Несмотря на карантин, в этом году ВНО все же состоится. Ведь одиннадцатиклассники будут сдавать государственную итоговую аттестацию именно в форме ВНО. Правда, пока неизвестны точные даты проведения тестирования.
В понедельник, 21 апреля, в своем профиле Facebook генеральный директор директората высшего образования МОН Олег Шаров назвал лишь ориентировочные сроки проведения: «ВНО пройдет ориентировочно с 25 июня по 17 июля. Вступительная кампания на основе 11 классов будет сдвинута на один месяц (август вместо июля), учебный год для первокурсников вероятно начнется 15 сентября (а для других курсов он может начаться в обычные сроки)».
- Вместе с тем, он отметил, что эти сроки могут быть изменены, если запрет на посещение учебных заведений будет продолжено после 1 июня 2020 года.
Поэтому, пока у выпускников есть время для подготовки к тестированию, мы решили привести для них советы от экспертов по написанию творческого задания по украинскому языку. Делиться полезными рекомендациями с будущими выпускниками сегодня будут преподавательница украинского языка и основательница онлайн-курса по написанию собственного высказывания Анна Огойко и старший экзаменатор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Татьяна Трофименко.
Насколько важным является собственное высказывание на ВНО по украинскому языку и литературе?
Творческое задание ВНО оценивается в 20 баллов из 104 (которые затем переводят в 200), а следовательно, хорошее сочинение — это почти 20% успеха.
Что именно входит в эту оценку? Двенадцать баллов экзаменаторы могут поставить за содержание работы, а именно за наличие:
- Тезиса — 2 балла.
- Аргументов (двух или трех) — 2 балла.
- Примера из художественной литературы или иного вида искусства — 2 балла.
- Примера из истории или собственной жизни — 2 балла.
- Логичности и последовательности изложения материала — 2 балла.
- Выводов — 2 балла.
За языковое оформление высказывания можно получить 8 баллов (4 балла за орфографию и пунктуацию и 4 — за лексику, грамматику и стилистику).
Каких рекомендаций следует придерживаться при написании творческого задания?
Анна Огойко, основательница ресурса по ВНО по украинскому navsi200.com, выпускница Киево-Могилянской академии и преподаватель украинского языка и литературы в своем видеоблоге дает 10 советов для успешного написания собственного высказывания.
- Отметим, что ученики, которых учила Анна, неоднократно сдавали ВНО по украинскому языку и литературе на 200 баллов.
Давайте рассмотрим ее рекомендации:
1. Писать сочинение на 200-220 слов
Думаем, вы уже знаете, что тексты объемом менее 100 слов экзаменаторами вообще не проверяются. За него получают 0 баллов.
Сочинения объемом 100-199 слов, по словам Анны, получают значительно более низкую оценку, ведь считается, что в таком высказывании полностью не раскрыта тема, не приведено достаточно аргументов и примеров.
А, если вы напишете текст, больше 250 слов, можете наделать много ошибок.
2. Думать о читателе
Творческое задание ВНО проверяют живые люди — учителя и учительницы. К тому же, возможно, ваша работа достанется им для проверки в конце рабочего дня. Поэтому попробуйте облегчить задачу экзаменатору, старайтесь писать разборчиво и аккуратно.
Анна Огойко рекомендует выпускникам начать тренироваться уже сейчас и писать свои конспекты и сочинения каллиграфическим понятным почерком.
Также не стоит забывать о абзацах. Обязательно проставляйте их, ориентируясь на содержание сочинения (размер отступа — ориентировочно ширина большого пальца).
- Татьяна Трофименко, старший экзаменатор Харьковского регионального центра оценивания качества образования, также подчеркивает необходимость структурирования работы по абзацам. Ведь их отсутствие автоматически означает минус один балл.
3. Ориентироваться на «сэндвич-структуру» высказывания
Метафора сэндвича удачно передает структурные особенности сочинения. Так, «хлеб» — две половинки сэндвича — это вступление и выводы высказывания. Они — идентичные по значению. Так, во введении подается тезис, основная мысль сочинения. В заключении приводится тот же тезис, но перефразированный с учетом аргументов и примеров.
- Татьяна Трофименко не советует переписывать в заключении тезис слово в слово, просто заменяя «я считаю» на «следовательно». Ведь в течение работы над текстом у вас должны появиться какие-то новые мысли и формулировки.
«Начинка сэндвича» — сыр, помидоры, мясо, листья салата и т.д. — это аргументы и примеры, которые вы приводите в сочинении.
- «Если у вас будут одни помидоры или одна колбаса, или только сыр — это не вкусно будет, суховато. То есть один аргумент, одна „начинка“ не подходит: нужно минимум две, а лучше — три. Тогда будет вкусный сэндвич. Так же в сочинении: минимум два аргумента, плюс примеры, максимум — три. Максимум три, потому что, когда слишком много начинки, может произойти несварение», — отмечает Анна Огойко.
