Пребывание на карантине является испытанием для каждого из нас — детей, подростков, родителей, дедушек и бабушек. Мы никогда раньше не сталкивались с таким и не подозревали, что придется. Поэтому сейчас люди во всем мире растерянные, тревожные и неуверенные в завтрашнем дне. И это — нормально. Бояться угрозы и неизвестного — это нормально.
Но важно, что дальше мы будем делать со своим страхом, сможем ли мы общаться со своими детьми с позиции взрослого или у нас просто не хватит на это сил из-за выгорания? Часто в такие сложные моменты нам необходима помощь и советы психологов и психотерапевтов.
Именно поэтому в сегодняшней статье мы приводим рекомендации детского и семейного психолога Светланы Ройз о том:
- нужно ли говорить с маленькими детьми о коронавирусе;
- как реагировать на обесценивание ситуации и нашей заботы подростками: что делать родителям, чтобы не выгореть в условиях карантина;
- а также о том, как разнообразить ежедневный досуг детей.
Нужно ли говорить с маленькими детьми о карантине и коронавирусе?
В интервью Маше Ефросининой для UNICEF Ukraine Светлана Ройз уверяет, что даже дошкольникам, детям до 6 лет, нужно объяснять, почему сейчас жизнь вашей семьи изменилась.
- «Обязательно [объясняйте]. Во-первых, мы понимаем, что ребенок чувствует фон тревоги родителей. И если она ощущается, ребенок обязательно будет на это как-то реагировать. Он может не задавать вопросы, но модель его поведения изменится. Детям сейчас важно объяснить, почему мы дома, почему они прекратили общаться со своими одноклассниками или одногруппниками».
Ведь дети вместе с нами волнуются, они не понимают, что происходит. Помните, что ребенок в первую очередь улавливает наши невербальные сигналы (мимику, жесты, настроение). И если с того, что ребенок считывает, он чувствует опасность — это может повлиять на состояние его иммунитета, так как психологический и физический иммунитет связаны между собой.
Кроме того, дети часто винят себя, когда чувствуют, что что-то идет не так, как нужно, — «из-за меня проблемы». Поэтому важно дать ребенку понять, что он не виноват. Психолог отмечает: «Мы не знаем, что себе придумывают и додумывают дети». Поэтому чем больше информации от нас они получат, тем меньше у них будет тревоги.
Как сказать о ситуации детям?
В интервью Илоне Довгань для Радио НВ Светлана предлагает рассказывать детям о том, что сейчас есть болезнь, которая очень быстро распространяется по миру. И для того, чтобы мы были в безопасности, чтобы все дети в стране находились в безопасности, у нас введен карантин. Не потому, что мы все больные, не потому, что все умрем, а для того, чтобы сохранить наше здоровье.
- «Своей 6-летний дочери мы сказали, что сейчас во многих странах мира заболели люди, но это не значит, что заболеем мы или близкие люди. Сейчас очень многие люди делают все возможное, чтобы остановить вирус. И врачи во всем мире ищут вакцину, прививки от этого вируса. И я уверена, что о тебе позаботятся. Я уверена, что о нас всех позаботятся. Но мы вместе должны позаботиться о себе. Делать то, что сейчас в наших силах. Давай подумаем, что сейчас в наших силах. И мы с ней начинали набрасывать какие-то варианты », - делится Светлана.
Психолог убеждает не стесняться говорить детям, что у нас всех повысилась ответственность. Мы можем говорить детям: «Мне нужна твоя помощь. И помощь нужна нашей семье. Что ты можешь взять на себя?».
- «Моя дочь отвечает за мытье рук. Это могут быть очень простые поручения. Чем больше ответственности, тем больше ощущение собственной силы. И чем больше вклада», — рассказывает Светлана.
Также психолог предлагает составить список того, что важно делать. Не просто распечатать, а вместе с детьми написать, нарисовать свой список и свой план действий.
