«За одного битого дают сто небитых», «Меня били — и ничего, вырос нормальным», «А как их еще воспитывать? Они по-другому не понимают!». Думаем, подобные фразы вы неоднократно слышали от других родителей, бабушек или дедушек. К сожалению, до сих пор многие украинцы считают наказание нормой и воспитывают детей ремнем, прутом, пинками, тасканием за волосы и стоянием в углу.
- Согласно Всеукраинскому исследованию общественного мнения по вопросам насилия в отношении детей, проведенным в 2014-2015 годах Киевским международным институтом социологии, 68% респондентов согласились, что почти все их знакомые, которые имеют детей, по крайней мере иногда в воспитательных целях могут дать непослушного ребенка шлепок по ягодицам .
Поэтому сегодня мы хотим поговорить с вами о вреде, который наносит детям подобное воспитание.
Какие последствия имеет физическое насилие для здоровья детей?
На самом деле насилие не только не помогает воспитывать детей, но и вредит их психическому здоровью, ухудшает отношения с родителями, увеличивает риск возникновения многих болезней. Хлопнув ребенка по ягодицам, мы, конечно, можем достичь послушания очень быстро, без уговоров и объяснений. Но если взглянуть на это хлопанье в долгосрочной перспективе, то окажется, что оно вызывает необратимые изменения и может испортить ребенку жизнь.
Перечислим основные негативные последствия физического насилия над детьми:
1) Ухудшение интеллекта
Многочисленные исследования европейских и американских ученых, в которых участвовали в общей сложности около 200 тысяч детей, подтверждают, что дети, которые подвергались телесным наказаниям (даже если это были только пощечины и подзатыльники), имеют пониженные показатели интеллектуальной деятельности. Такие дети хуже запоминают новую информацию и испытывают трудности при решении творческих задач. Они боятся ошибиться, а, следовательно, пробовать новое и развивать свои умения.
- «Cтрах вообще блокирует интеллектуальную деятельность и память. Поэтому, когда мы бьем наших детей (особенно, если мы бьем их за оценки, плохую успеваемость, плохое поведение), мы не то, что не решаем проблему, мы ее усиливаем. Потому что у детей автоматически снижается способность воспринимать информацию, учиться и что-то запоминать», — объясняет детский и семейный психолог Елена Данилюк в своем блоге на YouTube-канале «Family is».
В будущем таким детям будет гораздо сложнее достичь высоких результатов в профессиональной деятельности.
2) Потеря доверия к родителям и миру
В раннем детстве формируется базовое доверие к миру, которое возникает от ощущения, что взрослый всегда рядом, всегда поможет. Позже оно становится фундаментом для взаимодействия с внешним миром. Однако физическое насилие и запугивание со стороны близких людей очень сильно подрывает базовое доверие. Ведь в эти моменты ребенок теряет в лице родителей источник поддержки и безопасности.
- «Мы знаем, что родители с рождения обеспечивают ребенку безопасность, поскольку до определенного возраста собственно и является этими „границами безопасности“. А если они становятся источником опасности, то и мир для маленького человека становится источником травматизации. Первые границы ребенка — это прежде всего его тело, отношение к телу, к потребностям, к его пространству, вещам, личности, эмоциям. Далее — границы квартиры. Затем — социальные границы. И если эти границы нарушают те, кому он изначально доверяет, кто отвечает за их сохранность, то восприятие мира как такового искажается и в дальнейшем не может быть безопасным», — объясняет детский и семейный психолог Светлана Ройз.
Семейный психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора» сравнивает процесс потери привязанности к родителям с разрывом каната. Так, с каждым ударом и окриком происходит разрушение привязанности. Одна из нитей в канате рвется. От образа отца (матери) как источника защиты и заботы, отрывается небольшой кусочек.
- «В привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится — никто не знает. Никто не может посчитать, сколько раз именно вашему ребенку хватит таких случаев, когда ради мгновенного послушания вы вышли из роли того, кто защищает и заботится, и начали бить, кричать, угрожать, оставлять».
3) Увеличение агрессии или формирование позиции жертвы
Агрессия провоцирует агрессию. Дети будут пользоваться тем, что в них вложили взрослые. Применяя к ребенку физические наказания, мы показываем ему, что бить людей можно (особенно тех, кто слабее и меньше) и обучаем, что любую проблему можно решить силой. И объяснить потом детям, что нельзя оскорблять детей на площадке или младшего братика или сестренку, будет гораздо сложнее.
- Исследования подтверждают, что те, кто подвергались физическому насилию в детстве, чаще применяют его во взрослом возрасте в отношении своих детей и близких людей. Кроме того, они чаще оправдывают физическое насилие в качестве меры наказания и считают нормой.
