем 2 часа на выполнение домашних заданий, 10 минут — на сборы для спортивной секции, 1 час — на прогулку.
5. Использование вынужденных «простоев» — читаем книги, слушаем аудиокниги, делаем полезные телефонные звонки в очереди, пробках, длительных переездах и т.п.
И, конечно, не забывайте, что дети копируют поведение родителей. Если вы оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — малыш будет делать точно, как и вы. А для того, чтобы ребенок начал менять свое поведение, стоит бороться с ленью и отвлечением не только ему, но и всем членам его семьи.