Заканчивается жатва, созревают сочные плоды в садах и на огородах, вечера становятся все более прохладными и в напоенном августом воздухе начинает ощущаться запах осени. Конец лета приходит к украинцам не только с богатым урожаем, но и с многочисленными праздниками — церковными и государственным. Уже завтра прихожане будут праздновать один из двенадцати самых больших праздников христианского календарного цикла — Преображение Господне, которое в народной традиции называют Великим Спасом или просто Спасом.
- По библейской легенде, Иисус Христос на горе Фавор в этот день преобразился перед своими учениками: его лицо засияло, а одежда стала белой, как свет.
Предлагаем сегодня немного заглянуть в прошлое и узнать о том, как отмечали праздник наши предки. Но сначала следует выяснить, был ли в украинцев обычай праздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, как пишут многие интернет-изданий.
Существовало ли в украинской традиции празднование Медового, Яблочного и Орехового Спаса?
Вы заметили, что в последнее время в СМИ все больше встречается материалов о трех Спасах: 14 августа — Медовый, 19 августа — Яблочный, 29 августа — Ореховый? Этнологи утверждают, что к украинских обычаям они не имеют никакого отношения и на самом деле отражают русскую народную традицию празднования
Так, публицист, автор блога об истории и культуре Украины, Дана Вишневская одной из первых в 2013 году обратила внимание на появление нетипичных украинской культуре традиций празднования августовских праздников и провела собственное исследование. Она отмечает:
- «Народные названия и традиции трех августовских праздников — Спасов — очень отличались в украинцев и россиян в XIX веке. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в уважаемые этнографические труды. [...] Хотелось бы думать, что это просто невнимательность журналистов, а не сознательная политика русификации через культуру. Возможно, источником дезинформации стала книга В.Сапиги „Українські народні свята та звичаї“, которая является самой доступной в сети Интернет и повлияла на содержание украиноязычной Википедии. Эта книга довольно неплохая для начинающих, но в ней смешаны в одно целое украинские и российские обычаи трех Спасов».
Действительно, если мы обратим внимание на наиболее распространенные народные названия трех праздников, то увидим существенные различия:
- 14 августа (Первый Спас): в украинцев — Маковея, а у русских — Медовый Спас;
- 19 августа (Второй Спас): в украинцев — просто Спас, Великий Спас, а у русских — Яблочный Спас;
- 29 августа (Третий Спас): в украинцев — третий Спас, «післясвято» Успения, а у русских — Хлебный Спас, Ореховый Спас, Спас на полотне.
Исследовательница также обнаружила, что ни украинский народовед Василий Скуратовский в своей работе «Дідух: свята українського народу», ни этнограф Олекса Воропай в двухтомнике «Звичаї нашого народу» не зафиксировали названий «медовый» и «яблочный» по отношению к Первому и Второму Спасу соответственно. Кроме того, этнографы не описывают никаких украинских обрядов на праздник Третьего Спаса.
- «Однако у россиян Третий Спас отмечался различными обрядами и имел несколько названий: „Хлебный Спас “, так как россияне в это время только заканчивают жатву и выпекают к празднику хлеб нового урожая; „Спас на полотне“, потому что в России было принято в этот день торговать полотном „на зеленых горах“; „Ореховый Спас“, потому что начинали собирать в лесу орехи лещины», — отмечает Дана Вишневская.
Так почему же русские обряды начали описывать как собственно украинские? Этнолог, доктор исторических наук и профессор Валентина Борисенко эту путаницу объясняет непрофессионализмом исследователей:
- «В 1990-х годах, ознакомившись с этнографической литературой, не дочитавшись, что в ней описано, любители от этнографии придумали несколько Спасов — ореховый, яблочный, медовый. Но это из разряда фантазий. В народе был один Спас — 19 августа. Только очень локально временами праздник Маковея 14 августа называли Малым Спасом».
Каково происхождение имеет народное название праздника?
Слово «Спас» является сокращением от слова «Спаситель», поэтому такое название трех церковных праздников августа объясняется тем, что и на 14, и 19, и на 29 августа православная церковь установила праздники, связанные с именем Иисуса Христа:
- 14 августа — Вынесение честных древ Животворящего Креста Господня;
- 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
- 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа на холсте.
Исследователи предполагают, что в дохристианские времена наши предки в это время отмечали языческие праздники, связанные со сбором урожая, а духовенство, пытаясь вытеснить «поганские» праздники, заменило их христианскими. Однако, как и в случае с праздником Купала, церковное и народное тесно переплелось в обычаях нашего народа, поэтому сейчас отделить одно от другого очень трудно.
В конце концов, понимание, с какого слова происходит народное название праздника, позволяет сделать вывод, что добавлять к нему взятые из русской культурной традиции прилагательные точно не стоит. Ведь это не только не соответствует нашим обычаям, но и порочит имя Сына Божия.
