Обычно в подобных статьях мы делимся с вами полезными советами от родителей, психологов и педагогов. Но сегодня у нас необычный материал — мы предлагаем вам рассмотреть вредные советы (те, которые стоит прочитать и сделать наоборот) от известного педагога Димы Зицера. На самом деле их читать также полезно, ведь они позволяют взглянуть на наши подходы и методы воспитания совсем под другим углом.
- Для справки: Дима Зицер — доктор педагогических наук, писатель, руководитель Института неформального образования INO и владелец частной школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге. Его лекции и выступления на конференциях собирают полные залы, а книги по воспитанию становятся бестселлерами («Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», «О бессмысленности воспитания подростков» и другие).
В своих статьях и книге «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер показывает родителям, какие их действия приводят к тому, что ребенок:
- растет инфантильным и несамостоятельным;
- не хочет читать книги;
- прекращает рассказывать о себе;
- не имеет хорошего вкуса;
- становится неуверенным и невротическим;
- не имеет друзей;
Мы собрали антисоветы педагога в 6 отдельных рубрик и предлагаем внимательно их прочитать, чтобы знать, как воспитывать детей не нужно.
I. Как воспитать инфантильного и несамостоятельного человека?
1) Когда ребенок проявляет желание самостоятельно завязать шнурки (выбрать куртку, помыть чашку или пожарить яичницу), говорите ему: «Я сама, ты не сможешь!».
2) Всегда указывайте ребенку, как ему нужно одеваться, составляйте вместо нее расписание и т.п.
3) Не позволяйте ребенку пробовать что-то новое, всегда говорите: «Сначала мама проверит».
- «Сделайте это даже на снежной горке, если спуск с нее кажется вам слишком крутым», — «советует» педагог.
4) Не оставляйте ребенку времени на себя. Она должен быть постоянно занят чем-то важным (с вашей точки зрения).
5) Никогда не спрашивайте его, чего он хочет, что выбирает. Ребенок должен осознать, что только вы решаете, что для него хорошо и интересно.
II. Как отучить ребенка читать?
1) Говорите лозунгами: «Книга — источник знаний», «Книга в счастье украшает, а в несчастье — утешает!», «Книга — друг человека».
- «Ничто так не обесценивает любой предмет, как бессмысленные лозунги, содержание которых ускользает раз за разом. Поэтому именно их, безусловно, стоит повторять чаще, причем на полном серьезе», — иронично замечает Дима Зицер.
2) Напоминайте, что без книги нельзя прожить. А тот, кто мало читает, становится дворником и не может прожить достойную жизнь.
3) Требуйте, чтобы ребенок читал, «торгуйтесь» за каждую страницу. «Прочитал 3 страницы? Мало! Сладкого не получишь».
4) Замените планшет и игры книгами. «Сколько ты страниц прочитаешь, столько минут потом фильма и посмотришь».
5) Доказывайте, что чтение — это тяжелый труд и наказание. Заставляйте читать, когда хочется отдохнуть, заставляйте читать то, что неинтересно, но «все читали», за двойки наказывайте чтением дополнительных страниц.
- «Ребенок ни в коем случае не должен заподозрить, что чтение, пусть даже отдаленно, может напоминать удовольствие. Для того, чтобы ступить на этот путь, можно сначала просто произносить что-то типа „Займись чем-то наконец: пойди почитай!“. Этого обычно достаточно для того, чтобы чтение стало ассоциироваться с самими неприятными занятиями», — объясняет педагог.
6) Не читайте никогда при ребенке самостоятельно. Более того, чем чаще вы говорите об удовольствии от чтения — тем меньше нужно читать самим.
- «Помните: как только вы начнете читать по вечерам бумажные книги при ребенке, вся ваша работа может пойти насмарку. Ведь ребенок может заподозрить, что книга действительно доставляет удовольствие, которое вы себе позволяете. Вместо этого лучше лишний раз скажите ему пойти почитать, а вы займитесь просмотром телепередач».
ІІІ. Как отбить у ребенка желание рассказывать о себе?
1) Никогда не рассказывайте ничего о себе: ни о своей работе, ни о друзьях, ни о том, какой сериал вы сейчас смотрите.
- «Если вы начнете вести диалог, делиться своими сомнениями, радостями, бедами, это может открыть ящик Пандоры. Ребенок обязательно начнет говорить о себе», — говорит Дима Зицер.
2) Как только ребенок начнет вам что-то рассказывать, сразу покажите ему, что он вам мешает. Скажите, что вам некогда, у вас полно дел, он вам надоел и т.п.
3) Спрашивайте каждый день, что ребенок выучил в школе. Пусть он поймет, что его жизнь не интересна, интересен только материал, который преподавали в школе.
4) Если вы все-таки услышали рассказ ребенка, отнеситесь к нему критически: обязательно прокомментируйте, добавьте презрения и сарказма, найдите проблему, подскажите, как ее решить. Можете устроить допрос:
- Почему ты сделал так, а не иначе?!
- Зачем ты вообще полез к нему (к ней) с этим разговором (делом)?
- Я тебе много раз говорил, что этого делать нельзя!
- Ты что, хочешь, чтобы я запретила тебе туда ходить? ..
Педагог отмечает, что такая реакция родителей постепенно научит ребенка защищать их от лишней информации, а затем и вовсе замолчать.
IV. Как правильно портить вкус?
В этой рубрике автор говорит о вкусе вообще, ведь несмотря на то, что пища, одежда, искусство — разные вещи, с точки зрения «науки о порче вкуса», они находятся в одном поле.