Следовательно, структура сочинения должен выглядеть так:
1) Введение (1 абзац).
2) Аргументы:
- Аргумент 1 + пример.
- Аргумент 2 + пример.
- (Аргумент 3 + пример) — как дополнение, по желанию.
3) Выводы (1 абзац).
4. Соблюдать баланс
А именно двух его законов. Первый из них заключается в том, что вступление должно примерно равняться заключению. Это около 80 слов — ориентировочно 40 слов для вступления и 40 — для вывода.
- «Это очень хорошо выглядит, поверьте, прекрасно звучит, если у вас в сочинении примерно одинаковые по размеру вступление и заключение. Вы должны понимать, что в сочинении ВНО у вас оценивают не креативность, а логичность и четкость», — отмечает преподаватель.
Не советует Анна также делать слишком короткие выводы (например, завершить сочинение одним предложением). Ведь вывод является чрезвычайно важной частью вашего высказывания. Это — результат вашей работы, из него должно быть видно все предыдущие наработки.
Второй закон — основная часть должна быть больше вступления и заключения, вместе взятых. В ней нужно привести аргументы, развернутые примеры, возможно, цитаты. Поэтому мы должны сказать здесь значительно больше, чем во введении или заключении.
5. Выделять ключевые слова и подбирать к ним синонимы.
Преподаватель объясняет суть этого совета на примере темы «Кто над кем властвует — золото над человеком или человек над золотом?».
Сначала стоит подумать над ключевыми словами к этой теме. Это могут быть: «гроші», «людина», «багатство», «володарювати», «багатий» и другие. Далее попробуйте подобрать к ним синонимы. К примеру:
- «Гроші — фінанси, прибутки, засоби існування, валюта».
- «Багатий — заможний, забезпечений, грошовитий».
- «Людина — кожен, ми, люди, суспільство, світ».
Затем синонимы можно равномерно распределить по тексту.
- «Старайтесь не повторять эти слова более одного раза. Использовали один раз „люди“, в следующий раз напишите „кожен з нас“. В одном абзаце у вас „гроші“, а в следующем пусть будет „достаток“ или „прибутки“. Тогда сочынение будет лексически богатым, интересным и оставит хорошее впечатление у того, кто будет его читать и проверять», — отмечает Анна.
Конечно, подбирать синонимы задача не очень простая. Поэтому, когда вы пишете сейчас сочинения, готовясь к ВНО или выполняя учебные задания, пользуйтесь словарями синонимов. Это улучшит ваш словарный запас и поможет при написании собственно тестирования.
6. Использовать «конструкции-переходники»
К ним относятся «На мою думку», «Як було відзначено», «З огляду на це», «Отже» и другие.
Преподаватель отмечает, что для ВНО использование этих конструкций является обязательным, его оценивают баллами. Кроме того, они способствуют логичности изложения мыслей и правильному порядку.
- «Если вы во введении пишете „я вважаю“, то экзаменатор автоматически понимает, что это ваш тезис и проверяет его как тезис. Если в основной части вы напишете „Свідченням цього є...“, то тот, кто проверяет, знает, что это аргумент. А потом вы еще сказали „Спадає на думку герой...“ — и сразу можно оценивать ваш пример», — объясняет Анна.
Примерами «конструкций-переходников» являются:
- Тезис: «Я думаю (вважаю, підтримую, не погоджуюся, переконаний)», «Мені здається», «На моє переконання», «На мою думку».
- Аргументы: «Свідченням (доказом, підтвердженням) цього є...», «Чому я так думаю? Тому що...», «Спробую переконати вас такими аргументами...».
- Примеры: «Спадає на думку герой...», «Говорячи про..., не можна не згадати...», «Історія також дає багато прикладів... Один із них -...», «Наприклад, у моєму житті...».
- Вывод: «Отже», «Можна зробити висновок...», «Тож бачимо, що...», «Як було зазначено...», «На завершення...».
- Между предложениями: «По-перше», «По-друге», «З одного боку», «З іншого боку», «Отже», «Тому».
Преподаватель также отмечает, что эти категории не стоит путать, в частности, использовать конструкции тезиса для вывода, и наоборот.
- Экзаменатор Татьяна Трофименко подтверждает это и в отношении других категорий: «Употребление конструкций „по-перше“ и „по-друге“ работает только тогда, когда дальше действительно идут аргументы. Если вы пишете „по-перше, можна навести приклад...“ и далее его приводите, можете попрощаться с двумя баллами».
