«Зачем ходить в школу?», «Не хочу учиться!», «И кто придумал эту школу?» ... Как часто вам приходится слышать подобные фразы от своего ребенка? С началом новой учебной четверти вновь стала актуальной проблема отсутствия у ребенка мотивации к обучению.

    И, если раньше это касалось в основном подростков (в связи с переходным периодом), то сейчас даже дети в начальной школе не хотят ходить в школу.

    Поэтому мы решили выяснить, что может стать причиной потери интереса школьника к получению знаний и как родители могут помочь ребенку сформировать учебную мотивацию.

    Какие же причины отсутствия желания учиться у детей?

    Решение проблемы начинается с выяснения причин, ведь поведение ребенка всегда имеет под собой какие-то основания.

    Детский и семейный психолог Светлана Ройз в интервью каналу «1+1» объясняет: «Учиться и познавать новое — это естественная потребность ребенка. И он теряет доступ к ней, когда что-то в его жизни происходит не так». Поэтому, в случае нежелания ребенка ходить в школу, психолог рекомендует родителям прежде всего исключить такие две причины:

    1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

    Детский организм еще не может выдерживать большие нагрузки. А родители, в погоне за учебным результатом, часто забывают об этом, и спешат записать ребенка сразу на несколько секций и дополнительных курсов.

    Поэтому, если у ребенка ухудшилась успешность и он отказывается учиться, прежде всего выясните, не является ли нагрузка в школе и вне ее чрезмерной для вашего ребенка, нет ли у него признаков переутомления (вялость, раздражительность, ухудшение аппетита, нарушение сна, частые болезни).

    2. СТРАХИ

    Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию.

   Какие у ребенка возникают страхи, связанные со школой? Психолог отмечает, что чаще всего школьники боятся:

    Почему ребенок не хочет учиться на learning.ua

3. Кроме того, Светлана Ройз выделяет несколько ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН потери у ребенка учебной мотивации. Он может:

    Среди других важных причин отсутствия желания ребенка учиться выделяем:

    4. НЕГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

    Очень часто ребенок теряет интерес к учебе, когда его рано отдают в школу, не учитывая его потребности, возможности воспринимать и усваивать информацию, физическое развитие и ту же здоровую мотивацию.

    Если ребенок еще и не посещал детский сад, то у него может быть не сформировано произвольное поведение, позволяющее учитывать мнение другого, соблюдать правила, жить в коллективе.

    Екатерина Гольцберг добавляет еще пять важных причин падения интереса ребенка к школе:

    5. НЕСООТВЕТСТВИЕ УЧЕБНЫХ МЕТОДОВ ПОТРЕБНОСТЯМ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

    В мире современных технологий учителю очень трудно оставаться интересным для ребенка. Ведь он имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания (просмотреть обучающий видеоролик, загрузить энциклопедию на смартфон или посетить Экспериментаниум). Поэтому

    6. КРИТИКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА

   Если родители или учитель (из-за некомпетентности, бестактности, предубеждений) негативно оценивают деятельность школьника, интерес к этому занятию у ребенка пропадает. Это могут быть фразы вроде:

    К слову, часто критика сопровождается еще и желанием взрослых сделать все не вместе с ребенком, а вместо него. Соответственно, ребенок воспринимает такое поведение, как сигнал — «Ты сам не справишься, ты не способен, оставь это!». Разве в таких условиях может сформироваться здоровая мотивация?

Почему ребенок не хочет учиться на learning.ua

   7. КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

   Дети, в чьих семьях бывают частые конфликты и скандалы между родителями, также не очень хотят учиться. По утверждению Екатерины Гольцберг, ребенок в такой семье тратит много энергии на переживание или улаживание конфликтов, и ему может просто не хватать сил на учебу.

    8. ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

    Дети, которые не хотят учиться, часто живут в семьях, где нет единых правил и требований к ребенку со стороны родителей, где мама и папа дают малышу противоречивые инструкции по выполнению, например, домашних заданий.

    В таких семьях у ребенка отсутствует режим дня, нету четкой организации быта, выполнение домашних заданий контролируется случайно и бессистемно, а критерии успешности меняются в зависимости от настроения родителей или других членов семьи.

    9. НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ

    Критические фразы о школе, негативная оценка родителями учителя, предметов и школьных событий совсем не способствуют формированию уважительного отношения к школе.

    Важной причиной отсутствия учебной мотивации у ребенка является также:

    10. ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА

    Обесценивая волевые стремления ребенка, не давая ему возможности проявлять самостоятельность, родители могут вызвать апатию ребенка и полное нежелание учиться. Школьник может вообще отказаться делать что-то самостоятельно, без постоянных подсказок мамы и сидения рядом, пока все уроки не будут сделаны.

    Как мы видим, причины отсутствия у детей учебного интереса — очень разные. У некоторых школьников они связаны с физической и психологической неготовностью к учебе, у других — с особенностями семейной ситуации или воспитательными промахами взрослых.

    Но, если мы выясним истинную причину, то сможем изменить и ситуацию. Подробно о способах повышения учебной мотивации ребенка поговорим уже в следующей статье.