20 августа 2019 года вступила в силу новая редакция Положения об индивидуальной форме получения общего среднего образования. Отныне родители имеют возможность выбирать способ и форму обучения ребенка, ориентируясь на его потребности и способности. До недавнего времени, дети могли учиться на индивидуальной форме только по уважительным причинам, а соответствующее разрешение на такое обучение должно было предоставить местное управление образования. Сейчас же перевод ученика на любую из индивидуальных форм не требует дополнительного согласования. В сентябре Министерство образования и науки Украины опубликовало разъяснения относительно распространенных вопросов родителей об индивидуальной форме обучения. Как составить индивидуальный план для ребенка, какие возможности дает индивидуальное обучение и на что имеют право родители и дети — ищем ответы в сегодняшней статье. 1. Экстернат и образование дома — это индивидуальная форма? Да, но не только они. Сейчас ученикам доступны три формы, по которым можно организовать индивидуальное обучение в школе: экстернат, семейное (оно же — домашнее) и педагогический патронаж. Экстернатная форма — это когда ученик самостоятельно усваивает весь материал, после чего в школе оценивают его знания. Такое обучение ориентировано на учащихся, которые могут овладеть одним или несколькими предметами, классами или даже уровнями образования скорее своих сверстников. Семейная (домашняя) форма предполагает, что весь образовательный процесс для ученика самостоятельно организуют его родители. Они несут ответственность за получение знаний на уровне Госстандарта. Вместе с тем ученик должен быть причисленным к определенному учреждению, который будет отслеживать его прогресс в обучении. Педагогический патронаж — форма, в случае которой образовательный процесс и усвоения знаний обеспечивает педагогический работник. Такая форма предусмотрена для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу каждый день, находятся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения или нуждаются в обучении у больничной кровати. Также она приспособлена к потребностям учащихся, получающих начальное и базовое образование в школах сельской местности, в которых из-за малой комплектности (менее 5 учеников на класс) не может быть организовано обучение в учреждении. 2. Как узнать, предоставляет ли школа индивидуальное образование? Формы образования, которые обеспечивает заведение, обязательно должны быть указаны на его веб-сайте. Если в учреждения нет собственной интернет-страницы, такую ​​информацию нужно искать на сайтах учредителей заведения. Учредителем заведения общего среднего образования может быть орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано заведение общего среднего образования (в соответствии со статьей 11 Закона Украины об общем среднем образовании). 3. Как начать обучение по индивидуальной форме? Любая форма образования, в том числе и индивидуальная, требует, чтобы ученика приняли в заведение — для этого нужно подать необходимые документы. Основной документ для зачисления или перевода на индивидуальную форму обучения — это заявление одного из родителей ребенка или самого ученика, если он является совершеннолетним. К заявлению прилагаются: документ, удостоверяющий личность ученика; медицинская справка N 086-1/о; документ об образовании, если он есть. Могут понадобиться и дополнительные документы. Скажем, необходимо будет документально подтвердить основания для обучения на экстернате или обстоятельства для применения педагогического патронажа (например, состояние здоровья, нахождение под стражей или осуждение, статус беженца). Иностранцы и лица без гражданства дополнительно предоставляют копию документа, подтверждающего законность их пребывания в Украине. Внутренне перемещенные лица, беженцы и лица с документами о необходимости защиты могут не подавать отдельные документы, если имеют на это причины. 4. На индивидуальную форму можно попасть только в начале учебного года? Да, кроме отдельных случаев. Зачисление на индивидуальную форму образования обычно проводится до начала учебного года. Перевод на индивидуальную форму может происходить и в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Однако такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж. Для лиц, которые получали или получают образование за рубежом или имеют отношение к временно оккупированным территориям, зачисление и перевод на экстернат возможен в течение всего календарного года. 5. Могут ли перевести с индивидуальной формы на институциональную? Да, если индивидуальная форма не приносит результата. Решение об этом могут принять родители и педагогический совет учреждения. Такую норму могут применить к ученику 9 класса, который во время обучения на индивидуальной форме показал низкий результат по предмету, который он изучал углубленно. Или к ученику на семейной или экстернатной форме, который показывает низкий уровень знаний. Бывший министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, комментируя изменения в Положении, отмечает: «Для нас важно, чтобы эта форма не использовалась недобросовестными родителями. К сожалению, у нас бывает так, что родители хотят забрать детей не для создания благоприятных условий обучения, а, например, для использования детей в домашнем хозяйстве. При таких условиях обучения не происходит, и дети имеют очень мало возможностей для успешной жизни в будущем. Мы должны защитить права ребенка.» 6. Можно ли сочетать различные формы обучения? Да, законом это предусмотрено. Такое сочетание должно быть реализовано через индивидуальный учебный план, который формируют для ученика в учебном заведении. О сочетании различных форм обучения также стоит сразу указывать в заявлении. 