Дети — очень любознательные от природы, их «А почему?» иногда ставят даже эрудированных взрослых в тупик. Поэтому часто родителям приходится придумывать, избегать конкретного ответа или игнорировать вопросы. Но такое поведение может свести познавательный интерес ребенка к нулю. К тому же, ответ взрослых всегда должен быть правдивым и как можно более научно обоснованным, ведь ребенок все равно узнает правду со временем.
Чтобы вы могли быть более подкованными в диалоге с вашими малышами, мы решили начать новую рубрику «Научные ответы на вопросы почемучек и почемучек» и подготовили в сегодняшней статье первую подборку из самых интересных детских вопросов и научных ответов на них.
1. Что произойдет, если Солнце погаснет?
Солнце является источником жизни на Земле. Если оно вдруг погаснет, мы узнаем об этом через 8 минут, ведь именно столько времени нужно, чтобы свет от звезды дошло до нашей планеты.
Сначала последнее тепло Солнца еще будет добираться Земли, но наступит темнота, фотосинтез немедленно прекратится, и большинство растений погибнут через несколько недель. Большие деревья, однако, смогут жить в течение нескольких десятилетий, благодаря замедленному метаболизму и существенным запасам сахарозы.
- Кстати, если погаснет Солнце, Луна также не будет светить, ведь она лишь отражает солнечный свет.
В течение недели средняя глобальная температура поверхности Земли упадет ниже 17°С, а через год — до минус 40°С. Верхние слои океанов замерзнут, однако лед будет «утеплять» воду в глубинах и предотвратит замерзание океанов еще на сотни тысяч лет.
- «В течение миллионов лет после того, как Солнце погаснет, Земля достигнет стабильной температуры минус 160°С», — объясняет профессор планетарных наук Калифорнийского технологического института Дэвид Стивенсон.
Ученые считают, что некоторые очаги цивилизации смогут просуществовать достаточно долго, поскольку человек приспосабливается к экстремальным условиям очень быстро.
- Так, исследователи рассматривают в качестве альтернативы солнечному теплу геотермальные источники — вулканическое тепло, которое не зависит от солнца. В Исландии уже сейчас 87% домов отапливаются с помощью подобной энергии.
Но, по прогнозам ученых, большинство людей и других живых организмов все же погибнет.
2. Почему арбуз — это не ягода?
казывается, уже более полувека арбуз не считается самой большой ягодой. Да и, собственно, ягодой его теперь также не считают. Еще в 1967 году ученые признали новый тип плода — тыквину, и именно к нему относится арбуз.
- «50 лет назад самой большой ягодой считали арбуз, а сейчас это звание принадлежит папайе. За последние годы арбузы не стали вырастать меньше, а папайя — больше. Просто ботаники решили, что арбузам теперь нет места среди ягод», — рассказывает Алексей Коваленко, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник Национального научно-природоведческого музея НАН Украины и основатель проекта «Довколаботаніка».
Давайте же разбираться. Вообще, в ботанике ягоду определяют как плод с большим количеством семян, сочной структурой и плотной внешней кожурой. Поэтому по строению арбуз является очень похожим на ягоду, но он имеет гораздо более твердую (деревянистую) оболочку и значительно больше семян. Такие же признаки характерны для других растений-представителей плода Тыквина. Это — огурец, дыня, тыква, кабачок и даже маракуйя.
- Интересно, что к началу XVII века арбуз рос только в Африке, откуда его привозили для очень состоятельных людей. А еще долгое время арбуз в свежем виде не употребляли. Его вымачивали, и щедро посыпали острыми пряностями.
3. Почему после дождя на поверхности почвы появляется много дождевых червей?
Долгое время считалось, что черви вылезают из земли, потому что их домики-туннели залило водой и они могут задохнуться. Но на самом деле черви способны прожить несколько дней, полностью погруженными в воду.
Современные исследователи считают, что дождевые черви выбираются после дождя на поверхность почвы для более быстрого передвижения. Ведь, по словам профессора Криса Лоу из Университета Центрального Ланкашира (Великобритания), эти животные могут преодолеть большее расстояние по влажной поверхности земли, чем они сделали бы это, делая ходы в почве.
Другая версия заключается в том, что капли дождя, ударяя по поверхности Земли, создают вибрации, которые могут быть похожи на вибрации, поступающие от хищников (например, кротов). Почувствовав такую вибрацию, дождевые черви пытаются избежать встречи с врагом и выползают на поверхность почвы.
