В наше время дети очень мало проводят времени на свежем воздухе. Они предпочитают гаджеты и игры в помещении, считая их более привлекательными, чем прогулки и игры на улице.
Но постоянное сидение (за партой, за компьютером или с телефоном) и пребывание в закрытых помещениях отрицательно сказывается на здоровье ребенка (как сейчас, так и в будущем). Кроме того, нежелание детей гулять на улице часто приводит к конфликтам и ухудшению отношений с родителями.
Как же предотвратить это и превратить прогулку в один из любимых занятий? Разбираемся вместе.
Почему так важно гулять с ребенком?
Прежде всего следует понять, почему прогулки является обязательной составляющей режима ребенка. И не только ребенка: взрослым также необходимо гулять хотя бы 30 минут в день. Ведь во время прогулки мы:
1) дышим свежим воздухом (на улице воздух, без сомнения, чище, чем в обычной квартире);
2) очищаем легкие от домашней пыли, аллергенов, бактерий и других вредных частиц, скрытых от наших глаз;
3) получаем жизненно важный витамин D (особенно необходим для полноценного развития растущего организма);
4) активизируем обменные процессы и улучшаем работу всего организма;
5) стимулируем физическую активность, способствуя укреплению иммунитета и сердечно-сосудистой системы;
- Регулярные прогулки делают организм ребенка более устойчивым в борьбе с различными заболеваниями.
6) развиваем координацию, реакцию и тренируем глаза, предотвращая проблемы со зрением.
- Так, многочисленные исследования доказывают: миопия (близорукость) прогрессирует медленнее у тех детей, которые чаще бывают на свежем воздухе. Специалисты предполагают, что этому способствует естественное освещение и возможность смотреть на объекты вдали.
7) Кроме того, выходя ежедневно на прогулку, мы предотвращаем бессонницу. Дети, которые при любой погоде гуляют, спят гораздо лучше и качество их сна значительно выше, что способствует лучшему восстановлению организма.
Как мы видим, для физического развития прогулка очень важна. А какова ее психологическая ценность?
Психологи уверяют, что прогулка является также мощным средством психического развития ребенка. Во время нее ребенок может выйти за пределы привычного, открыть новое, получить индивидуальный опыт — почувствовать, попробовать, прикоснуться к тому, что его окружает.
Так, практический психолог Вера Посохова отмечает, что во время прогулки ребенок познает себя и окружающей среды, в частности:
- получает разнообразные ощущения и эмоции от того, что он услышал, увидел, создала собственноручно, воспроизвел во время игры;
- расширяет знания и опыт (запоминает то, что привлекло его внимание или заставило задуматься);
- раскрывает творческий потенциал — воображение и фантазия ребенка активизируются, когда он строит замки из песка, рисует на асфальте или придумывает новые игры.
А еще каждая прогулка дарит ребенку эстетические переживания от того, что он созерцвет красоту окружающего мира. В парке или во дворе ребенок имеет возможность наблюдать за явлениями природы, замечать игру света и тени, чувствовать аромат цветов и наслаждаться пением птиц.
Что родителям нужно делать, чтобы прогулка была интересной и познавательной для ребенка?
То, что гулять очень полезно для детей, мы уже выяснили. А как же заинтересовать ребенка, сделать ежедневные гуляния на улице увлекательным занятием, а не рутинной обязанностью, которая быстро надоедает?
Специалисты рекомендуют родителям во время прогулки с ребенком придерживаться таких советов:
1. Обсуждать увиденное на улице
Во время прогулок разговаривайте с ребенком о том, что вас окружает, обсуждайте с ним сезонные изменения в природе, наблюдая за растениями, животными.
- «Вон там идет строительство. Видишь строителей на крыше?»;
- «Смотри, ворона нашла орешек и понесла к гнезду».
Когда вы перечисляете объекты, которые встречаются вам на пути, ребенок их запоминает и развивает свой словарный запас.
2. Обращать внимание на ощущения
Во время прогулок помогите ребенку замечать детали и ощущения, комментируйте то, что вы видите, слышите, чувствуете: «Я слышу, как поют птицы», «Ой, какой приятный аромат!», «Чувствую на себе дуновение ветра» и т.п.
