С 2018 года вступление в 1 класс происходит по новым правилам. Каждый ребенок с 6-летнего возраста имеет гарантированное место в школе, по месту жительства. Кроме того, конкурсы и собеседования в школах уже не проводятся, и родители самостоятельно решают, в каком возрасте отдавать ребенка в школу.

На что же ориентируются родители, когда делают вывод, идти ребенку в школу или подождать до 7 лет? Как правило, они беспокоятся, умеет ли ребенок читать и писать. Хотя на самом деле эти навыки совсем не определяют его готовность к обучению. Ведь этому он сможет научиться и в 1 классе. Гораздо важнее эмоциональная и социальная подготовка — способность справиться с разочарованием, интерес к общению со сверстниками, умение слушать инструкции.

Психологи советуют также обращать внимание на физиологическую зрелость ребенка. Ведь, если организм первоклассника окажется не готовым выдерживать школьные нагрузки, ребенок будет сильно уставать и обучение станет для нее настоящим испытанием. Чтобы вы точно убедились, готов или нет ваш ребенок идти в школу, в сегодняшней статье мы подробно рассказываем о тех неочевидных критериях, на которые важно обратить внимание перед тем, как вести ребенка в первый класс.

Как проверить физиологическую готовность ребенка?

Как проверить готовность ребенка к школе? - Learning.ua

Организм будущего первоклассника должен быть готов выдерживать определенные умственные и физические нагрузки. Марьяна Янковенко, физический терапевт медицинского центра педиатрии развития «Особливі», называет следующие критерии физиологической готовности ребенка к школе:

1) Физиологические изменения в организме:

1.1) Существенное удлинение рук и ног (так называемый «скачок роста», который проходит в возрасте 5-7 лет).
Его можно легко проверить с помощью Филиппинского теста: попросите ребенка поднять правую руку над головой и прикоснуться ею к левому уху. Если скачок произошел, то ребенок легко прикоснется к верхнему краю уха или даже к его середине.

1.2) Замена молочных зубов. Начало процесса смены зубов на постоянные также свидетельствует о том, что организм ребенка перешел на новый уровень физиологического развития.

1.3) Созревание костной системы
Проверить ее можно с помощью такого упражнения: попросите ребенка положить руку на стол и поочередно поднимать пальчики — от мизинца до большого.

2) Развитие мелкой моторики

Обратите внимание на то, как ребенок рисует (не выходит ли за пределы, умеет ли штриховать и т.д.), удается ли ей лепить различные фигуры, может ли она нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами.

3. Ловкость в общей моторике

Это - бег, прыжки на одной и двух ногах (классики), перепрыгивание, вис на шатких опорах (гимнастические кольца).
О необходимости обратиться к специалисту свидетельствуют такие проявления (если они ярко выражены):

Какие еще навыки свидетельствуют о готовности ребенка к школе?

Как проверить готовность ребенка к школе? - Learning.ua

Кроме физиологических критериев, психологи называют и другие важные показатели готовности к школе. Это — эмоциональные, социальные, интеллектуальные признаки и компетенции. К ним относятся:

1) Навыки самообслуживания

Ребенок умеет самостоятельно одеваться, обуваться, чистить зубы, складывать свои вещи, самостоятельно кушать.

Эти умения нужно развивать, ведь невозможность самостоятельно одеваться или есть, будет создавать ребенку дополнительный стресс в школе.

2) Способность удерживать внимание на одном предмете

Поскольку лобные доли ребенка только формируются, мы не можем требовать от него длительной концентрации. Однако в 5-7-летнем возрасте внимание уже становится более опосредованным, ребенок учится управлять ими может удерживать определенное время на одном предмете или задании. А это очень важно для обучения в школе.

3) Готовность соблюдать определенные границы и правила

Границы — это прежде всего безопасность ребенка.

4) Коммуникативные навыки

Важно, чтобы ребенок имел также навыки взаимодействия со сверстниками, умел играть в команде, договариваться, уступать, защищать себя и выражать свое мнение. Кроме того, будущий первоклассник должен уметь просить о помощи, выражать свои потребности взрослому.

5) Положительная мотивация к обучению

Этот критерий свидетельствует о психологической готовности ребенка. Неправильная мотивация — когда ребенок идет в школу, чтобы не спать в саду, получить новый гаджет или потому что так хотят родители.
Он должен понимать, что в школе будет получать новые знания и навыки, которые помогут ему в будущем получить желаемую профессию, выполнять то, что ему нравится. Психологи отмечают, что лучшая мотивация будущего первоклассника — когда он идет в школу, потому что там интересно, а то, что изучаешь там, — полезно.

6) Возрастной кризис

Обычно у ребенка возникает желание изменить свой статус дошкольника и стать взрослым во время кризиса 6-7 лет.

7) Способность выдерживать напряжение

Об этом критерии готовности к школе подробно рассказала детский и семейный психолог Светлана Ройз в своем профиле Facebook. Она отмечает, что взросление человека, готовность к новой нагрузке, связано с тем, может ли он выдержать большое напряжение.

Специалист предлагает родителям перечень из 11 вопросов, отвечая на которые они смогли бы самостоятельно оценить этот показатель готовности своего ребенка и определить возможные зоны его развития. Публикуем их для вас:

7.1) Насколько ребенок может выдержать нагрузку — быть какое-то время без мамы?

7.2) Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные?

7.3) Насколько ребенок может справиться с напряжением (разочарованием), например, когда ему не удалось сразу же получить желаемое?

7.4) Нагрузка общением — насколько ребенок готов к общению с разными людьми? Есть ли у него опыт взаимодействия, обращали ли его внимание на детей и взрослых разных психотипов, разного возраста?

7.5) Сможет ли ребенок выдержать напряжение, когда на него некоторое время не обращают персонального внимания?

7.6) Осознает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе? Один из признаков готовности к школе — умение воспринимать себя частью группы.

7.7) Может ли ребенок позволить себе попросить нас (или других людей) о помощи — насколько он уверен, что его поддержат?

7.8) Если ребенок учится писать буквы, он говорит «Я нарисовал букву» или «Я написал букву?».

7.9) Насколько ребенок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность?

7.10) Есть ли у ребенка режим дня, любые правила, то, что выполняется регулярно? По утверждению психолога, режим и регулярность влияют не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.

7.11) Насколько ребенок уверен, что она «хорошая просто так»?

Понаблюдайте за ребенком и попробуйте ответить на эти вопросы честно и объективно. Также стоит оценить другие показатели готовности к школе, которые мы рассматривали выше.

Ориентируйтесь на индивидуальные особенности вашего ребенка, его собственный темп развития. Ведь только когда первоклассник идет в школу готовым эмоционально, физиологически и социально, он может выдерживать школьную нагрузку и полностью проявить свой творческий потенциал.