Эмоциональная компетентность — это способность проявлять и различать эмоции — как собственные, так и другого человека. Ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, сдерживать их нежелательные проявления. Вся его активность — выразительно эмоциональная, окрашенная положительными или отрицательными переживаниями. Поэтому одной из наиболее важных задач родителей и воспитателей является помощь ребенку в освоении эмоционального мира.
В сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы для развития эмоциональной компетентности детей 3-6 лет от специалистов в области психологии и педагогики. Другие их рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО» — ресурсе, созданном командой UNICEF Ukraine, Всеукраинским фондом «Крок за кроком» и известным украинским психологом Светланой Ройз.
Почему так важно развивать навык эмоциональной компетентности?
По словам разработчиков, эмоции являются важнейшей цепочкой связи ребенка с окружающим миром, фундаментом отношения к себе и другим. Именно эмоции и чувства дают ребенку возможность осмыслить и различить добро и зло, красивое и некрасивое, позже — овладеть способностью регулировать собственное поведение.
Важно сформировать у ребенка представление о том, что нет плохих и хороших эмоций, а есть положительно и отрицательно окрашенные. Ребенок должен усвоить, что может чувствовать любые эмоции, но причинять вред себе или другим нельзя.
Как развить эмоциональную компетентность дошкольника?
Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) к развитию навыки:
1 СТУПЕНЬ- РЕБЕНОК ВОСПРОИЗВОДИТ ЭМОЦИИ — мы видим его эмоциональную реакцию (наделяет эмоциями игрушки, неживые объекты)
Вопросы для анализа:
- Играет ли мой ребенок игрушками, озвучивая диалоги?
- Меняется ли при этом тон его голоса, мимика?
Идеи для разговора:
Можно рассказать историю, как вы любили играть игрушками, придумывали им имена (какие именно?) и истории, говорили их голосами.
Интересные игры и упражнения:
1) Во время мультфильма наблюдайте за реакцией ребенка, говоря: «Ты увидел, что герою грустно, больно, он обиделся?», «Ты кажешься печальным. Тебе жалко героя?», «Смеешься, так рад за героя?».
2) Игра «Покажи эмоцию»: вы показываете эмоцию — ребенок называет ее, и наоборот.
- Вариант игры для компании: называя эмоцию, бросаете мячик. Кто поймал, показывает ее. Тогда называет свою эмоцию и передает мяч дальше.
3) Нарисуйте вместе с ребенком лицо с носом и глазами и добавьте детали, чтобы изменить эмоцию.
2 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ДРУГИЕ ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДЬМИ, А НЕ ВЕЩАМИ (им бывает радостно, больно, обидно и т.д.)
Вопросы для анализа:
- Понимает ли мой ребенок, что другим детям (людям) бывает больно?
- Как это увидеть?
Идеи для разговора:
Расскажите историю. Например, что в детстве вы (ваш друг) были очень активны, эмоциональны. Все эмоции отражались на лице, как в мультфильме. Как-то вы что-то потеряли (разбили, ударили) и сильно расплакались. На это один взрослый сказал: «Ты же мальчик! Мальчики не плачут». А другой возразил: «Ты — человек. Все люди испытывают и проявляют эмоции. Это нормально — плакать, когда больно или когда ты обижен».
Интересные игры и упражнения:
1) Предложите ребенку вместе различить эмоцию кота или собаки (у них нет нужных мышц на мордочке, но они проявляют себя поведением).
2) Подумайте с ребенком: «А имеет ли эмоции растение, камень?»
3 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ ПРОСТЫЕ ЭМОЦИИ: злость, грусть, любопытство и т.п.
Вопросы для анализа:
- Какое настроение у моего ребенка в течение дня?
- Что его огорчает/радует?
- Как малыш выражает свое настроение?
Идеи для разговора:
1) Расскажите, как в детстве радовались, например, празднуя день рождения, получая желаемую игрушку и тому подобное.
2) Задавайте открытые вопросы, которые мотивируют к выражению эмоции: «Что тебе больше всего понравилось на прогулке?».