- «Это поможет и мысли структурировать, и в тело вернуться. В списке важно описать план — что делаем сейчас. Что делаем в случае болезни. (Тьфу-тьфу). Кому звоним, кого вызываем. Список горячих телефонов...», — пишет Светлана в своем блоге в сети Facebook.
Психолог объясняет: в момент реальной опасности мозг очень быстро решает «Драться, замереть или бежать», поэтому в критических ситуациях у нас должна или включаться механическая память (а для этого информация должна быть очень хорошо закреплена), или быть внешняя конкретная информация, которая нас «стабилизирует».
Как реагировать на обесценивающее поведение подростков?
У многих подростков сейчас может наблюдаться позиция отрицания опасности, обесценение слов и заботы родителей, конфликты с ними. Как реагировать на обесценение подростками ситуации и наших действий? Психолог советует родителям в таких ситуациях сесть устойчиво (с опорой) и сказать себе «Я — хорошая мама (папа). Я понимаю, почему это происходит». И самое важное — научиться не воспринимать это личностно.
- «Представьте, ваш ребенок направляет в вас эту искру, но на самом деле она ее направляет не в вас, а в мир. В этой искре не слова «Ты — плохая мама. Отстань!». В этой искре — «Я могу о себе позаботиться! Я — взрослый(ая). Я чувствую свои границы», — объясняет Светлана.
По утверждению психолога, задача этого обесценивания — сброс с пьедестала мамы (папы) для того, чтобы поставить на него себя. Это — обязательное условие взросления. И помните. обесценивание проживается только с тем, кто является невероятно дорогим и ценным.
С подростками также очень важно обсудить ситуацию, в который мы сейчас находимся, и подумать о том, что каждый из нас в этой ситуации может сделать. По словам Светланы, вы можете сказать ребенку:
- «Мы все сейчас живем в кризисном режиме. И, когда страна живет в режиме кризиса, когда фирма живет в режиме кризиса, у нее есть экстренный план. И я сейчас на тебя очень надеюсь».
Как родителям не выгореть?
Для того, чтобы оставаться в ресурсе и иметь возможность говорить с ребенком из состояния покоя и стабильности, Светлана советует родителям делать вклад в себя:
- найти то, что позволяет вам восстанавливаться;
- заботиться о себе;
- установить ограничения на информационный новостной шум;
- устраивать хотя бы 2 минуты тишины;
- когда чувствуете сильное напряжение, найти несколько точек опоры, сесть удобно, понаблюдать некоторое время за дыханием;
- выставлять границы и говорить «Нет!» тому, что вам не нравится.
Ведь, когда мы расслаблены и спокойны, ребенок рядом с нами также расслабляется. Помните:
- «Родители имеют право на свое время и время восстановления. Если родители, находясь на карантине, устали, они могут сказать ребенку: «Мне сейчас нужно время для себя. Мне надо побыть одному. «Чик-Чирик, я в домике». Иначе мы будем выгорать и становится раздраженными».
К тому же, детям очень полезно знать, что маме нужно 5-10-15 минут «на заботу о себе». Так, уверяет психолог, ребенок учится уважать и свое пространство и также учится тому, что о себе можно заботиться.
- «Взрослые, которые находятся постоянно с детьми — испытывают огромные сенсорные перегрузки. Наша нервная система имеет лимит общения. Если мы не будем брать паузу — осознанно, с уважением к себе — потом будем мучиться чувством вины за то, что сорвались на ребенка. Ребенку (даже младенцу) мы точно не нужны в полном контакте 24 часа в сутки», — отмечает Светлана.
Как разнообразить досуг на карантине?
Психолог советует сделать копилку различных игр, рисовать с ребенком, устраивать театр теней и совместные просмотры мультфильмов. Ведь очень важно смотреть мультфильмы рядом с родителями, чтобы иметь возможность его обсудить и определенные вещи отрефлексировать.
- Светлана Ройз предлагает родителям список 57 мультфильмов и 19 мультсериалов (с комментариями) для просмотра с детьми. Кроме того, можно просмотреть подборку 15 мультфильмов с сильными женскими героинями в нашем блоге.