Не запрещайте детям брать в руки камни, палочки, листики, мох, кусочки коры. Поощряйте ребенка делиться своими впечатлениями, не спешите и не торопите его.
- Вы можете предложить провести пальчиками и ладошкой по стволам деревьев. У каждого из них разная кора, а, следовательно, и тактильные ощущения будут разными.
3. Избегать гиперопеки
На детской площадке часто можно услышать от пап и мам многочисленные запреты и предостережения: «Осторожно!», «Не трогай!», «Упадешь!», «Не бегай!», «Ты еще маленький, чтобы спускаться с этой горки». Несомненно, безопасность ребенка для родителей стоит на первом месте. Но как вы думаете, сможет ли ребенок в таких условиях изучать мир или раскрывать свои физические возможности? Вряд ли.
Поэтому задача взрослых — найти «золотую середину»: давать ребенку возможность чувствовать себя в безопасности и одновременно избегать гиперопеки — помогать, поддерживать, включаться в нужный момент.
4. Задавать вопросы
Гуляя, спрашивайте у ребенка его мнение, впечатление от увиденного, стимулируйте познавательный интерес:
- «Как ты думаешь, только что проехал грузовой поезд или пассажирский?»;
- «Мы видели два цветка, потом еще три. Сколько всего?»
- «Как ты думаешь, почему этот магазин закрыт по понедельникам?».
Задавая вопросы, учите малыша прогнозировать: «Как ты думаешь, сколько самолетов мы сегодня увидим?». Это будет способствовать речевому и интеллектуальном развитию ребенка и улучшит навыки решения задач.
5. Планировать приятные сюрпризы
Запланируйте неожиданные остановки во время прогулки: купите фрукты на рынке, покатайтесь на карусели в парке или устройте пикник на скамейке. Такие приятные сюрпризыдобавят вашей прогулке положительных эмоций.
6. Отвечать на вопросы детей
Любознательные дети обычно ставят взрослым много вопросов:
- Почему солнце светит?
- Почему трава зеленая, а не красная?
- Куда летят птицы?
- Откуда появляются облака?
- Кто построил дом напротив?
Конечно, не на все эти вопросы можно легко и быстро найти ответ. Но иногда взрослые не отвечают, думая, что ребенок не способен пока понять сложные вещи, поэтому обрывают его вопрос фразами вроде «Подрастешь — узнаешь». И тем самым ставят ребенка в тупик, ведь его потребность в знаниях не удовлетворяется.
- Психолог Тамила Насырова по этому поводу отмечает: «Удивлю, но дети способны понять больше, чем нам кажется. Главное — начать что-то рассказывать. Если же вы действительно чего-то не знаете, всегда можете узнать это вместе с ребенком, заглянув в энциклопедию или „гугл“. Тогда из вашего ребенка вырастет умный, эрудированный человек. Если обрывать вопрос, ребенок превратится во взрослого с заниженной самооценкой и подавленным интересом к окружающему миру».
7. Учить ребенка ориентироваться в городе
Во время прогулок научите ребенка ориентироваться в городском пространстве. Зайдите на почту, в кафе, в библиотеку или книжный магазин.
- Объясните, что на зеленый свет светофора можно переходить улицу, а на красный — нет. Расскажите, что вывеска «Парикмахерская» означает место, где можно постричься. Гуляя возле фонтанов, объясните, что летом они работают, а зимой — нет.
8. Развлекаться
Не забывайте, что вы гуляете с ребенком, а ему свойственно играть. Попробуйте взглянуть на мир его глазами, окунитесь хоть на некоторое время в беззаботное детство.Выдумывайте интересные игры вместе, шутите, пойте песни. Позволяйте ребенку ходить по невысоком бордюру, сохраняя равновесие, бегать по лужам, шалить.
9. Тренировать память малыша
Если вы гуляете одинаковым маршрутом, ребенок запоминает детали и в следующий раз ожидает увидеть то же самое. Стимулируйте его замечать изменения, даже мелкие. Спросите: «Ты заметил, что что-то изменилось?».
- Дети любят также наблюдать за строительством домов, замечая, что изменилось за последнее время: «Построили крышу», «Вчера было только два окна застеклены, а сегодня — восемь».