Интересные игры и упражнения:
1) Нарисуйте лото эмоций (пиктограммы: радость, печаль, страх): с закрытыми глазами доставайте карту, откройте глаза, называйте эмоцию, показывайте ее и проговаривайте: «Я скучаю, когда ...».
2) Нарисуйте или сшейте куклу: с одной стороны радостное лицо, с другой — печальное. Когда ребенок проживает эмоцию, дайте ему куклу и посмотрите, какой стороной он возьмет ее к себе.
- Спросите: «Что кукла сейчас просит, чего ей хочется?».
4 СТУПЕНЬ — ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТЕРИК, АФФЕКТОВ
Не нужно бояться такого поведения ребенка. Это — закономерный этап его развития, когда он еще не может управлять собственными эмоциями. Взрослые в это время учат ребенка собственной реакцией.
Вопросы для анализа:
- Видели ли вы истерики в своего ребенка?
- Как часто?
- Как успокаиваете его в эти моменты?
Идеи для разговора:
Расскажите: в детстве вы иногда тоже кричали и падали, это нормально. Но мама постоянно напоминала: то, что опасно, делать нельзя (причинять боль себе и другим).
Интересные игры и упражнения:
Создайте собственные традиции примирения после ссоры.
Алгоритм действий при истерике:
1) Вспомнить: ребенок учится саморегуляции; он так ведет себя не потому, что не хочет сдержаться, а потому что не может.
2) Установить контакт (присесть, коснуться).
3) Назвать эмоцию ребенка. Если мы правы, реакция на несколько секунд усилится, а затем сразу погаснет.
4) Поддержать «Грустно, когда не можешь получить желаемое», «Я тоже злюсь, когда проигрываю».
5) Предложить действие: «Давай мы... (глубоко подышим, сфотографируем желаемое, исправим т.п.)».
5 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК СОЗНАТЕЛЬНО ПЕРЕХОДИТ ОТ ОДНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ К ДРУГОМУ (от гнева к успокоению)
Вопросы для анализа:
- Какое эмоциональное состояние у моего ребенка в течение дня?
- Что помогает ему справиться с гневом, злобой?
Идеи для разговора:
Расскажите: как-то мальчик забрал мою машинку. Я кричал и плакал. Мама обняла и спросила: «Тебе обидно? Я тоже злюсь, когда без разрешения берут мои вещи. Попробуем успокоиться и поговорить с ним».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Почему он плачет?»: Возьмите игрушку. Скажите, что она плачет. Малыш определяет причину и успокаивает. Подсказывайте действия: боль — обратиться к врачу; обида — посочувствовать, объяснить.
2) Игра «Заморозка»: Каждые 10 минут говорите: «Стоп. Ты какая эмоция?». Отмечайте изменения.
3) В конце дня «заполните дневник»: ребенок на листе рисует свое лицо сегодня и рассказывает, что вызвало такую эмоцию, подсчитывает, каких эмоций больше.
6 СТУПЕНЬКА — РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ИНТЕРЕС К СОСТОЯНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (ставит вопрос о состоянии других людей)
Вопросы для анализа:
- Обращает ли внимание мой ребенок на мое состояние или состояние других детей?
Идеи для разговора:
Расскажите, как увидели, что ваша мама очень расстроена. Вы спрашивали, что с ней. Мама рассказала, что получила письмо от бабушки и узнала, что та заболела. Затем мама посмотрела на вас и сказала: «Она непременно скоро выздоровеет и приедет в гости». Я обрадовался. Объясните: эмоции помогают понять, что с нами, и правильно отреагировать, изменить свое поведение.
Интересные игры и упражнения:
1) Говорите о своих эмоциях: «Я скучаю, потому что... Я злюсь, потому что ...».
2) Рассматривайте фото в альбоме, делая акцент на различных эмоциях.