7. Что такое индивидуальный учебный план? Он обязателен? Да, вовремя разработанный и утвержденный индивидуальный учебный план является обязательным для обучения по индивидуальной форме образования. Он разрабатывается на основе учебного плана — составляющей образовательной программы, которую использует заведение. Обычно это образовательная программа, с которой работает школа. Но ученик или его родители могут выбирать и другую образовательную программу. Основное требование — программа должна обеспечивать выполнение стандарта образования.Выполнение инвариантной части (овладение базовых, избирательно-обязательных предметов) учебного плана во время индивидуального обучения остается обязательным. Ожидаемые результаты обучения для индивидуальной формы не уменьшаются и остаются на одном уровне с другими формами. 8. Как составить индивидуальный учебный план? Такой план должен учитывать способности, интересы, потребности, мотивацию, возможности и опыт ученика. Поэтому следует проводить их оценку перед составлением самого плана. Для этого можно привлекать специалистов психологической службы учебного заведения. Индивидуальный учебный план целесообразно составлять на каждый учебный год. Такой план учитывает индивидуальные образовательные потребности ученика и может пересматриваться в течение срока его действия. Индивидуальный учебный план разрабатывают педагогические работники, которые будут работать с учеником — педагоги начальной школы или учителя отдельных предметов. Работа над планом происходит совместно с самим соискателем образования. Родители ученика могут участвовать в его разработке, а также согласовывать его. Финально план утверждает руководитель учреждения. 9. Какие права имеет ученик на индивидуальной форме? Такие же, как и ученик, который учится на институциональной форме. Ученик на индивидуальной форме имеет возможность использовать всю инфраструктуру заведения — учебную, спортивную, научную и др. Он также имеет возможность оформить ученический билет и пользоваться необходимыми учебниками, в том числе и электронными. Ученик также может рассчитывать на помощь педагогических работников, иметь психологическое и социально-педагогическое сопровождение, проходить оценивания учебных достижений и/или государственную итоговую аттестацию, а также получить документ об образовании. 10. Как оценивают ученика на индивидуальной форме? Оценивание результатов обучения и аттестация по всем формам индивидуального образования происходит в школе. Форму, содержание и способ текущего и итогового оценивания выбирает учебное заведение. Формы и средства оценивания могут быть описаны в индивидуальном учебном плане ученика. В таком случае педагогические работники должны придерживаться указанных форм. Важно помнить, что только наличие портфолио, индивидуального образовательного профиля и других форм фиксации индивидуальных достижений ученика (без итогового оценивания и/или аттестации) не является основанием для перевода в следующий класс и выдачи документа об образовании. 11. Для кого существуют отдельно прописанные нормы по индивидуальному обучению? Ученики из неконтролируемых территорий могут подавать заявления о приеме на экстернат в течение всего календарного года. Если в школьном классе села или поселка учится меньше 5 человек, для них может быть организован педагогический патронаж. Однако это не исключает возможности использовать и другие формы индивидуального образования. Осужденным, лицам под стражей или под домашним арестом законодательство также обеспечивает индивидуальную форму образования. 12. Нужно ли платить за индивидуальное образование? Нет, дополнительной оплаты такого образования со стороны родителей ученика не предусмотрено. Однако это не касается случаев, когда оплата за образовательные и другие услуги указана в соответствующих договорах. Законодательство также не предусматривает перечисление средств родителям, которые самостоятельно организуют обучение своих детей. Это же касается и случаев, если родители обращаются с такой задачей к посторонним субъектам — организациям, учебным центрам, репетиторам. 13. Индивидуальное обучение — это когда нет одноклассников? Не совсем так. Ученик, который учится на индивидуальной форме, большинство учебного времени проводит самостоятельно. Но индивидуальная форма не ограничивает в общении с другими учениками — ни в неформальном, ни на территории школы. Ученик может участвовать в экскурсиях, практических занятиях. А в ходе педагогического патронажа учитель может периодически привлекать ученика к ученическому коллективу с целью социализации. Если несколько учеников находятся на лечении в одном заведении, они также могут учиться в группе. 14. Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в олимпиадах? Да, ученики, обучающиеся на индивидуальной форме, могут на общих основаниях участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях. Они также наравне с другими учениками имеют право на празднование успехов в учебе. Их могут награждать похвальными листами и грамотами, золотой и серебряной медалями. 15. Инклюзивное образование — тоже форма индивидуального? Нет, понятие инклюзивного образования — гораздо шире. Обучение для лиц с особыми образовательными потребностями организуется и дневной или вечерней формами получения образования. Если же состояние здоровья требует этого, ученик или его родители могут выбрать дистанционное обучение или одну из форм индивидуального. Уже с сентября этого года родители школьников могут воспользоваться всеми видами индивидуальной формы обучения (семейным образованием, экстернатом или педагогическим патронажем), чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия получения образования, ориентируясь на его индивидуальные особенности и потребности.