- «[...] Запомните: не существует ни медового, ни яблочного, ни еще какого-нибудь Спаса. Потому Спас — это Спаситель наш Иисус Христос, и ничто и никто другой », - отмечает настоятель Свято-Николаевского храма ПЦУ м. Полтавы отец Александр Дедюхин.
Как праздновали украинцы Спаса в древности?
Второй Спас приходится на период Успенского поста, который длится до праздника Успения Богородицы (28 августа), поэтому и имеет второе название «спасовка». Однако в день праздника есть определенные послабления в посте: можно употреблять рыбу и растительное масло.
- К слову, этнограф Олекса Воропай зафиксировал интересную легенду о том, почему вообще появился этот пост. В ней говорится, что Спас — это продолжение Великого поста: «Бог назначил для Великого поста девять недель, а святые отцы начали просить Бога, чтобы что-то с этим сделал, потому что людям трудно выдержать такой длинный пост. Тогда Бог разделил пост на две части: семь недель весной перед Пасхой и две недели в конце лета перед Спасом. Вот почему по народному верованию в спасовку надо так же поститься, как и в Великий пост».
Издавна на наших землях существовала традиция освящать на Спаса дары природы. Люди несли в церковь яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты, иногда — мак, морковь, лук, лекарственное снадобье, в частности базилик и бархатцы.
Вернувшись из церкви, семья обычно садилась за стол и разговлялась: ели яблоки с медом и запивали виноградным или яблочным вином — «чтобы фрукты родила».
- «Готовили блюда из овощей нового урожая, и обязательными обрядовыми блюдами на Спаса были пироги (или струдли, завиванцы) с яблоками, испеченные в печи. Их потребляли с медом. Еще пекли поминальные лепешки, хлебцы и раздавали их с яблоками бедным », - рассказывает Валентина Борисенко
С особым нетерпением ждали Спаса пчеловоды. Недаром в Украине с 1997 года введен в этот день профессиональный праздник пчеловодов — День пасечника.
- «Каждый пчеловод за два-три дня до праздника „подрезал пчелы“ — делал ревизию, чтобы определить, сколько меда взять себе и сколько оставить пчелам на перезимовку, изымал пустые вощины, объединял малочисленные семьи. Следовало накануне Спаса угостить медом соседей, друзей, вдов, сирот и немощных людей», — пишет украинский народовед Василий Скуратовский.
В некоторых местностях в этот день пчеловоды приглашали в гости родственников и соседей.
- «Хозяин угощал медом, пряниками, лепешками. Проводили игры, развлечения, связанные именно с медом и с яблоками. Находился такой хозяин, у которого был большой сад, у которого была большая пасека», — рассказывает краевед с Луганщины Вера Аннусова.
Спаса — это также день поминовения умерших родственников, особенно на Житомирщине, Волыни, Подолье. По народным верованиям, души умерших в весенне-летний период появляются трижды: на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса. Так, на Полесье в ночь перед праздником готовили ритуальную вечерю — «деды», после которой зажигали свечу и молились Богу. Кроме того, оставляли блюдо с ложками на краю печи, чтобы ночью ели «деды», то есть души умерших родственников. Также с поминальными обычаями на Спаса была связана раздача фруктов старцам у церкви.
- Валентина Борисенко отмечает: «Почти везде в Украине бытовало верование, что тем, у кого умерли дети, нельзя до Спаса потреблять фрукты, прежде всего яблоки, потому что их дети на том свете не получат яблочки. Скажут им, что яблоки съели их родители. Это верование распространено и сейчас, но его уже почти не соблюдает».
Василий Скуратовский рассказывает, что накануне Спаса украинские хозяева готовили особые обрядовые свечи — «Троицы», похожие на трезубец. Перед их изготовлением хозяйка вносила в дом зеленосвятское, купальское и маковейское зелье. И в него хозяин заворачивал первую свечу. Вернувшись из церкви, хозяин с «Троицей» обходил пасеку и приглашал семью к столу.
- Интересно, не везде в Украине праздник известен под названием Спас. Так, в Межгорском районе на Закарпатье его называют только Преображением. Здесь не освящают овощи и фрукты, хотя и отмечают довольно торжественно — проводят мирування: священник в церкви святой водой накладывает мирянам крестики на лбу.
В природе после Спаса уже достаточно ощутимым становится дыхание осени. Ранее в средней полосе Украины после этого праздника уже могут встречаться и заморозки. Поэтому и говорится: «Пришел Спас — ушло лето от нас». На Спаса люди любили замечать погоду, потому что верили, что она может подсказать, какой будет осень и зима. Приведем некоторые приметы:
- Если день солнечный и безоблачный — осень будет сухой. Если дождливый — мокрой.
- Какая погода на Спаса — такой будет и Покрова.
- Если в Спасовку будут большие ветры, то зима будет с метелями и сильными морозами.
- Если в Спасовку на деревьях желтеют листья — будет ранняя осень.
Желаем вам хороших августовских праздников в кругу семьи!