Заканчивается учебный год, школьники пишут контрольные работы, выпускники готовятся к сдаче государственной итоговой аттестации и ВНО (внешнего независимого оценивания). Эти традиционные ежегодные мероприятия проводят для проверки полученных школьником знаний, однако для многих детей они становятся серьезным психологическим испытанием.

    Поскольку опыта преодоления стрессовых ситуаций школьники имеют недостаточно, экзамены могут вызвать у них сильную тревогу и страхи, которые сказываются на эмоциональном состоянии детей и негативно влияют на процесс подготовки и результат.

    Как же помочь ребенку в этот сложный период? Мы подготовили для вас несколько советов.

    Психологическая поддержка родителей — это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка во время сдачи экзаменов. Довольно часто мы создаем ситуацию зависимости у ребенка («если ты ..., то ...»), навязываем нереальные стандарты, соперничество с ровесниками («посмотри, как другие учатся...») и т.п. В результате дети начинают волноваться еще больше, ведь боятся не оправдать ожидания взрослых.

    На самом деле поддержка должна основываться на подчеркивании способностей и особенностей ребенка. Поддерживать своего ребенка — значит верить в него и его способность преодолевать сложные жизненные ситуации. И родителям под силу научить ребенка этому, создав в нем установку: «Ты можешь это сделать!».

    Чтобы продемонстрировать свою веру в ребенка, родителям стоит:

    Существуют слова, которые особенно поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Я горжусь тобой», «Мы будем любить и ценить тебя, что бы ни случилось». Поддерживать можно также с помощью прикосновений, совместной деятельности и т.п.

Как поддержать ребенка во время сдачи экзаменов и контрольных на learning.ua

    В период подготовки к экзаменам, контрольным, психологи рекомендуют родителям придерживаться таких советов:

    1. Подбадривать ребенка, хвалить за то, что она делает хорошо. Убеждайте, что он сможет хорошо сдать экзамены. Ведь чем больше ученик будет бояться неудачи, тем вероятнее он допустит ошибки.

    2. Не повышать тревожность ребенка накануне экзамена — это может негативно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то школьники могут эмоционально «сорваться».

    3. Не критиковать ребенка после экзамена. Это может негативно повлиять на ее самооценку и характер.

    4. Наблюдать за самочувствием ребенка. Именно родители способны вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

    5. Обеспечить удобное место для занятий, свести к минимуму факторы, которые могут отвлекать школьника от занятий.

Как поддержать ребенка во время сдачи экзаменов и контрольных на learning.ua

    6. Объяснить ребенку важность изменений деятельности — от активной интеллектуальной работы к отдыху и релаксации (между занятиями продолжительностью около часа обязательно делаются перерывы). Научите школьника правильно ориентироваться во времени и распределять его. Заметив первые признаки переутомления, заверьте ребенка, что непомерная загруженность не всегда дает положительный результат.

    7. Обратить внимание на питание ребенка. Позаботьтесь, чтобы дома была питательная и разнообразная пища, которая обеспечит сбалансированный комплекс витаминов, необходимый во время интенсивного умственного напряжения.

    8. Уделять ребенку достаточно внимания (интересуйтесь тем, что его волнует, его настроением, процессом подготовки).

    По мере приближения дня «Х» дети могут чувствовать увеличение эмоционального напряжения, ведь осознание реальной важности аттестации никак не способствует успокоению. Задача родителей — развеять страхи и переживания ребенка по поводу грядущего события. Накануне тестирования, экзамена или контрольной, дайте школьнику возможность полноценно отдохнуть и хорошо выспаться. И помните, что атмосфера в семье — главный фактор, влияющий на эмоциональное состояние ребенка и его способность действовать в стрессовых ситуациях.