- «Для начала в голове ребенка все должно смешаться. Дело даже не столько в том, чтобы заставлять его есть или носить то, что вам нравится, а ему — нет. На первом этапе важно просто сбить его с толку. Отсутствие вкуса (любого!) — это в первую очередь дезориентация, состояние, в котором человек может сказать: „Я сам не знаю, что я люблю“. Итак, это состояние и необходимо всячески поддерживать», — «советует» Дима Зицер.
1. Как испортить физиологическое чувство вкуса?
1) Заставляйте есть. Организуйте какое-нибудь «общество чистых тарелок», чтобы пища стала испытанием для ребенка.
2) Введите правило «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь», чтобы пища стала еще и наказанием.
3) Говорите «Это полезно», чтобы ребенок привык есть невкусное.
4) Никогда не спрашивайте, что ребенок хочет на обед, какой суп ему сварить, чтобы ребенок не понял, что ему самому нравится.
5) Манипулируйте: «Ты не доел? А мама так старалась, готовила!». Пусть пища вызывает комплекс вины.
6) Запретите брать конфеты, но не удивляйтесь, если увидите ребенка под кроватью, измазанного шоколадом.
2. Как испортить эстетическое чувство вкуса?
1) Убедите ребенка в том, что одежда должна быть удобной и немаркой (чтобы было легко стирать).
2) Не допускайте ни одного проявления творчества. Именно творчество, по утверждению педагога, является матерью вкуса. Поэтому никакой моды, никакой игры с цветами или размерами.
3) Всегда давайте свою оценку. Не стесняйтесь творческий порыв потушить замечанием: «Одет, как чучело!».
4) Когда ребенок рассказывает вам о своих интересах и вкусах, обязательно прокомментируйте: «Как такое может нравиться нормальному человеку?».
5) Смело навязывайте ребенку свои предпочтения (музыку, фильмы, книги и т.д.).
«Вообще — требуйте последовательности: „Если ты решил, что носишь (слушаешь, ешь) именно это, то придерживайся этого“. Ребенок должен забыть об экспериментах — рано или поздно они обернутся самовыражением, а оттуда и до хорошего вкуса недалеко. Сделайте это своим девизом: любой поиск себя — наш враг» — предлагает родителям, которые хотят испортить вкус ребенка, Дима Зицер.
V. Как сделать из ребенка неуверенного и невротического человека?
1) Ставьте в пример других людей, детей и себя в его возрасте. Сравнивайте не в пользу ребенка, конечно. Впоследствии у него расшатается вера в себя.
2) Начал(-а) грызть ногти? Запретите это делать! И добавьте: «Будешь грызть ногти — с тобой никто не захочет общаться!».
- То же самое касается кусания губ, отведение взгляда в сторону, вращения чего-то в руках и т. п.
3) Чаще устраивайте ситуации унижения — ставьте неприятные вопросы, уличайте во лжи, ставьте в неудобное положение, требуйте переделывать сделанное, декламировать стихи при гостях, особенно если ребенок со слезами отказывается и стесняется.
4) Постоянно делайте замечания:
- «Не беги»;
- «Не кричи»;
- «Сиди ровно»;
- «Правильно держи ложку»;
- «Одень другую одежду»;
- «Переделай задание».
5) Заставьте ребенка думать, что родители не могут ошибаться, и на самом деле вам приходится постоянно ругаться, потому что это ребенок — невыносимый ( «У всех дети как дети, а у нас ...»).
VI. Как лишить ребенка друзей?
1) Если ребенок поссорился со сверстниками, сразу начинайте самостоятельно улаживать конфликт, не позволяя ему вмешиваться.
- «Они подрались, а вы начните выяснять отношения, предупредите, что им не поздоровится, если они его еще раз обидят. Желательно сделать все это на глазах у всех его знакомых» — «советует» Дима Зицер.
2) При друзьях чаще позорьте своего ребенка: «Э-э-э, да мой сын боится всего на свете! Он недавно плакал, когда увидел бездомного! Трус!».
3) Хвалите его друзей, ругая ребенка. «Вот, смотри, какой Тимур молодец, играет на гуслях, а ты так не можешь!», «Какая Олечка умница: маме помогает дома. Не так, как ты!»
Вот такие антисоветы предлагает родителям один из ведущих педагогов. И нам кажется: здесь есть над чем задуматься. Ведь мы очень часто ведем себя с детьми «на автомате», не думая о том, что воспитание — это непрерывный процесс. Так что и наше «зависание» в смартфоне, и то, как мы решаем конфликты, и даже фразы вроде «Пойди поиграй, я занята» воспитывают его.
То, что мы влияем на своих детей 24 часа в сутки, стало важным родительским открытием и для известного педагога.
- «Это происходит само собой, без наших манипуляций, без вечных „убери в своей комнате“ и так далее. Ведь человек никогда не научится владеть своим пространством, если вы будете постоянно в него вмешиваться и рассказывать, как это пространство должно выглядеть. То же самое с одеждой: у человека никогда в жизни не появится его собственный вкус, если родители буду говорить ему, как одеваться. Дети и так видят, как вы одеты, как вы говорите, что смотрите и читаете. Так вы воспитываете детей даже гораздо больше, чем вам самим бы хотелось», — объясняет Дима Зицер.
Так что пусть наше воспитание будет незаметным, а отношения в семье — здоровыми и счастливыми.