К началу учебного года осталось чуть больше месяца. Сколько книг успели прочитать ваши школьники за первую половину летних каникул? Или список чтения на лето остается не раскрытым?
Действительно, многие родители и педагоги жалуются, что современные дети очень мало читают и заинтересовать их книгой чрезвычайно трудно. Поэтому сегодня мы решили вместе с экспертами разобраться, как же заставить интерес ребенка к книге.
Почему дети читают меньше?
Причин низкой популярности книг довольно много:
- раннее увлечение компьютерными играми и социальными сетями;
- рост цен на качественную детскую литературу;
- несоответствие школьной программы по литературе современным реалиям и представлениям детей о чтении;
- давление родителей (нет лучшего способа отбить у ребенка желание читать, чем заставлять его делать это).
Однако психолог Елена Скорик, работая с дошкольниками и младшими школьниками, заметила базовую тенденцию: современные школьники мало читают вследствие перенасыщения образовательной информацией.
Действительно, сегодня существует очень большое количество различных курсов (английский, чтение, математика), «развивалок» для детей. И часто малышей учат читать до того момента, когда у них появится собственная потребность к этому.
- «Обучая ребенка читать по инициативе родителей, до момента созревания собственного запроса и потребности у ребенка — мы лишаем его собственной инициативы, радости познания и достижения, мы делаем процесс чтения — результатом выявленной воли родителей НАД волей ребенка. Мы кормим ребенка полезным навыком до его собственного чувства голода и потребности в нем.» — объясняет психолог.
Как следствие, не имея возможности почувствовать собственный интерес, ребенок не проявляет инициативу и интерес к чтению.
Как вызвать интерес к чтению у ребенка?
Елена Скорик отмечает, что просто ждать инициативы и интереса к чтению ребенка — это тоже не лучший вариант. Нужно создать читающую фоновую среду в жизни ребенка, специальные условия, и вот в этой среде можно уже просто ждать. Когда малыш созреет — он сам начнет задавать вопросы и проявлять инициативу, а родителям останется только поддержать его и удовлетворить интерес.
Условия, которые, по мнению психолога, создают нужную среду:
1. Наглядный пример родителей, которые читают
В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат — «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют ее читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.
Как утверждают эксперты украинского детского издательства «Мамино», когда в семье существует традиция чтения и родители показывают собственный пример, шансы воспитать ребенка ярым читателем изрядно растут. Ведь малыш, который растет среди книг, с детства посещает книжные события, воспринимает чтение как норму повседневной жизни.
2. С раннего детства доступ к качественным разнообразным книгам по возрасту
Если книги от рождения являетсня обычной частью окружения малыша, он рано или поздно ими заинтересуется. Однако, выбирая книги, которые вы будете предлагать ребенку, учитывайте его возраст и интересы.
- Так, малышам будут нравится книги с большим количеством иллюстраций, а также книги, которые можно дергать за различные детали (например, из ткани, в которых есть множество различных «нашивок») или которые можно «купать». Они могут быть вообще бессюжетные, или содержать небольшие стишки. Отлично подойдут и книги о животных или о понятных для ребенка предметах.
- Со старшими детьми следует быть наблюдательными: смотреть, какие мультики больше всего любит малыш, какие игры его захватывают, чем он интересуется.
К сожалению, не все детские книги представлены на полках книжных магазинов являются качественными, поэтому выбирать нужно тщательно: просматривайте списки победителей литературных премий, группы по отзывам читателей и рецензиями критиков, интересуйтесь у знакомых родителей, книги по удовольствием читают их дети.
3. Ритуалы чтения родителями детям интересных книг
Так, согласно данным всеукраинского исследования «Ukrainian Reading Publishing Data 2018» Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, только каждый пятый украинец (20% респондентов) читает своим детям книги ежедневно или несколько раз в неделю.
- 9% респондентов отметили, что читают детям несколько раз в месяц, 4% — несколько раз или раз в год, 14% — никогда.
- Каждый третий опрошенный, который никогда не читал книг, отметил, что ему в детстве не читали родители.
