Психолог Светлана Ройз в своем блоге уже несколько лет публикует важный материал для родителей накануне зимних праздников. Она отмечает, что декабрь — это время сезонных родительских вопросов о том, поддерживать ли в ребенке веру в Деда Мороза (Святого Николая, Санта-Клауса), дарить ли подарок, если ребенок плохо себя вел, нужно ли вообще праздновать, когда рядом происходит что-то трагическое, и т. п.
В сегодняшней статье мы решили опубликовать ответы психолога на часто задаваемые вопросы родителей.
1) Нужно ли поддерживать в ребенке веру в Деда Мороза, Святого Николая, Санта-Клауса?
«В каждой семье решают для себя, как правильно вести себя с „верой в чудеса“. В нашей — знают, что мы сами можем становиться проводниками волшебства, сюрпризов и доброты», — делится Светлана.
- «Дочь ждет особого чуда. В новогоднюю ночь под елкой рядом с подарками ее будут ждать следы Деда Мороза (сделанные мукой по трафарету). На тарелочке — надкушенное Дедом Морозом печенье, морковка и отпитое молоко. Она уже сама решила, что есть актеры, которые играют роль Деда Мороза, Святого Николая, Санты, а есть он — который и является чудом. »
2) Что ответить ребенку, когда он спрашивает о том, действительно ли Дед Мороз существует?
«Я знаю, что Деда Мороза нет. Это вы приносите подарки?»- такие вопросы являются самыми сложными.
- «Когда-то важный урок дал мне сын. Я решила подарить ему, восьмилетнему, чашку с логотипом его любимого тогда сериала об изобретателях („Эврика“). Он увидел у меня в компьютере подготовленный для печати логотип. Когда под подушкой в день Святого Николая сын нашел чашку, он пристально посмотрел на меня и спросил: «Это ты или Святой Николай?». Я поняла, что если отвечу неправду, потеряю его доверие. Я молчала, собираясь с мыслями. А Миша вдруг сказал: «Это Святой Николай тебя вдохновил?». „Да“, — с радостью ответила я», — делится личным опытом Светлана.
«Я говорила и говорю своим детям, что люблю чудеса и верю в них. И дочери я тоже, когда придет время, скажу, что любовь вдохновляет нас быть волшебниками друг для друга. Мы можем стать проводниками доброты, красоты, искренности. И я предлагаю становиться такими проводниками чудес для знакомых и незнакомых людей».
- Светлана предлагает подготовить кому-то маленький неожиданный подарок — мандаринку или открытку. Можно, например, для соседей в подъезде сделать сюрприз — украсить этаж, бросить в почтовый ящик открытки, а можно просто кому-то позвонить «просто так», чтобы сказать — я с тобой».
3) Если дети ведут себя плохо, если они вообще не ценят подарки, допустимо ли им не дарить подарок от Святого Николая или от Деда Мороза?
Правильных ответов, отмечает Светлана, нет. Есть то, что «верно» для каждой конкретной семьи. Мы можем сократить количество «регулярных» подарков и покупок в течение года. Но Новый год, День рождения — праздники, которые случаются только раз в год.
«Они связаны с ожиданием чуда, воспоминания о них становятся „реликвиями“, которые хранятся у нас во „взрослой“ памяти. И они важны.»
А родительские манипуляции — «будешь себя плохо вести, не получишь подарок» — некорректны. «Ребенок не должен „заслуживать“ подарки и дары от мира своей „хорошестью“- это ничем хорошим не заканчивается», — уверяет психолог.
- «Быть хорошим, быть удобным, не быть собой — это то, что становится нашим печальным взрослым сценарию. „Хорошие мальчики“ и „хорошие девочки“, вырастая, так и продолжают заслуживать и выслуживаться.»
Кроме того, ребенок не должен бояться «всевидящего ока», которое неусыпно за ним следит, и розог под подушкой. Подарок может быть совсем символическим, и подарком может стать сам праздник. Но важно, чтобы он был.
- «Ребенок получает удовольствие не только от подарка, но и от чуда его ожидания. От музыки, елочных огней, квеста, который нужно пройти, чтобы найти подарок, следов Деда Мороза, шелеста обертки, что разрывается. И от предвкушения праздника в течение всего месяца с адвент-календарем».
Психолог также напоминает, что современным детям очень важно давать возможность побыть в состоянии ожидания покупки, учиться выдерживать напряжение ожиданиям.
- «Современные дети обеднены реальным общением и тем, что можно было бы сначала „изобрести“, представить. Мы их перестимулируем готовыми ответами и „готовыми“ игрушками. Да, для них полезными и терапевтическими являются настольные, групповые игры. Да, сначала замечательно попробовать сделать кукольный домик из коробки. И только потом покупать готовый».
4) Можно ли ребенку, который не слушается, класть розгу под подушку?
Светлана Ройз объясняет: «Каждый наш подарок — это Дар — инструмент, которым ребенок будет пользоваться в освоении мира и себя самого. Каждым инструментом мы — взрослые — учим пользоваться. Нет плохих и хороших подарков. Но вот розги — это инструмент чего? Самобичевания, запугивания, вложенное карательное оружие?».
