С 2018 года вступление в 1 класс происходит по новым правилам. Каждый ребенок с 6-летнего возраста имеет гарантированное место в школе, по месту жительства. Кроме того, конкурсы и собеседования в школах уже не проводятся, и родители самостоятельно решают, в каком возрасте отдавать ребенка в школу.
На что же ориентируются родители, когда делают вывод, идти ребенку в школу или подождать до 7 лет? Как правило, они беспокоятся, умеет ли ребенок читать и писать. Хотя на самом деле эти навыки совсем не определяют его готовность к обучению. Ведь этому он сможет научиться и в 1 классе. Гораздо важнее эмоциональная и социальная подготовка — способность справиться с разочарованием, интерес к общению со сверстниками, умение слушать инструкции.
Психологи советуют также обращать внимание на физиологическую зрелость ребенка. Ведь, если организм первоклассника окажется не готовым выдерживать школьные нагрузки, ребенок будет сильно уставать и обучение станет для нее настоящим испытанием. Чтобы вы точно убедились, готов или нет ваш ребенок идти в школу, в сегодняшней статье мы подробно рассказываем о тех неочевидных критериях, на которые важно обратить внимание перед тем, как вести ребенка в первый класс.
Как проверить физиологическую готовность ребенка?
Организм будущего первоклассника должен быть готов выдерживать определенные умственные и физические нагрузки. Марьяна Янковенко, физический терапевт медицинского центра педиатрии развития «Особливі», называет следующие критерии физиологической готовности ребенка к школе:
1) Физиологические изменения в организме:
1.1) Существенное удлинение рук и ног (так называемый «скачок роста», который проходит в возрасте 5-7 лет).
Его можно легко проверить с помощью Филиппинского теста: попросите ребенка поднять правую руку над головой и прикоснуться ею к левому уху. Если скачок произошел, то ребенок легко прикоснется к верхнему краю уха или даже к его середине.
1.2) Замена молочных зубов. Начало процесса смены зубов на постоянные также свидетельствует о том, что организм ребенка перешел на новый уровень физиологического развития.
1.3) Созревание костной системы
Проверить ее можно с помощью такого упражнения: попросите ребенка положить руку на стол и поочередно поднимать пальчики — от мизинца до большого.
- Если ваш ребенок может так делать, это означает, что костная ткань у него развита, и будущий первоклассник сможет выдерживать письменные нагрузки.
2) Развитие мелкой моторики
Обратите внимание на то, как ребенок рисует (не выходит ли за пределы, умеет ли штриховать и т.д.), удается ли ей лепить различные фигуры, может ли она нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами.
- Важно также обратить внимание на то, правильно ли ребенок держит карандаш и нажимает на него во время рисования. Физический терапевт рекомендует выполнять с ребенком упражнение «Все пальчики здороваются» (все пальцы по очереди прикасаются к большому), использовать эспандер — тренажер для пальцев, который тренирует мышечную силу.
3. Ловкость в общей моторике
Это - бег, прыжки на одной и двух ногах (классики), перепрыгивание, вис на шатких опорах (гимнастические кольца).
О необходимости обратиться к специалисту свидетельствуют такие проявления (если они ярко выражены):
- шаткая, неровная походка;
- большое количество лишних движений, сопровождающих основное движение и мешающих его выполнению;
- нарушение координации движений (что приводит к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому и т.д.).
Какие еще навыки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?
Кроме физиологических критериев, психологи называют и другие важные показатели готовности к школе. Это — эмоциональные, социальные, интеллектуальные признаки и компетенции. К ним относятся:
1) Навыки самообслуживания
Ребенок умеет самостоятельно одеваться, обуваться, чистить зубы, складывать свои вещи, самостоятельно кушать.
Эти умения нужно развивать, ведь невозможность самостоятельно одеваться или есть, будет создавать ребенку дополнительный стресс в школе.
- «Если ребенок стремится к самостоятельности, это свидетельствует о том, что он готова к автономии, может быть определенное время без родительской опеки. Такой ребенок не почувствует себя в классе беспомощным и не будет проситься домой раньше положенного времени. Хотя, конечно, если ребенок не умеет застегнуть пуговицы или завязать шнурки, это — не повод не идти в школу. Этому можно научиться», — отмечает психолог и психотерапевт Ольга Чурка.
2) Способность удерживать внимание на одном предмете
Поскольку лобные доли ребенка только формируются, мы не можем требовать от него длительной концентрации. Однако в 5-7-летнем возрасте внимание уже становится более опосредованным, ребенок учится управлять ими может удерживать определенное время на одном предмете или задании. А это очень важно для обучения в школе.
3) Готовность соблюдать определенные границы и правила
Границы — это прежде всего безопасность ребенка.
- «На красный свет нельзя идти не потому, что так хочет мама, а потому что это опасно. В то же время, это определенное ограничение его воли, свободы, деятельности, и ребенок, который умеет их выдерживать в семье, подчиняться им и в школе. [...] Главное — чтобы эти пределы не были слишком узкими или слишком широкими и соответствовали возрасту ребенка», — объясняет Ольга Чурка.