10. Совместно играть с ребенком
Многие родители рассматривают прогулку как возможность пообщаться с другими родителями или полистать ленту новостей. Но психологи советуют откладывать гаджеты и разговоры и больше времени на прогулке находиться в моменте с ребенком, участвовать в его играх.
Детям (особенно школьникам и дошкольникам, которые ходят в детский сад), обычно очень не хватает внимания занятых родителей. Поэтому уделите им достаточно времени на прогулке. Играйте с ребенком, общайтесь с ним и учите быть счастливым.
Какие игры можно предложить ребенку во время прогулки?
Мы подготовили для вас несколько игр, которые помогут разнообразить ваши прогулки:
1. «Послушай и скажи»
Предложите ребенку закрыть глаза, вслушаться в окружающие звуки и описать, что он слышит — шелест листьев, разговоры людей, шум автомобилей, пение птиц.
- Помогайте малышу формулировать предложения полностью: «Я слышу, что где-то далеко смеются и играют дети».
Так ребенок будет учиться анализировать свои ощущения и придавать им словесную форму.
2. «Любимый герой»
Представляем героя любимого мультфильма и придумываем ему задание на прогулке.
- «Оптимус Прайм сейчас отправляется на задание в магазин, а потом мы вместе с ним пойдем в лес собирать цветы для принцессы (сестренки или бабушки)»
Такая игра точно не оставит ребенка равнодушным и поможет сделать важные дела (приобрести покупки или оплатить квитанции в банке)
3. «Клумба в песке»
Привычные игры в песочнице можно подать по-новому. Попробуйте сделать с ребенком в песке небольшую «клумбу», украсьте камушками, вставьте в песок красивые листочки и веточки, травку. Фантазировать можно сколько угодно, детский автомобиль может подвозить камни, куклы любоваться «цветами» и т.п. Поощряйте ребенка развивать воображение, придумывая сюжет игры.
4. «Спрятанная игрушка»
Возьмите на прогулку несколько игрушек (кубик, машинку, зайчика и мячик). Мелом нарисуйте клеточки и в каждой из них — схематично какую-то одну игрушку. Затем попросите ребенка закрыть глаза и отвернуться, а сами спрячьте предметы на расстоянии. Пусть он ищет игрушки и раскладывает по клеточкам. Когда найдет все, измените роли.
5. «Рисунки на асфальте»
С помощью мела можете создавать вместе картины на асфальте. Мама, например, начинает: рисует круг, а потом говорит: «Это — паук, попробуй дорисовать ему лапки». Или можно поиграть в классики необычной формы — нарисовать улитку, пирамидку или башню.
6. «Потерянные листочки»
Сорвите (а осенью — соберите) листочки с разных деревьев и давайте ребенку их по очереди, чтобы он искал, на каком дереве они растут. Не забудьте, похвалить ребенка, когда он справится с задачей и рассказать ему о найденных деревьях.
7. «Желанная лужа»
После дождя прогулку тоже можно сделать интересной. Обувайте резиновые ботинки — и айда по лужам! Пускайте по ручейкам палочки, представляйте, что это кораблики, или сделайте их из бумаги. А еще прогулки после дождя — это очень полезно, ведь свежий воздух увлажняется, становится мягким и чистым.
8. «Ищу-ищу ...»
Загадайте ребенку слово с предметов, находящихся поблизости, и назовите его первую букву, говоря «Ищу-ищу, найти хочу что-то на букву ...» д «". Ребенок должен оглянуться и назвать объекты на эту букву в зоне видимости. Например, «Это дерево?», «Это детский сад?» И другие. Когда онугадает, то станет ведущим.
- С помощью такой игры ребенок учится разбирать слова на буквы и внимательно анализировать окружающую среду.
9. «На что похожи облака»
Когда будете гулять в облачную погоду, пофантазируйте вместе, на что же похожи облака над вами. Предложите ребенку рассказать, что они ему напоминают, показать их отдельные части, составить историю. Такая игра прекрасно развивает воображение и образное мышление.
10. «Ученые»
Для разнообразия можно провести вместе с малышом несколько экспериментов на прогулке: например, показать, как муравьи спешат на сладкое или проверить, во что превращаются на морозе мыльные пузыри.
Главное — помните о том, что вам под силу превратить обычную прогулку в настоящее приключение, повторение которого ребенок будет ждать с нетерпением.