А последнее исследование этого вопроса свидетельствует о том, что дождевые черви могут выползать на поверхность, чтобы образовывать группы. По мнению исследователей, проводивших наблюдения за червями вне почвы, эти животные общаются с помощью прикосновений друг к другу и таким образом взаимодействуют. Однако, оставаться на поверхности долго для них опасно. Они могут оказаться раздавленными или просто высохнут от солнца и погибнут.
4. Зачем рыбам хвост?
Из всех видов плавников, хвостовой является одним из наиболее важных. Он нужен рыбам, прежде всего, чтобы двигаться, — именно хвостовой плавник обеспечивает 40% энергии, которая толкает рыбу вперед. А еще с его помощью рыба набирает скорость и выравнивает свое тело во время движения.
Кроме этого, хвост служит рыбам рулем, что необходимо им во время поворотов. Благодаря этой функции, рыбам удается избегать опасностей или, наоборот, — они так отслеживают и догоняют жертву.
- Есть еще несколько интересных способов использования хвоста, которыми с удовольствием пользуются некоторые рыбы. Так скат-хвостокол использует свой длинный хвост для того, чтобы нападать на свою жертву, и защищаться от врагов. А морские коньки с помощью хвоста прикрепляется к водным растениям.
5. Что появилось первым: курица или яйцо?
Ранее этот вопрос считали наиболее интересным и спорили часами. Это, так называемый, логический парадокс, известный со времен Древней Греции, ведь если допустить, что первым было яйцо, то возникает вопрос — а кто же тогда снес это яйцо. А если первой была курица — то откуда она взялась.
Современные биологи считают, что яйцо возникло раньше курицы, поскольку яйцекладка появилась намного раньше, чем курица и вообще птицы (например, у динозавров). То есть десятки миллионов лет назад, задолго до появления птиц, яйца уже существовали.
Если же говорить именно о курином яйце, то на помощь приходят современные знания о генетике. Известно, что в процессе жизни генетический материал сохраняется неизменным, то есть взрослая птица — предок курицы — не могла мутировать в курицу после того, как вылупилась из яйца. Это означает, что мутация, приведшая к появлению нового биологического вида, могла произойти только на стадии эмбриона — внутри яйца. Таким образом, курица могла вылупиться из яйца, которое снесла птица-предок. Поэтому в эволюционном смысле первым было яйцо. Просто это было яйцо другой птицы.
6. Почему морская вода — соленая?
Обычно дети задают этот вопрос взрослым на отдыхе, когда купаются и пробуют морскую воду на вкус.
Согласно первой теории исследователей, вода в море соленая, потому что за долгое время в больших водоемах, таких как море и океан накопилось достаточно большое количество солей. Дело в том, что все реки, которые впадают в моря, с каждым разом приносят все большее количество солей и различных соленых соединений. Когда вода испаряется и поднимается вверх, соли остаются в водоеме, тем самым оставляя соленый привкус воды.
Согласно другой теории, характерный соленый привкус появился из-за деятельности древних вулканов в период формирования земной коры. Вулканические газы проникали в воду, делая ее кислой, а потом кислоты вступали в реакцию с твердым морским грунтом, и вода постепенно приобретала менее выраженный кислый привкус, становясь соленой.
Однако уже более 500 миллионов лет вода не меняет своего состава, поэтому ученым довольно сложно сказать, как происходило накопление солей в морях и океанах.
7. Как лягушки квакают?
Знакомое «ква-ква» выдают только лягушки-мальчики (самцы). Так они привлекают внимание подружек-лягушек. Чтобы выдать этот звук, зеленые жители болота глубоко вдыхают воздух, закрывают нос и рот, а затем резко выдыхают воздух через рот. Воздушный поток стремительно проходит через голосовые связки, они вибрируют, и мы слышим «ква-ква».
У многих лягушек есть специальные голосовые мешочки, непосредственно связанные с ртом. Когда лягушки «поют», мешочки заполняются воздухом и раздуваются. В таком виде они служат резонаторами и придают лягушачьему «пению» характерный звук.
А какие интересные вопросы ставит ваш почемучка? Делитесь в комментариях своими вариантами, и мы будем искать научные, но вместе с тем простые и понятные ответы для детей.