Психолог также не рекомендует сейчас сильно нагружать детей. Им нужно дать возможность отдохнуть, отреагировать свою тревогу и ... поскучать. А, если мы начинаем развлекать ребенка, мы лишаем его собственной энергии и удовольствия от своих действий.
- «Когда моя дочь говорит «Мама, мне скучно», я не позволяю ей в этот момент включать планшет брать в руки телефон. Я ей говорю «Даша, поскучай несколько минут, тебе придет идея в голову. На самом деле, если мы постоянно становимся аниматорами для своих детей, мы лишаем их собственной мотивации».
Нужно давать возможность вызреть этой мотивации. Потому что, по словам психолога, детское «мне скучно» свидетельствует о потере контакта с собственной энергией, и мы не имеем права делать туда свое вдох. Дети должны успеть сделать свой вдох в жизнь.
Светлана Ройз отмечает, что в доме для ребенка нужно организовать:
- зону обучения;
- зону физической активности;
- зону общения.
Родители должны также возглавить сейчас активность детей и позволять им драться подушками (и самым включаться в эту игру), рисовать на полу классики, прыгать на кроватях и т.п.
А еще психолог советует осознанно искать способы получения радости, заниматься с детьми тем, что вызывает у них и у нас чувство радости.
- «Это нужно для того, чтобы создать внутри фон, который помогает выдерживать напряжение. То, что оставляет нас в контакте с Жизнью. Радость — это, что сейчас можно пробовать противопоставить тревоге. Как бы ни было сложно — нам важно не терять чувство вкуса жизни. Это будет нашим «иммунитетом». Я уже писала о том, что фраза — «Я выбираю жизнь» — не просто фраза. Это наш выбор.
Одним из способов может быть создание календаря с необычными праздниками. Светлана предлагает каждый день утром, когда дети проснулись, посмотреть, какой сегодня праздник, и вместе с ними посвятить день этой теме.
- «В День полетов на самолете — делать самолетики, рисовать и устраивать шоу. День похлопывания по плечу — не просто похлопывать друг друга при любой возможности, но и рисовать на плечи буквы, которые нужно распознать, — если дома несколько детей — прикасаться к плечу и угадывать, кто прикоснулся. В День успеваемости везде — возможно, написать с детьми „план дня“ и вычеркивать сделанное или — приговаривать „все, что нужно, я успею — все, что важно, — я успею“ [...] В День „А на что похоже?“ — можно задавать друг другу этот вопрос, когда смотрим на еду, когда наблюдаем за облаками, когда откусываем яблоко, когда рассматриваем тень, когда видим лужу и исследуем ее форму», — предлагает идеи психолог.
Идеи для календаря от Светланы Ройз:
- Для включения в жизнь различных каналов восприятия — тактильного, визуального, аудиального, вербального.
1. День прислушивания к весне
2. День солнечных зайцев
3. День считания красных машин
4. День любви к пирогам
5. День взаимности чёрных кошек
6. День теплых поцелуев
7. День беличьих хвостов
8. День перебирания в шкафу
9. День поиска зеленого цвета
10. День губ «бантиком»
11. День слова «Молодец»
12. День пускания самолетиков
13. День похлопывания по плечу
14. День «А на что похоже...»
15. День колокольного звона
16. День «МЯУ»
17. День зевания
18. День удачных планов
19. День успеваемости везде
20. День смотрения в зеркало с улыбкой
21. День кустов роз
22. День песен о любви
23. День шевеления ушами
24. День большой пуговицы
25. День взмаха крыльями
26. День цоканий каблуками
27. День слова «БУ»
28. День отпугивания страха
29. День ударения ладонями по воде
30. День ароматов весны
31. День мечты о чуде
- Также некоторые идеи можно найти в календаре, который вдохновил Светлану на создание своего варианта.
Желаем вам здоровья и хорошо проведенного времени вместе со своими детьми!