7. Применять цитаты
В требованиях к творческому заданию ВНО не указывается обязательное наличие цитат, однако их использование желательно. По мнению Анны Огойко, цитаты придают сочинению большей ценности, становятся подтверждением того, что не только вы так думаете. Кроме того, они являются прекрасным дополнением примеров.
- Готовясь к ВНО, вы можете завести «цитатник» — тетрадь, куда будете выписывать цитаты, которые вам понравились и которые, по вашему мнению, смогут вам пригодиться.
Не забывайте также соблюдать правила оформления цитат:
1) Если в вашем тексте слова автора стоят перед цитатой, после них следует ставить двоеточие и открывать кавычки. Если предложение продолжается, после цитаты ставим запятую. Например: Х сказал: «...», что по моему мнению, вполне справедливо.
2) Если же слова автора стоят после цитаты, то предложение следует начинать с кавычек, а после них — ставить запятую и тире. Это выглядит так: «....», - сказал Х.
- Если же цитата заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, то запятая уже не нужна: «....!?» - сказал Х.
8. Не забывать о примерах
Примеров в творческом задании должно быть не менее двух — один вымышленный (по литературе, кино или других видов искусств), другой — реальный (из истории или собственной жизни).
- «Если не можете вспомнить ни одной художественной книги (украинской или зарубежной), ссылайтесь на киноленту. Подходят даже аниме или компьютерные игры, а также мотивационная литература, так называемый нон-фикшн (воспоминания, дневники и т.д.), сказки, легенды, Священное Писание», — советует выпускникам экзаменатор Татьяна Трофименко.
Также она дает советы по правильному оформлению примеров. В частности:
1) Ссылаясь на литературное произведение, указывайте автора и название (жанр — не обязательно).
2) Относительно фильмов — достаточно указать название, но старайтесь его не перекрутить, потому что проверяющему придется долго «гуглить» его.
3) Если вы перепутаете имя автора и название его произведения, это будет ошибкой, и за нее снимут балл.
4) Если вы не конкретизируете пример через художественный образ или же он будет неуместным к аргументу или теме в целом, экзаменаторы могут снять целых 2 балла.
- Татьяна объясняет: «Недостаточно просто написать «прикладом може служити роман „Хіба ревуть воли, як ясла повні?“ Панаса Мирного» Панаса Мирного «- нужно обязательно объяснить, почему жизненные ситуации персонажей этого романа (придется называть имена!) подтверждают ваши соображения. Конечно, экзаменатор и так знает, что случилось с Чипкой, но проверяют вас, а не его, потому представьте, что приводите пример человеку, который никогда в жизни не читал этого романа».
Важным также является то, что пример должен идти после сформулированного аргумента. То есть сначала вы пишете свои мысли, а потом приводите к ним пример в том же абзаце.
9. Проверять и проверять
Преподаватель рекомендует проверять творческое задание взвешенно и отдельно на:
1) Написание слов (сначала стоит просмотреть все слова в тексте).
2) Применение знаков препинания (прочитайте сочинение про себя с интонацией, чтобы понять, где знаки препинания нужны, а где — лишние).
3) Стилистику и употребление слов:
- посмотрите, нет ли в сочинении повторов, подберите синонимы;
- обратите внимание на то, стилистически правильно ли употреблены слова (Анна Огойко рекомендует выпускникам прочитать книгу Бориса Антоненко-Давидовича «Как мы говорим», в которой очень много интересных правил стилистики);
- проверьте текст на законы благозвучия («у-в», «і-й», «ся-сь»).
10. Не быть скучными
Преподаватель рекомендует быть интересными, попробовать добавить в сочинение немного юмора, чтобы экзаменатор хотя бы один раз улыбнулся, читая ваше творческое задание.
- Например: «Сковорода не міг ніяк жити без свободи, недарма його називають «українським хіпі» або «Мабуть, кожен при підготовці до ЗНО відчув на собі чаклунську силу ліні».
Но, следуя этому совету, важно не переборщить. Также Анна советует не писать очень пафосно, вроде «Великий геній українського народу Тарас Шевченко у своєму творі промовив...».. Пишите просто, но искренне, от себя.
- «Каждая тема ВНО, возможно, и звучит серьезно, но она касается каждого из нас. О деньгах, успехе или свободе — каждому из нас есть что сказать на эту тему. Поэтому просто будьте искренними», — советует преподаватель.
И напоследок Анна Огойко рекомендует выпускникам больше практиковать. Поэтому попробуйте написать не менее 10 сочинений, пользуясь ее советами. Так вы попрактикуетесь в подборе цитат, примеров, стилистике, орфографии и т.п. Стоит также обязательно дать почитать эти сочинения кому-то — другу, который хорошо знает украинский язык, репетитору или преподавателю.
Желаем вам продуктивной подготовки и максимального балла за творческое задание!