Возвращение в школу дается непросто всем участникам образовательного процесса. Поэтому детский и семейный психолог Светлана Ройз в своем блоге привела советы для облегчения этого адаптационного периода. Отметим, что они будут полезными, как родителям, так и педагогам.
Итак, как помочь ребенку вернуться в школу?
1) Внимательно отнестись к адаптационному периоду
- «Переход с онлайн пространства карантина, окошек зум — к живому общению — одно из „напряжений“, к которому важно отнестись внимательно. Есть свои закономерности и техника безопасности», — отмечает Светлана Ройз.
2) Отнестись с пониманием к тому, что в первую очередь дети сейчас (в первые недели) идут в школу за общением. По словам психолога, «уровень интеллекта» и включенность именно в учебный процесс появится позже.
3) Дать возможность детям снова почувствовать друг друга. Проверить роли, определить границы. Светлана рекомендует во время уроков предлагать детям дискуссии, проекты, групповую работу, в которой бы они могли взаимодействовать.
4) Разрешить детям побыть наедине
- «И дети, и взрослые будут больше уставать от живых контактов. (В пространстве виртуального общения существуют свои перегрузки, в реальном общении — свои, и к ним снова нужно привыкнуть). После школы дети могут быть перевозбужденными, гиперактивными или, наоборот, молчаливыми, уставшими. Пожалуйста, дайте им возможность побыть самим (знаю, что многие просто накрываются с головой одеялом, и так лежат минут 15, дайте им поиграть, прежде чем они приступят к домашним заданиям) », - советует психолог.
5) Уменьшить учебную нагрузку. «Идеально — если в течение первой адаптационной недели домашних заданий будет минимум».
6) Учитывать то, что ребенку сейчас нужно больше времени на сборы в школу. Продумайте, что можно подготовить вечером (ранец, школьную форму, ланчбокс). Можно вкладывать ребенка пораньше спать, чтобы у него утром было достаточно времени на сборы.
- К слову, зимой нам гораздо труднее просыпаться — из-за недостатка солнечного света в организме продолжает вырабатываться гормон сна мелатонин, который совсем не способствует пробуждению. Поэтому советуем будить ребенка мягко и долго, чтобы он смог проснуться постепенно и немного полежать в постели.
Напомним: согласно нормам, школьникам до 12 лет рекомендуют спать не менее девяти, а то и 10-12 часов. Старшеклассникам будет достаточно восьми часов сна.
7) Привлекать ребенка к физической активности
«Детям не хватает двигательной активности — важно в перерывах, (возможно, и во время уроков) предложить им „руханки“ (без движения не будет должной концентрации внимания)», — отмечает Светлана.
Не стоит забывать и о прогулках и зимних развлечениях (катки, катание на санках, лыжах, подвижные игры).
8) Делать акцент на успехах ребенка
Психолог отмечает, что в этот переходный период очень важна поддержка того, что ребенку удается, того, что он помнит или изучил за время карантина. Детям нужно выработать «опору успешности». Это гораздо важнее, чем оценки и контрольные работы.
9) Быть внимательными к чувствам и эмоциям ребенка
«Нам (взрослым — учителям, родителям) можно осторожно проявлять чувства детей, прояснять их, давать поддержку. (Если меня спросят: „Зачем?“, отвечу — иначе это будет влиять и на учебный процесс, и на динамику отношений в классе). Сейчас важно, правда, важнее, чем самые важные предметы, — формирование сообщества, поддержки», — объясняет Светлана Ройз.
10) Напомнить о важности соблюдения правил личной гигиены
По словам психолога, возвращение в школу может вызвать ощущение, что внимательность к правилам карантина уже не обязательна. Поэтому нужно с детьми еще раз обсудить важность их соблюдения.
- «Обсуждение — синхронизация в правилах — важная часть формирования отношений и чувства безопасности».
11) Привлекать детей к обсуждению своих чувств, работать с последствиями травм
Эта рекомендация касается прежде всего педагогов. Многие дети или члены их семей переболели COVID-19, есть школьники, в семьях которых произошло горе. Было бы очень хорошо, если бы учителя пообщались с детьми об этом, наладили контакт и привлекли ребенка к обсуждению его чувств.
Психолог рекомендует начинать урок с «практик стабилизации». К примеру:
1) Займите удобное место, сядьте в устойчивую позу, поставьте ноги так, чтобы вы чувствовали опору, обопритесь на спинку стула. Посмотрите вокруг — это ваше пространство.
- Уместными будут вопросы:" Как ваше настроение? Как вы сегодня проснулись?" (И сказать честно о себе: «Я — с трудом»).
2) Можно сказать о своих чувствах: "Я, когда находилась на карантине, беспокоилась (злилась, боялась) и выслушать без оценки тех, кто будет готов говорить о своих чувствах.
- Светлана рекомендует такие разговоры проводить за партами, а в кругу, даже сидя на полу.
3) Можно сказать, что знаете, как было непросто многим детям. И что рядом с нами есть те, кому возможно, сейчас нужна наша поддержка. Сказать о том, как страшно и больно терять тех, кто нам дорог. И вы знаете, что многие семьи перенесли потерю.
4) Важно сказать, что вы верите, что любовь близких остается с нами навсегда. И в память о них — нам важно жить и делать все, чтобы быть в безопасности. И возможно, помочь тем, кому сейчас сложно.
5) Напоследок предложите детям подумать:
- Что бы мы могли сделать, зная, что кому-то грустно, сложно?
- А что вы делаете, когда плохо вам?
- Можете ли вы попросить о помощи?
- И как вам кажется: просить о помощи — это сила или слабость?
Светлана советует также проконсультироваться со школьным психологом и обсудить с ним возможные способы налаживания контакта с детьми, пережившими травму.
Желаем безопасного и легкого возвращения в учебные будни!