Заканчивается жатва, созревают сочные плоды в садах и на огородах, вечера становятся все более прохладными и в напоенном августом воздухе начинает ощущаться запах осени. Конец лета приходит к украинцам не только с богатым урожаем, но и с многочисленными праздниками — церковными и государственным. Уже завтра прихожане будут праздновать один из двенадцати самых больших праздников христианского календарного цикла — Преображение Господне, которое в народной традиции называют Великим Спасом или просто Спасом.

Предлагаем сегодня немного заглянуть в прошлое и узнать о том, как отмечали праздник наши предки. Но сначала следует выяснить, был ли в украинцев обычай праздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, как пишут многие интернет-изданий.

Существовало ли в украинской традиции празднование Медового, Яблочного и Орехового Спаса?

Великий Спас: украинские традиции праздника - Learning.ua

Вы заметили, что в последнее время в СМИ все больше встречается материалов о трех Спасах: 14 августа — Медовый, 19 августа — Яблочный, 29 августа — Ореховый? Этнологи утверждают, что к украинских обычаям они не имеют никакого отношения и на самом деле отражают русскую народную традицию празднования

Так, публицист, автор блога об истории и культуре Украины, Дана Вишневская одной из первых в 2013 году обратила внимание на появление нетипичных украинской культуре традиций празднования августовских праздников и провела собственное исследование. Она отмечает:

Действительно, если мы обратим внимание на наиболее распространенные народные названия трех праздников, то увидим существенные различия:

Исследовательница также обнаружила, что ни украинский народовед Василий Скуратовский в своей работе «Дідух: свята українського народу», ни этнограф Олекса Воропай в двухтомнике «Звичаї нашого народу» не зафиксировали названий «медовый» и «яблочный» по отношению к Первому и Второму Спасу соответственно. Кроме того, этнографы не описывают никаких украинских обрядов на праздник Третьего Спаса.

Так почему же русские обряды начали описывать как собственно украинские? Этнолог, доктор исторических наук и профессор Валентина Борисенко эту путаницу объясняет непрофессионализмом исследователей:

Каково происхождение имеет народное название праздника?

Слово «Спас» является сокращением от слова «Спаситель», поэтому такое название трех церковных праздников августа объясняется тем, что и на 14, и 19, и на 29 августа православная церковь установила праздники, связанные с именем Иисуса Христа:

Исследователи предполагают, что в дохристианские времена наши предки в это время отмечали языческие праздники, связанные со сбором урожая, а духовенство, пытаясь вытеснить «поганские» праздники, заменило их христианскими. Однако, как и в случае с праздником Купала, церковное и народное тесно переплелось в обычаях нашего народа, поэтому сейчас отделить одно от другого очень трудно.

В конце концов, понимание, с какого слова происходит народное название праздника, позволяет сделать вывод, что добавлять к нему взятые из русской культурной традиции прилагательные точно не стоит. Ведь это не только не соответствует нашим обычаям, но и порочит имя Сына Божия.

Как праздновали украинцы Спаса в древности?

Великий Спас: украинские традиции праздника - Learning.ua

Второй Спас приходится на период Успенского поста, который длится до праздника Успения Богородицы (28 августа), поэтому и имеет второе название «спасовка». Однако в день праздника есть определенные послабления в посте: можно употреблять рыбу и растительное масло.

Издавна на наших землях существовала традиция освящать на Спаса дары природы. Люди несли в церковь яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты, иногда — мак, морковь, лук, лекарственное снадобье, в частности базилик и бархатцы.

Вернувшись из церкви, семья обычно садилась за стол и разговлялась: ели яблоки с медом и запивали виноградным или яблочным вином — «чтобы фрукты родила».

С особым нетерпением ждали Спаса пчеловоды. Недаром в Украине с 1997 года введен в этот день профессиональный праздник пчеловодов — День пасечника.

В некоторых местностях в этот день пчеловоды приглашали в гости родственников и соседей.

Спаса — это также день поминовения умерших родственников, особенно на Житомирщине, Волыни, Подолье. По народным верованиям, души умерших в весенне-летний период появляются трижды: на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса. Так, на Полесье в ночь перед праздником готовили ритуальную вечерю — «деды», после которой зажигали свечу и молились Богу. Кроме того, оставляли блюдо с ложками на краю печи, чтобы ночью ели «деды», то есть души умерших родственников. Также с поминальными обычаями на Спаса была связана раздача фруктов старцам у церкви.

Василий Скуратовский рассказывает, что накануне Спаса украинские хозяева готовили особые обрядовые свечи — «Троицы», похожие на трезубец. Перед их изготовлением хозяйка вносила в дом зеленосвятское, купальское и маковейское зелье. И в него хозяин заворачивал первую свечу. Вернувшись из церкви, хозяин с «Троицей» обходил пасеку и приглашал семью к столу.

В природе после Спаса уже достаточно ощутимым становится дыхание осени. Ранее в средней полосе Украины после этого праздника уже могут встречаться и заморозки. Поэтому и говорится: «Пришел Спас — ушло лето от нас». На Спаса люди любили замечать погоду, потому что верили, что она может подсказать, какой будет осень и зима. Приведем некоторые приметы:

Желаем вам хороших августовских праздников в кругу семьи!