Самое молодое поколение современного мира — это поколение Z (iGeneration, постмиллениалы), которое родились позже Интернета (1995+; 2000+), и не представляет своей жизни без него.
- Для справки: теория поколений была разработана в 1991 году Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом. Она описывает циклы поколений (совокупность людей, которые рождаются в определенный период времени — прим.ред) в США, но сейчас эту теорию применяют во всем мире.
- Узнать подробнее об особенностях поколения Х, миллениалов и поколения Z можно в нашей статье «Теория поколений (x, y, z)»
Как найти подход к современным детям? Каковы их потребности? Поисками ответов на эти вопросы занимаются не только родители, но и педагоги и психологи.
Сегодня мы решили поделиться советами семейного и детского психолога Светланы Ройз (мамы двоих детей, автора многих пособий по семейным отношениям («Практическое ребенковедение») и детских книг). В своей колонке для журнала «Новое Время» она делится размышлениями о поколении Z и дает полезные рекомендации взрослым, как правильно выстроить отношения с его представителями. Предлагаем ознакомиться с ними:
1. Помните о том, что поколение 2000‑х — это поколение большей скорости. В восприятии информации, в действиях, даже в обменных процессах. Хорошая новость — эти дети улавливают информацию быстрее, чем мы даже закончим предложение. Они способны более объемно подойти к решению. Плохая новость — им скучно. Они быстро переключают внимание, и такая «клиповость» не дает возможности сконцентрироваться на чем‑то одном. Пресыщение информацией вызывает у них усталость. Многим детям, рожденным после 2000 года, неинтересны мультфильмы нашего детства, книги. Они не соответствуют их темпоритму.
2. Детям этого поколения достался мир с огромным количеством виртуальных стимулов. Реальному миру все сложнее конкурировать с виртуальным. Мы не можем изъять у ребенка планшет, но важно дополнять его своей близостью и реальными занятиями творчеством, спортом. Большую часть информации дети получают из визуальных источников, часто в ущерб другим каналам восприятия. По факту — в ущерб стимулированию других отделов мозга. Поэтому чем больше ребенок сможет прикасаться, ощущать аромат, чувствовать плотность, температуру, чем больше совершать движений, тем более интегрированным, гармоничным будет его развитие.
3. У детей этого поколения чаще происходят панические атаки и депрессии. Они живут в очень быстром мире, в котором самый важный навык — адаптивность. Мы ни к чему не можем заранее подготовиться и подготовить их. С одной стороны, это поколение меньше привязано к собственности, к оформлению отношений. С другой — оно более тревожно, и нам важно своей стабильностью помочь им хотя бы в детстве опереться на нас. Наше присутствие, наша устойчивость создает для них ощущение безопасности.
4. На них не действует авторитарный стиль воспитания. Это поколение детей хорошо видит разницу между авторитарностью и авторитетностью и идет за авторитетами. При этом им действительно все равно, какой у других людей цвет кожи, из какой они страны, какова их сексуальная принадлежность. Эра интернета делает их более открытыми.
5. Детям 2000‑х сложнее даются навыки самоподдержки и эмпатии, им очень важна близость. В человеческом мозге есть области, связанные с привязанностью, с близостью. В этих частях мозга активизируются рецепторы окситоцина и вазопрессина — биологических веществ, влияющих на формирование чувства безопасности, близости и поддержки.
Они активизируются в опыте игр и эмоционального контакта со взрослыми. Благодаря им в раннем возрасте формируются навыки самоподдержки. Овладевая ими, ребенок или подросток может справиться со сложными ситуациями.
- Кроме того, именно с этими частями мозга связано ощущение жертвенности или, наоборот, уверенности в себе. Современное поколение часто лишено игр с родителями, игр во дворе, их сегодня заменяют профильным обучением, где эти части мозга не слишком активны. Не активизируются они и когда ребенок общается в соцсетях. Поэтому нынешнее поколение детей еще и очень одинокое поколение.
При огромном количестве внешних контактов им важна наша близость. Потому что близость им заменяют лайки, а любовь — гордость от виртуального признания. Это поколение более нарциссическое. И часто мы сами их к этому стимулируем.
6. Еще одна черта рожденных после 2000‑х годов — страх пропустить что‑то в виртуальном мире. Телефон становится продолжением их тела. Они снимают блокировку экрана — не для того, чтобы ответить на сообщение, а чтоб проверить, не пропустили ли чего. Это — признак тревожности. Виртуальный мир предлагает огромное количество стимулов, с которыми сложно конкурировать реальному миру. А нам важно помочь им удержаться в реальности.
7. Новое поколение родителей уже умеет любить, но не всегда умеет воспитать. Нынешние родители не знают, кто такой доктор Бенджамин Спок, которым зачитывались их собственные родители. Их уже не нужно убеждать в том, что бить детей нельзя. Родители знают, что такое теория привязанностей, они внимательны к чувствам и потребностям детей. И это прекрасно. Но мы наблюдаем и обратный процесс. Многие родители так боятся совершить ошибку, что не учитывают, как детям важен баланс — чуткости, свободы и ощущения границ. А это чревато отсутствием знаний о том, как устроен мир и отношения в нем, непониманием своей роли и границ своих возможностей и может приводить к неуверенности в себе, эгоизму и инфантилизации.
8. У детей поколения 2000‑х иначе проявляется поведение в конфликте. Современным родителям важно заботиться о своем авторитете для ребенка, иначе им придется опираться на авторитарность, а это проигрышная стратегия. Это поколение гиперчувствительное, и эти дети часто провоцируют, чтобы мы проявили свои истинные чувства.
9. В работе с конфликтами подростков и подростков со взрослыми эффективен метод ненасильственного общения. Важно осознавать, чего же мы хотим, не перекладывать ответственность за свои чувства на других и учиться без претензий доносить информацию о своих потребностях близким.
- И важно понимание, что признак взрослого человека — умение сохранять терпение и психологическую устойчивость.
10. В отличие от взрослых, современные дети напрямую говорят о своих потребностях, и нам стоит учиться этому у них. А их, наоборот, научить корректности и бережному отношению к другому человеку. Нам важно научиться не бояться сильных эмоций детей. Да, их радость, гнев, страх могут проявляться более ярко, чем у нас. Так же, как и глубокие вопросы — о смерти, о любви — они начнут задавать раньше.
- Светлана подчеркивает: «Когда я спрашиваю у подростков, что самое важное вы хотели бы донести до взрослых, ответ такой: верьте в нас. И не сравнивайте нас с собой, мы — другие. Да, такой ответ мог быть во все времена. Но они действительно отличаются от нас.»
Надеемся, советы Светланы Ройз помогут вам лучше понять своего ребенка, его потребности и особенности. Мудрости вам и вдохновения!