Нежелание ребенка учиться беспокоит многих родителей. Кто-то сталкивается с этой проблемой редко, кому-то приходится систематически бороться с отсутствием интереса школьника к обучению.

    Поэтому сегодня выясняем, как родители могут помочь ребенку повысить учебную мотивацию. И для начала определимся с тем, что имеют в виду психологи, используя этот психологический термин.

    Что такое мотивация?

    Мотивация (с лат. «movere» — «двигать») — это желание и готовность человека что-то делать. Это то, что движет нас, побуждает выполнять определенные задачи и идти к поставленной цели.

    В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации — внутренняя и внешняя.

    1) В основе внутренней учебной мотивации лежит познавательный интерес, стремление ребенка получать новые знания и навыки.

    2) Внешняя учебная мотивация обусловлена ​​внешними факторами, например, поощрением со стороны взрослых (разрешение поиграть за компьютером после выполнения домашних заданий, обещание купить игрушку/дорогой гаджет, если в табеле будут хорошие оценки). Но, как правило, этот вид мотивации краткосрочный и ненадежный. Ведь, когда ребенок достигнет обещанного, он перестанет учиться. То есть для того, чтобы ребенок продолжал обучение, родителям придется искать новую приманку.

    Поэтому очень важно формировать и поддерживать именно внутреннюю мотивацию к обучению, познавательный интерес ребенка. Как это сделать — узнаем у экспертов.

    Как помочь ребенку повысить мотивацию к обучению?

    1. Выяснить причины, почему ребенок отказывается учиться

    Часто на пути желанию учиться стоит переутомление, конфликт с одноклассниками или ссоры в семье. Устранив эти факторы и создав благоприятную атмосферу в семье, мы сделаем существенный шаг к повышению интереса ребенка к учебе.

    Если причина лежит глубже или вы не можете ее найти, стоит проконсультироваться с психологом, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и, возможно, даст конкретные советы. К примеру, Виктория Горбунова, доктор психологических наук, психотерапевт, отмечает:

    2. Поддерживать любознательность

    Прежде всего очень важно не задушить истоки внутренней мотивации, когда маленький ребенок пытается познавать и исследовать мир, задает родителям много вопросов.

    Психолог Марина Романенко также рекомендует родителям искать интересные школы, современных креативных учителей, учебные проекты, которые заинтересуют ребенка. Ведь школа — это место, где ребенок проводит большую часть своей жизни, и от того, как организовано в ней обучение значительно зависит и мотивация ребенка.

    Попробуйте также заинтересовать школьника необычной подачей материала. Видеоуроки, виртуальные курсы, экскурсии, путешествия, интеллектуальные игры и квесты — все это может дополнять школьное обучение и дает ребенку возможность получать удовольствие от получения знаний и личных открытий.

    3. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его предпочтения

    Детский и семейный психолог Светлана Ройз рекомендует родителям следить за тем, куда тянется естественная мотивация ребенка, что его интересует. Ребенок должен чувствовать себя полноценным участником учебного процесса, к мыслям и чувствам которого прислушиваются, а не игнорируют. Позволяйте ребенку менять свои предпочтения и увлечения, искать себя в различных формах и разновидностях деятельности.

Как повысить учебную мотивацию ребенка: 10 советов от психологов на learning.ua

    Помогайте школьнику найти связь между обучением в школе и интересами.

    4. Помочь ребенку сформировать навыки учебной деятельности

    Научите ребенка учиться, помогите овладеть умением находить, запоминать, применять знания. Развивайте критическое мышление ребенка, приучайте к самоконтролю.

    Помогите ребенку научиться правильно распределять свое время и нагрузку, ведь во время подготовки приходится на какие-то задачи и предметы выделять больше времени на какие-то — меньше. Это поможет школьнику стать более организованным и продуктивным.

    5. Давать пространство для самостоятельности и креативности

    Психотерапевт Виктория Горбунова советует родителям создавать условия, при которых ребенок может сделать задание сам и помогать только, когда он попросит.

​    Также жозволяйте ребенку проявлять творчество, экспериментировать. Не настаивайте на образце, принимайте различные варианты действий и решений.

    6. Создавать ситуации, в которых ошибки является нормой, частью процесса усвоения знаний (частью опыта, игры, необходимым условием для того, чтобы научиться)

    Учите ребенка превращать любую ошибку в средство развития, а не повод для обвинений. Ведь когда мы ругаем ребенка за ошибки, у него появляется страх неудачи, который может стать первым шагом на пути к демотивации.

Как повысить учебную мотивацию ребенка: 10 советов от психологов на learning.ua

    7. Хвалить ребенка за его усилия Ребенку важно знать, что все его усилия замечаются родителями

    Но хвалить тоже надо уметь правильно. Детский психолог Екатерина Гольцберг объясняет:

    8. Не критиковать, не сравнивать его с другими

    Вместо того, чтобы помочь, родители часто ругают ребенка за плохие оценки или ставят в пример других, более успешных детей. Светлана Ройз утверждает, что такое поведение — худшая ошибка родителей. Ведь ребенок начинает думать, что в центре вашего внимания — лишь его достижения, а не он сам. К тому же, сравнивая ребенка с другими, мы подрываем его самооценку и заставляем думать, что он хуже других.

    9. Поддерживать во время неудач

    В случае неудачи проявите свою любовь и понимание. Виктория Горбунова советует: «Ориентируйте ребенка на поиск выхода, давайте эмоциональную поддержку без зазрения и фраз вроде «Тебя же предупреждали!»), а еще — делитесь собственным опытом неудач и способов справиться с ними («Я тоже переживал подобное...»).

    10. Дозировать нагрузки

    Обязательно соблюдайте баланс между обучением и отдыхом ребенка. Не допускайте чрезмерной нагрузки, поскольку именно она часто становится причиной спада интереса к процессу получения знаний.

    Поэтому позаботьтесь о том, чтобы школьник имел достаточно времени для отдыха, увлечений и общения с друзьями.

    И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого и не ожидайте немедленных изменений. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но, если последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то обязательно будет результат. Верьте в своего ребенка, создайте благоприятную среду для его развития, и он удивит вас. Желаем успехов!