Родителям, которые хотят внести воспитательные нотки в праздник, психолог советует подготовить вместе с подарком письмо — в котором святой Николай или Дед Мороз сначала приветствует малыша, говорит о том, что так рад достижением, даже самым маленьким, что видел, как какие-то шаги давались сложно, но ребенок с ними справился, и что есть еще задачи — например, чистить зубы, подтянуть математику, научиться справляться с гневом.
- «В конце письма святой Николай „говорит“ о том, что он очень рад, что знаком с таким удивительным ребенком, что каждый ребенок обладает своей особой магической силой — талантом — и каждый может найти свое собственное чудо. Что он любит ребенка, мир его любит и родители тоже очень этого ребенка любят».
Тогда такое письмо может стать настоящими трансформирующим волшебством.
5) Как выбрать подарок ребенку?
«Хорошо, когда в семье есть „журнал подарков“- тетрадь, разделенная на разделы. Часть мамы, часть папы и части каждого из детей. В этот журнал в течение года вписываются желания. Причем и родители тоже вписывают то, что они хотели бы. С этого журнала можно „просто так“ выбрать подарок в той ценовой категории, которая сейчас доступна. можно вместе с ребенком откладывать деньги на более дорогой».
- «Часто ребенку важен не столько сам факт покупки и владения, сколько ощущение того, что его желание услышано».
Этот журнал, по утверждению психолога, очень облегчает задачу поиска подарков и детям, и взрослым. Кроме того, детям важно знать, что родители — тоже люди, и у них есть свои потребности и желания.
6) У ребенка так много игрушек, мы решили на Новый год подарить ему одежду.
Светлана делится: «Когда-то мой еще маленький сын сказал: «Знаешь, что такое разочарование? Когда ты ждешь на праздник игрушку, а тебе дарят одежду». Ребенок все-таки ориентирован на удовольствие, а не на пользу. „Дофаминовое подкрепление“, радость, в чем-то даже эйфорическую, мы получаем от того, что достигаем того, чего давно хотели.»
Поэтому, когда мы выбираем ребенку подарок, важно себе напоминать, что он не для нас, а для ребенка.
7) Что делать, когда ребенок просит что-то огромное или нереально у Деда Мороза?
«Если ребенок попросил что-то нереальное, например, живого коня, можно предложить вместе подумать о том, что Дед Мороз заботится не только о самом ребенке, но и о лошади, и о соседях. И выбирает то, что было бы все же экологично для всех», — советует психолог.
А если дети уверены, что у Деда Мороза можно попросить что-то огромное, хорошо сработает такой «метод» — письмо или записка от самого Деда Мороза или его помощников. Светлана предлагает такой вариант этого сообщения от волшебника:
- «Я услышал о твоем желании, но у меня так много детей в мире, которым нужно подготовить подарки. В этом году я могу для тебя выполнить только часть твоих желаний. Выбери, пожалуйста».
К слову, психолог убеждена, что избыточность выбора вызывает напряжение и панику. Говоря ребенку «ты можешь выбрать, что угодно», правильнее предоставлять выбор из двух, максимум трех объектов.
Светлана также отмечает, что в ее практике были истории, в которых дети предложили родителям попросить у Деда Мороза дом. В этом случае ребенку сказали:
- «Знаешь, к каждому большому подарку нужно быть готовым. И для подготовки некоторых подарков нужно время и наши собственные усилия. Мы не всегда можем поддерживать порядок в нашей квартире, а на дом же нужно еще больше сил».
А еще, вместе с одной из семей, Светлана формулировала ответ от эльфов Деда Мороза на письмо с просьбой вернуть умершую бабушку.
- «Писали о том, что есть вещи, которые не под силу даже мановению волшебной палочки. И это действительно очень грустно. Но самое большое чудо в том, что бабушкина любовь живет в этом мальчике. И в каждой снежинке, которая обязательно в этом году появится, или каждым облаком или звездой, бабушка будет ему улыбаться. И если бы бабушка могла ему сейчас сказать, она бы обязательно сказала, как любит его и как им всегда гордится», — делится психолог.
8) Нужно ли праздновать Новый Год и вообще праздновать, когда рядом происходит что-то сложное или трагическое?
Светлана обьясняет: «Позволить себе хоть какую-то долю радости — это наш выбор Жизни. Это разрешение себе жить. И это то, что может дополнить сложную реальность, если не противостоять ей. В сложные времена важно сохранять контакт с жизненным.»
А чтобы помочь ребенку почувствовать праздник полнее, Светлана советует задействовать различные каналы ощущений:
- «У нас есть несколько каналов восприятия, которые отвечают за ощущение праздничной атмосферы: обонятельный — в доме может пахнуть мандаринами, хвоей, корицей, выпечкой; визуальный — гирлянды, снежинки, елка; аудиальный — музыка, которая у нас ассоциируется с праздниками; канал телесных ощущений — я зимой достаю все пушистое и теплое; канал вкуса — для кого-то Новый Год ассоциируется с оливье, для кого-то с глинтвейном, для кого-то с имбирными пряниками, и канал отношений — семейные ритуалы, игры, традиции, фильмы.
Чем объемнее будет праздник, тем больший заряд ощущений у нас сохранится. И тем больше ресурса в нем будет.
И напоследок психолог напоминает о том, что для любого ребенка определяющим является то, «с какого состояния» мы с ним разговариваем. «Важна наша искренность и вера в то, что мы говорим. Любые рекомендации, любые „практики“ могут работать только тогда, когда они для нас являются органическими и искренними».
Хороших вам праздников!