3) Игра «Портрет вслепую»: Посмотрите определенное время друг на друга. Не отрывая взгляда от лица партнера, попробуйте нарисовать его портрет (не заглядывая в лист). Затем поменяйтесь местами.
7 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК РАЗЛИЧАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ ВОКРУГ (ориентируется, когда радуются, огорчаются, сердятся)
Вопросы для анализа:
- Какие упражнения помогут ребенку лучше понимать состояние других людей?
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку историю из собственного опыта. Например, как вы играли во дворе с другими детьми и заметили девочку, которая разбросала все вокруг, кричала и топала ногами. Вы спросили у мамы, почему девочка так разозлилась. Мама ответила: «Катя расстроена, потому что другие дети сломали ее игрушку».
Интересные игры и упражнения:
Поиграйте в игру «Детектив»: наблюдая за людьми (детьми), попробуйте определить их эмоции. Можно пофантазировать, почему у них возникли такие эмоции.
8 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК РАЗЛИЧАЕТ СВОИ НАСТРОЕНИЯ
Вопросы для анализа:
- Может ли ребенок назвать свою эмоцию, различать эмоции других и сам успокоиться?
Идеи для разговора:
Расскажите: я расстроился, не получив в подарок собаку, которую очень хотел, и никому не говорил, что со мной. Тогда мама обняла меня и спросила: «Я вижу, что-то тебя расстроило». Я заплакал от отчаяния. Мама обняла сильнее: «Ты можешь сказать об этом». И я рассказал.
Интересные игры и упражнения:
1) Какого цвета твое настроение (эмоции)? Нарисуй.
2) Станцуйте танец печали, радости, страха и т.п.
3) Барометр эмоций: палец вверх — радость, вниз — злость, в сторону — печаль.
4) Создайте книжечку, чтобы записывать (рисовать), как справиться с эмоцией: «Когда я злюсь — глубоко подышать, выпить воды ...», «Когда скучаю — занять себя, поплакать, послушать музыку, вспомнить, кого люблю...».
9 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ОБЪЯСНЯЕТ ПРИЧИНЫ СВОИХ ЭМОЦИЙ
Вопросы для анализа:
- Когда ребенок злится, грустит, радуется, может ли он сказать о своем состоянии и чем он вызван?
Идеи для разговора:
Расскажите историю. Например, я была очень зла, потому что сестра сломала домик, который мы строили вместе. Но подошел папа и обнял меня: «Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик. Конечно, неприятно, когда ломают то, что ты строишь. Можешь сказать ей: «Я злюсь на тебя, так делать нельзя!».
Интересные игры и упражнения:
Нарисуйте ребенку схему (ступени) домика-напоминания. Можно поставить кубики или кирпичики LEGO .:
- я (радуюсь, боюсь, злюсь, скучаю)
- потому что (произошло, хочу ...);
- мне важно ... (желательно ответ).
По этой схеме говорите о своих эмоциях, а ребенок будет учиться этому.
10 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК УЗНАЕТ И НАЗЫВАЕТ РАЗНЫЕ ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Вопросы для анализа:
- Что помогает ребенку запомнить названия эмоций и узнать их в других людях?
Идеи для разговора:
Расскажите, как однажды увидели, что ваша сестра плачет. «Она потеряла игрушку. Мне очень хотелось ее утешить, и я начал искать игрушку. Сколько же было радости, когда мы ее нашли. А потом мама сказала: „Как хорошо, что ты помог сестре. Я уверена, что она запомнит это и захочет прийти тебе на помощь, когда ты будешь в ней нуждаться“».
Интересные игры и упражнения:
1) Нарисуйте пряничного человечка. Вместе обозначьте, где «живет» каждая эмоция (страх — расширенные зрачки, сжатые челюсти, холод в животе, сердцебиение). Подумайте, какие признаки можно увидеть снаружи, а какие только изнутри ощутимы.
2) Игра «Узнай эмоцию»: взрослый изображает эмоцию, а ребенок сверяет со схемой и называет эту эмоцию.
Желаем успехов на пути освоения этого важного навыка!