4) Коммуникативные навыки
Важно, чтобы ребенок имел также навыки взаимодействия со сверстниками, умел играть в команде, договариваться, уступать, защищать себя и выражать свое мнение. Кроме того, будущий первоклассник должен уметь просить о помощи, выражать свои потребности взрослому.
- «Также важно умение слушать и не перебивать. Например, если ребенок способен минимум 20 минут восторженно смотреть и слушать представление, рассказ, выступление, он готов к восприятию информации на уроках. Если же нет, то ему просто будет скучно в школе», — отмечает детский психолог, гештальт-терапевт Антонина Оксанич.
5) Положительная мотивация к обучению
Этот критерий свидетельствует о психологической готовности ребенка. Неправильная мотивация — когда ребенок идет в школу, чтобы не спать в саду, получить новый гаджет или потому что так хотят родители.
Он должен понимать, что в школе будет получать новые знания и навыки, которые помогут ему в будущем получить желаемую профессию, выполнять то, что ему нравится. Психологи отмечают, что лучшая мотивация будущего первоклассника — когда он идет в школу, потому что там интересно, а то, что изучаешь там, — полезно.
6) Возрастной кризис
Обычно у ребенка возникает желание изменить свой статус дошкольника и стать взрослым во время кризиса 6-7 лет.
- «Раньше этот кризис называли „семи лет“, но сейчас он наступает и в шесть. Кризис развивается не потому, что ребенок идет в школу и приобретает новый статус, как часто неправильно трактуют, а, наоборот, еще до школы свидетельствует о готовности учиться, потому что есть желание нового статуса. Может идти фоном негативизм, упрямство, но это лишь побочные эффекты того, что ребенка больше не устраивает статус малыша. Он хочет занимать то же место, что и взрослые, знать о мире так же много, стать физически совершенным», — объясняют психологи.
7) Способность выдерживать напряжение
Об этом критерии готовности к школе подробно рассказала детский и семейный психолог Светлана Ройз в своем профиле Facebook. Она отмечает, что взросление человека, готовность к новой нагрузке, связано с тем, может ли он выдержать большое напряжение.
Специалист предлагает родителям перечень из 11 вопросов, отвечая на которые они смогли бы самостоятельно оценить этот показатель готовности своего ребенка и определить возможные зоны его развития. Публикуем их для вас:
7.1) Насколько ребенок может выдержать нагрузку — быть какое-то время без мамы?
7.2) Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные?
7.3) Насколько ребенок может справиться с напряжением (разочарованием), например, когда ему не удалось сразу же получить желаемое?
- «Ребенку важно иметь дело с тем, что не все может сразу ему принадлежать, что иногда нужно подождать. Ребенку важно слышать от нас „нет“ — многие родители боятся огорчить ребенка, отказывая ему в том, в чем стоит отказать. Так мы лишаем ребенка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет — но он может его учиться „выдерживать“, благодаря нашей тактичности и поддержке», — объясняет психолог.
7.4) Нагрузка общением — насколько ребенок готов к общению с разными людьми? Есть ли у него опыт взаимодействия, обращали ли его внимание на детей и взрослых разных психотипов, разного возраста?
7.5) Сможет ли ребенок выдержать напряжение, когда на него некоторое время не обращают персонального внимания?
- «Учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет себя вести — шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей, часто ли они дают планшет ребенку, когда он говорит „мне скучно“, играет ли ребенок хоть какое-то время самостоятельно, есть ли у него какая-то ответственность дома », - рекомендует Светлана.
7.6) Осознает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе? Один из признаков готовности к школе — умение воспринимать себя частью группы.
7.7) Может ли ребенок позволить себе попросить нас (или других людей) о помощи — насколько он уверен, что его поддержат?
7.8) Если ребенок учится писать буквы, он говорит «Я нарисовал букву» или «Я написал букву?».
- " «Нарисовал» — это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» — уже учебной«, — объясняет психолог.
7.9) Насколько ребенок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность?
- «Человек — сложная система, в которой „все влияет на все“. Координация движений, физическая направленная активность — связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность».
7.10) Есть ли у ребенка режим дня, любые правила, то, что выполняется регулярно? По утверждению психолога, режим и регулярность влияют не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.
7.11) Насколько ребенок уверен, что она «хорошая просто так»?
Понаблюдайте за ребенком и попробуйте ответить на эти вопросы честно и объективно. Также стоит оценить другие показатели готовности к школе, которые мы рассматривали выше.
- Если у вас возникают определенные трудности и вы сомневаетесь, рекомендуем обратиться к специалисту (воспитателю, детскому психологу или учителю), который может помочь оценить готовность дошкольника.
Ориентируйтесь на индивидуальные особенности вашего ребенка, его собственный темп развития. Ведь только когда первоклассник идет в школу готовым эмоционально, физиологически и социально, он может выдерживать школьную нагрузку и полностью проявить свой творческий потенциал.