«Не хочу!», «Не буду!», «Мне это неинтересно!» — как часто вы слышите эти слова от своих детей? Или наблюдаете, как ребенок ленится выполнять домашние задания, убирать за собой или бездумно листает ленту новостей в соцсетях? Обычно родителей беспокоит то, что ребенок не желает абсолютно ничего делать или постоянно отвлекается. Ведь дела остаются незавершенными, а время тратится впустую!

    Давайте разбираться, почему это происходит и как с этим бороться.

    Какой бывает лень и что мы можем с ней сделать?

    Лень — явление многогранное, это скорее форма проявления какой-то иной проблемы, чем проблема самостоятельная. Для того, чтобы понять, что делать с ленью, надо ее «диагностировать», понять, в чем ее причина.

    К основным причинам лени Марианна Лукашенко, доктор экономических наук, автор книги «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», относит:

    1. Обычную усталость, большую нервную нагрузку.

    В этом случае стоит попробовать организовать ребенку эффективный отдых — прогулку или, наоборот, сон.

    2. Вознаграждение за отлично выполненную большую работу.

    Нам всем хочется отдохнуть после большой нагрузки — поэтому специалисты рекомендуют давать возможность ребенку проводить свободное время так, как ему хочется в данный момент.

    3. Промедление — откладывание очень большого, сложного или неприятного дела.

Тайм-менеджмент: как помочь ребенку справиться с ленью и отвлечением на learning.ua

​    4. К сожалению, лень иногда выступает как поверхностный симптом болезненного состояния ребенка, который проявляется в упадке сил и нежелании ничего делать. Это состояние может быть следствием сильного длительного стресса, умственных или нравственных перегрузок.

    5. Пресыщение информацией.

    Каждый день, сидя за компьютером, ребенок впитывает в себя новую информацию. Впитывает все больше и больше, до тех пор, пока не возникает ситуация неприятия. Наш мозг пытается сам защитить себя от перегрузки и запускает программу лени и бездействия в случае переполнения информацией, который называют также информационным шоком.

    6. Ребенку может быть просто скучно.

    Скучно ходить в школу, потому что там недостаточно интересно или нет друзей. Потому что ему кажется, что его не любит или недооценивает учитель, а для него это важно. А может, потому, что он вообще не понимает, какие предметы ему нравятся, а какие — нет, и его будущее через это выглядит довольно туманным.

    7. Мечтательство.

    В мечтах нет, конечно, ничего плохого, но желательно дать ребенку понять, что для их достижения желательно делать определенные шаги.

​    8. Творческая лень.

    Эта лень характеризуются тем, что ребенок бездельничает именно в тот момент, когда он, казалось бы, должен быть полностью сосредоточен на решении важной проблемы.

    Это характерно для работы детей над проектами, которые требуют от них напряженной работы мысли. Причем ребенок уже приступил к делу, некоторое время поработал над проектом и вдруг начал бездельничать.

    Что такое «поглотители времени»?

    Часто совсем неленивых ребенок занимается слишком долго и все равно ничего не успевает. Причина может быть в бесконечных отвлечениях ребенка. Самое неприятное при этом заключается даже не в том, что, переключаясь с одного на другое, ребенок тратит на выполнение дел гораздо больше времени, чем если бы он. сконцентрировался на чем-то одном. Проблема в том, что такая манера работы входит в привычку, создает лишнюю суетливость и быстро вызывает усталость.

Тайм-менеджмент: как помочь ребенку справиться с ленью и отвлечением на learning.ua

    Поэтому, говоря об отвлечении ребенка, мы коснуться важной тайм-менеджерской проблемы — поглотителей времени.

    Поглотители времени — это процессы, люди или события, на которые ребенок отвлекается от своих дел, и из-за которых его время используется неэффективно.

    К поглотителям времени относятся:

    Поглотителями времени могут быть как внешние обстоятельства, не зависящие от нас, так и последствия нашего неправильного поведения.

    Марианна Лукашенко отмечает, что единого списка поглотителей времени на самом деле не существует. И вообще, то, что сегодня является поглотителем времени, завтра может стать необходимым отдыхом, и наоборот. Например, компьютерная игра после напряженной спортивной тренировки — это не поглотитель, а просто спокойный отдых. Та же компьютерная игра после выполнения задания на компьютере — типичный поглотитель: отдыха никакого, снова напрягаются глаза, шея и спина, и голова не особенно разгружается.

    Как избавиться от поглотителей времени?

    Для того, чтобы ликвидировать поглотителей времени, надо прежде всего их обнаружить. Причем обнаружить не примерно и в общем, а достаточно точно и в частности. Здесь понадобится такой тайм-менеджерский инструмент, как хронометраж, когда мы фиксируем все дела, которыми занимаемся, и отмечаем начало и конец их выполнения.

    Стоит отметить, что старшеклассникам очень нравится вести хронометраж, они его ведут целую неделю в качестве домашнего задания по тайм-менеджменту, а потом рассказывают, что у них получилось, к каким выводам они пришли и что в связи с этим сделали.

    А для детей, которые учатся в младших классах или в основной школе, можно попробовать провести хронометраж дня силами родителей, чтобы выявить поглотителей времени и показать ребенку, как их избегать.

   Среди приемов борьбы с поглотителями времени Марианна Лукашенко называет:

    1. Выделение времени на планирование и расстановку приоритетов в ежедневной работе.

    2. Объединение работы в блоки. Учимся не перескакивать с одного дела на другое, занимаемся только одним делом до его завершения.

    3. Перерывы на кратковременный отдых через каждые 45 минут во время выполнения продолжительных дел. Если дело непродолжительное, чередуем дела, требующие умственной и физической работы.

    4. Нормирование времени на выполнение дел. Например, выделяем 2 часа на выполнение домашних заданий, 10 минут — на сборы для спортивной секции, 1 час — на прогулку.

    5. Использование вынужденных «простоев» — читаем книги, слушаем аудиокниги, делаем полезные телефонные звонки в очереди, пробках, длительных переездах и т.п.

    И, конечно, не забывайте, что дети копируют поведение родителей. Если вы оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — малыш будет делать точно, как и вы. А для того, чтобы ребенок начал менять свое поведение, стоит бороться с ленью и отвлечением не только ему, но и всем членам его семьи.