Но, пока малыш еще не умеет читать сам, очень важно, чтобы родители находили время регулярно читать ему вслух. Детям никогда не бывает много общего досуга с родителями, и чтение — один из лучших способов его проводить. А как прекрасно устраивать ролевые чтения всей семьей!
4. Наличие свободного времени, когда ребенок предоставлен сам себе
К сожалению, не все современные школьники, заняты, кроме школы, кучей дополнительных кружков, есть время побыть наедине с собой, и понять, что интересно именно для них.
- «Дети, которые в детстве были максимально загружены, во взрослой жизни не могут самостоятельно выбрать род деятельности и организовывать свой досуг. Ведь раньше это делали родители. Поэтому нужно каждый день давать ребенку возможность побыть в одиночестве, самостоятельно выбирать себе игры и занятия.» — отмечает кандидат психологических наук Ирина Губеладзе.
5. Физический и психологический комфорт ребенка (сыт/ здоров/выспавшийся/отдохнувший/чувствует себя в любви и безопасности в семье/не имеет фонового стресса).
6. Умеренное и по возрасту использования гаджетов
Гаджеты, в противовес книгам, это источник быстрой экспресс-информации, легкого развлечения и удовольствия. Просмотр развлекательных каналов, мультфильмов, игр — это пассивный опыт потребления. Чем больше этого в жизни ребенка, тем меньше он становится способным к творческому труду, созданию образов из себя и критического мышления, которые развиваются и требуются при чтении книг.
Соблюдение этих условий сможет создать среду, необходимую для появления интереса к чтению. Кроме того, специалисты советуют родителям:
1. Создать уголок для чтения.
Для чтения требуется особая атмосфера — много света и тишина. Поэтому необходимо создать удобное место для этого в доме (например, в гостиной, детской или на балконе).
- Спросите ребенка, как бы он хотела оборудовать собственный уголок с книгами, поинтересуйтесь его мнением и пожеланиями. И тогда это место может стать одним из любимых в доме.
2. Не принуждать к чтению.
Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием или обязательством, которое граничит с наказанием: «Пока не прочитаешь страницу — из-за стола не встанешь», «Ты должен во время каникул прочитать 5 книг» и другие. Чтение должно ассоциироваться с радостью познания нового и интересного.
3. Обсуждать книги с детьми.
Очень важно, чтобы родители не только читали вместе с детьми, но и обсуждали прочитанное. Это и поощряет ребенка к чтению, и способствует взаимопониманию в семье. Диалог между родителями и детьми формирует доверие в семье, показывает ребенку, что им интересуются, к его мнению прислушиваются.
После чтения можно, например, спросить, какой персонаж понравился ребенку больше, не понравился и, по ее мнению, произойдет дальше:
- «Что это для тебя значит?»;
- «Что тебе понравилось?»;
- «Как ты думаешь, что будет с персонажами?».
Стоит давать малышу пространство для фантазирования и поощрять его высказывать свое видение. Очень важен и сам процесс обучения чтению. Психолог Александр Музыка отмечает, что он должен напоминать длительную (месяцы и годы) игру.
- «Это не должна быть игра в школу с суровыми учителями, типа „сейчас мы сядем за стол и час будем читать, а после этого я позволю тебе посмотреть мультфильм“. Это должна быть игра с изменением ролей и постепенным усложнением правил и сюжета, с взаимодействием ребенка со взрослыми», — говорит Александр.
Начать психолог советует с квеста, по которому он учил читать свою дочь. Например, дома в разных местах разместить картинки с азбуки, где есть буква, рисунок и стихотворение. И гуляя, как будто случайно наталкиваться на одну из картинок, называть букву и зачитывать стихи. При этом, ребенок должен видеть, что взрослому тоже интересно.
Как мы видим, воспитание книголюбов — совсем непростая задача. Но, приучая ребенка к книге, мы делаем неоценимый вклад в его развитие. Надеемся, наши советы пригодятся вам. Желаем успехов!