«Зачем ходить в школу?», «Не хочу учиться!», «И кто придумал эту школу?» ... Как часто вам приходится слышать подобные фразы от своего ребенка? С началом новой учебной четверти вновь стала актуальной проблема отсутствия у ребенка мотивации к обучению.
И, если раньше это касалось в основном подростков (в связи с переходным периодом), то сейчас даже дети в начальной школе не хотят ходить в школу.
Поэтому мы решили выяснить, что может стать причиной потери интереса школьника к получению знаний и как родители могут помочь ребенку сформировать учебную мотивацию.
- В сегодняшней статье — вместе с психологами разбираемся в причинах, а уже в следующей — будем искать пути решения проблемы.
Какие же причины отсутствия желания учиться у детей?
Решение проблемы начинается с выяснения причин, ведь поведение ребенка всегда имеет под собой какие-то основания.
Детский и семейный психолог Светлана Ройз в интервью каналу «1+1» объясняет: «Учиться и познавать новое — это естественная потребность ребенка. И он теряет доступ к ней, когда что-то в его жизни происходит не так». Поэтому, в случае нежелания ребенка ходить в школу, психолог рекомендует родителям прежде всего исключить такие две причины:
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Детский организм еще не может выдерживать большие нагрузки. А родители, в погоне за учебным результатом, часто забывают об этом, и спешат записать ребенка сразу на несколько секций и дополнительных курсов.
Поэтому, если у ребенка ухудшилась успешность и он отказывается учиться, прежде всего выясните, не является ли нагрузка в школе и вне ее чрезмерной для вашего ребенка, нет ли у него признаков переутомления (вялость, раздражительность, ухудшение аппетита, нарушение сна, частые болезни).
2. СТРАХИ
Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию.
- По словам Светланы Ройз, страх блокирует неокортекс — новые области коры головного мозга, которые играют важную роль в обучении и запоминании информации.
Какие у ребенка возникают страхи, связанные со школой? Психолог отмечает, что чаще всего школьники боятся:
- конкретного учителя;
- авторитарных родителей;
- конкретных одноклассников, которые дразнят ребенка;
- проявить неуспеваемость (если ребенок пропустил предыдущий материал или не имеет базовых знаний);
- сделать ошибку;
- идти в туалет в школе (детям легче саботировать школу, чем признаться в этом).
3. Кроме того, Светлана Ройз выделяет несколько ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН потери у ребенка учебной мотивации. Он может:
- разочароваться в том, что может быть «успешным»;
- не верить в себя;
- привлекать внимание неуспеваемостью;
- не видеть смысла в том, что делает;
- сложно адаптироваться к группе (если ребенок интровертного типа);
- ревновать до старшего-младшего брата-сестры.
Среди других важных причин отсутствия желания ребенка учиться выделяем:
4. НЕГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
Очень часто ребенок теряет интерес к учебе, когда его рано отдают в школу, не учитывая его потребности, возможности воспринимать и усваивать информацию, физическое развитие и ту же здоровую мотивацию.
- Екатерина Гольцберг, детский и семейный психолог, член Профессиональной Ассоциации детских аналитических психологов, объясняет: «Когда дети идут в школу рано, это дает негативные результаты практически сразу. Биологическая неготовность ребенка к школе приводит к усталости, неспособности сосредоточиться на задачах, разочарований и в результате — до школьной дезадаптации. И это отнюдь не способствует желанию учиться и иметь от этого удовольствие.»
Если ребенок еще и не посещал детский сад, то у него может быть не сформировано произвольное поведение, позволяющее учитывать мнение другого, соблюдать правила, жить в коллективе.
- «Такой школьник часто действует по своему усмотрению, не учитывая необходимость считаться с мнением других людей. В результате он получает реакцию на свои действия, к которой не привык. И в дальнейшем это может развиться в стойкое нежелание ходить в школу, которая живет по недоступными и непонятными ему законам.»
Екатерина Гольцберг добавляет еще пять важных причин падения интереса ребенка к школе:
5. НЕСООТВЕТСТВИЕ УЧЕБНЫХ МЕТОДОВ ПОТРЕБНОСТЯМ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
В мире современных технологий учителю очень трудно оставаться интересным для ребенка. Ведь он имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания (просмотреть обучающий видеоролик, загрузить энциклопедию на смартфон или посетить Экспериментаниум). Поэтому
- «В сложном информационно насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужном направлении. Иначе пресыщенный информационным потоком ребенок познавать новое не захочет, так же, как ребенок, наевшись конфет, не будет есть супа », - отмечает психолог.
6. КРИТИКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА
Если родители или учитель (из-за некомпетентности, бестактности, предубеждений) негативно оценивают деятельность школьника, интерес к этому занятию у ребенка пропадает. Это могут быть фразы вроде:
- «Ой, что это ты здесь „накалякал“?»;
- «Не делай этого, все равно у тебя не получится»;
- «Вот смотри, как у Кати хорошо, а у тебя как всегда...»;
- «Лучше это сделаю я».
К слову, часто критика сопровождается еще и желанием взрослых сделать все не вместе с ребенком, а вместо него. Соответственно, ребенок воспринимает такое поведение, как сигнал — «Ты сам не справишься, ты не способен, оставь это!». Разве в таких условиях может сформироваться здоровая мотивация?
7. КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ
Дети, в чьих семьях бывают частые конфликты и скандалы между родителями, также не очень хотят учиться. По утверждению Екатерины Гольцберг, ребенок в такой семье тратит много энергии на переживание или улаживание конфликтов, и ему может просто не хватать сил на учебу.
- Поскольку абстрагироваться от такой ситуации ребенку очень сложно, он реагирует на стресс снижением всех форм активности, в том числе и учебной.
8. ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Дети, которые не хотят учиться, часто живут в семьях, где нет единых правил и требований к ребенку со стороны родителей, где мама и папа дают малышу противоречивые инструкции по выполнению, например, домашних заданий.
В таких семьях у ребенка отсутствует режим дня, нету четкой организации быта, выполнение домашних заданий контролируется случайно и бессистемно, а критерии успешности меняются в зависимости от настроения родителей или других членов семьи.
9. НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ
Критические фразы о школе, негативная оценка родителями учителя, предметов и школьных событий совсем не способствуют формированию уважительного отношения к школе.
- «Фразы, которые обесценивают школьные предметы, о том, что обучение — это потеря времени, не приведут к тому, что ребенок на этом фоне вдруг начнет учиться и всем сердцем полюбит школу», — отмечает Екатерина Гольцберг.
Важной причиной отсутствия учебной мотивации у ребенка является также:
10. ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА
Обесценивая волевые стремления ребенка, не давая ему возможности проявлять самостоятельность, родители могут вызвать апатию ребенка и полное нежелание учиться. Школьник может вообще отказаться делать что-то самостоятельно, без постоянных подсказок мамы и сидения рядом, пока все уроки не будут сделаны.
Как мы видим, причины отсутствия у детей учебного интереса — очень разные. У некоторых школьников они связаны с физической и психологической неготовностью к учебе, у других — с особенностями семейной ситуации или воспитательными промахами взрослых.
Но, если мы выясним истинную причину, то сможем изменить и ситуацию. Подробно о способах повышения учебной мотивации ребенка поговорим уже в следующей статье.