С другой стороны, у ребенка, которого бьют или унижают, есть большой риск усвоить поведение жертвы. Ведь родители демонстрируют ему определенную «норму» — что сильный имеет право покорить слабого. И ребенок начинает думать, что с ним так можно, что он заслуживает этого. Такие дети привыкают не сопротивляться и не говорить «нет», потому что просто физически не могут противостоять родителям. Соответственно, во взрослой жизни им будет очень трудно отстаивать свое мнение, защищать себя или противостоять несправедливости.
4) Низкая самооценка, отсутствие любви к себе
Когда ребенка бьют, кроме боли, он чувствует испуг, разочарование, унижение. Если его бьет тот, кто должен его защищать, у него возникает вопрос: «Что со мной не так?».
- Психотерапевт Виталина Скворцова-Охрицкая утверждает, что дети не перестают любить родителей, которые их бьют. Они перестают любить себя, ведь им сложно совместить в образе самого близкого человека любовь и избиение.
В итоге дети перестают ценить и уважать себя, у них формируется низкая самооценка. Такие дети часто «закрываются» в себе, у них подавляется развитие творческих способностей, инициативности и лидерских качеств.
5) Искривление представлений о границах тела
Любое физическое действие — разовая пощечина или длительное избиение ремнем — это грубое нарушение личностных границ человека. Как следствие, у детей, которых родители бьют «в воспитательных целях», не сможет сформироваться умение защищать и отстаивать собственные границы во взрослом возрасте. Кроме того, им будет очень сложно распознавать и уважать границы других людей.
Ребенок должен понимать, что его тело является неприкосновенным. И это понимание должно сформироваться в семье. Нарушая телесные границы ребенка, мы делаем вклад в восприятие им физического насилия как нормы в его будущих отношениях с другими людьми.
6) Формирование неуверенности в себе
- «Может ли быть уверенным в себе ребенок, который систематически испытывает унижение? Сформируется ли у такого ребенка представление о себе, как о достойном человеке, который не хочет издеваться над другими? Сформируется ли у девочки понимание, что она не должна быть удобной, не должна бояться, что она сделала что-то не так? Какова вероятность того, что такой человек будет считать, что достоин в жизни хорошей должности, чего-то лучшего просто так? [...] »- спрашивает у родителей Елена Данилюк.
Она отмечает, что очень часто люди, которых били, даже когда достигают определенных высот, считают, что для того, чтобы оправдать это все, они должны требовать от себя по максимуму. И выжимают из себя последние соки. А это приводит к психическим, психоневрологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям, формированию зависимости и расстройств пищевого поведения.
7) Психологическая травма и появление комплексов
Насилие искажает восприятие ребенком внешней и внутренней реальности, травмирует личность. Дети, подвергшиеся насилию, во взрослом возрасте больше подвержены депрессиям, совершению суицидальных попыток, алкоголизму и употреблению наркотиков.
- «У ребенка начинают развиваться комплексы — вины, неполноценности, зависти к другим детям, у которых хорошие родители, комплекс нелюбимого и нежеланного ребенка. Далее — тревожный синдром, стресс, невроз. Ребенок становится напуганным, дергается, грызет ногти, расчесывает кожу, вдруг начинается энурез, дальше он (она) замыкается в себе. Мечтает вырасти и убежать, отомстить», — объясняет психолог-консультант UNICEF Мария Пронина.
8) Потеря родительского авторитета
Физические наказания отнюдь не укрепляют авторитет, как думают некоторые родители. Наоборот, они обесценивают родительскую фигуру в глазах ребенка. В отношениях с родителями исчезает такие важные компоненты, как уважение и доверие. И остается лишь страх наказания.
9) Блокировка эмоций и неспособность доверять своим чувствам
Ребенок, которого бьют родители, попадает в своеобразную ловушку. С одной стороны, он любит родителей, с другой — испытывает злость, боится и обижается на тех, кто делает ему больно. Чаще всего злость блокируется, а затем блокируются и другие чувства. Такой ребенок вырастает во взрослого, который не осознает своих чувств, не может их правильно выражать и не умеет отделять собственные проекции от реальности.
Мы не можем предсказать, как именно на ребенка повлияют наши наказания, какой из перечисленных нами последствий проявится в нем. Каждый ребенок особенный, у каждого — разная чувствительность психики. Поэтому напоминаем: даже разовое избиение ребенка может стать для него огромной травмой, от последствий которой он будет страдать во взрослом возрасте.
Помните: ни за одно свое действие ребенок не заслуживает физического или психологического унижения. И нет никаких причин, которые бы оправдывали то, что вы можете ударить ребенка. Есть более эффективные методы воспитания. Какие же? Будем разбираться в наших следующих материалах.