Масленица — один из древнейших славянских праздников, который до сих пор отмечается в последнюю неделю перед Великим постом. Поскольку в этом году Пасха приходится на 2 мая, «Масний тиждень» украинцы отмечают с 8 по 14 марта. Правда, сейчас мало кто знает, как на самом деле наши предки праздновали этот период, какие блюда готовили и почему колодки вязали.
Предлагаем вам окунуться в глубину веков и познакомиться с украинскими традициями празднования Масленицы.
1) Происхождение названия праздника
В Украине название «Масниця» произошло от слова «масний», то есть, содержащий много жира, масла. Ведь в последнюю неделю перед постом употребляли много жирных блюд. Семь дней подряд было разрешено есть масло, яйца и молочные продукты. Мясо же уже было запрещено.
Во многих регионах Украины праздник имел собственные названия. Назовем наиболее распространенные:
- Колодий (Колодки)
- Сыропустная неделя (Сыропуст, Сырница, Сырное воскресенье),
- Бабская неделя;
- «Запусти», Заговенье, «Пущення» (то есть приготовления к Великому посту).
Значение этих региональных названий праздника будем раскрывать далее в статье.
2) Переплетение языческих и христианских традиций
В празднике тесно переплетены элементы языческой мифологии и христианства. Еще в дохристианские времена Масленица отмечалась в честь весеннего равноденствия, которое считалось началом нового года.
- Новый год у наших предков начинался вместе с первым весенним Новолунием (первое появление месяца на небе после новолуния в виде узкого серпа).
С языческими верованиями также связано чествование Колодия, о котором расскажем ниже.
С приходом христианства церковь сохранила старый обычай встречи весны, но приурочила его к началу Великого поста. Так, нам известен церковный праздник Сырная седмица, или Мясопуст.
3) В древности празднование длилось 3 недели
До XVII века Масленицу праздновали три недели подряд:
Первая неделя называлась Всеядной. В течение нее мясо разрешалось потреблять ежедневно. Кто мог, запекал гусей, уток, перепелов, голубей. Зажиточные крестьяне жарили целого кабана, запекали ягнятину, делали рулеты, вудженину (копченое мясо).
- «В течение Всеядной недели — веселились, ходили друг к другу в гости. Все, что хозяйка ставила на стол, нужно было доедать до последнего кусочка — чтобы достаток в доме был. [...] Если что-то мясное не съедали, раздавали соседям, бедным людям. Одним из обязательных блюд на „Всеїду“ был холодец», — рассказывает кандидат исторических наук, популяризатор украинских традиций Полтавщины, Харьковщины и Сумщины Елена Щербань.
Вторую неделю называли Переступной или Рябой. В этот период запрещалось есть мясо в среду и пятницу.
Третья неделя называлась Сыропустной, собственно Масленица (Колодий). На эту неделю приходилось громкое празднование.
4) Как праздновали Масленицу?
Этнографы отмечают, что в празднование Масленицы наши предки вкладывали много смыслов. Это был и первый весенний праздник, и период прощания с зимним циклом праздников, и время постепенного изменения рациона.
Украинский этнограф Олекса Воропай в книге «Звичаї нашого народу» отмечал, что Масленица состояла из трех частей:
- встреча в понедельник;
- кульминационная точка или «перелом» в «широкий» четверг;
- «прощальное воскресенье» (проводы Масленицы).
Праздновали Масленицу весело и громко, ведь это было последнее гуляние перед строгим постом. Обычно устраивали празднества в складчину (каждый приносил с собой блюда и напитки или продукты для совместного приготовления), ходили друг к другу погостить.
- «[...] Молодежь собиралась на прощальные „вечорниці“: варили вареники, пели веснянки, играли в „кости“,» картошку«, «ойра», «водили козла». Среди других уличных гуляний была еще такая забава: девушек парни возили на фуркале (вбивался в землю столб, к нему прибивали от телеги две палки, к одной привязывали сани, а за вторую парни крутили)«, — отмечает кандидат исторических наук Елена Щербань.
По словам этнографа Галины Олейник, молодежь на Масленицу пыталась «отвести душу», ведь последующие «вечорниці» устраивали только в сентябре.
Она отмечает, что универсального обряда и способа празднования Масленицы для всей Украины никогда не было. В каждом регионе были разные названия для праздника, дней недели в нем и обрядов.
- Например, на Киевщине и Житомирщине понедельник называли Окаянным, вторник — Веселым, среду — Бабской или Широкой, четверг — «Масним» или Жирным, пятницу — Конечной.
Однако смысл праздника сохранялся и был общим для всех. В этот период нельзя было делать тяжелую домашнюю работу — рубить, ткать, прясть, белить, шить и вышивать. Кроме того, на Масленицу уже нельзя было жениться.
5) Традиционные блюда Масленицы
По обычаю, на этой неделе уже отказывались от мясной пищи. Зато употребляли много молочных продуктов, что и дало название этим дням — Сыропустная неделя.
- «Главной едой на Масленицу являются вареники с творогом и сметаной, но и гречневые блины на масле или на жире жареные — тоже обрядовая еда в эти дни на Украине. Такие блины или что-то подобное пекут и другие славянские народы», — говорится в книге этнографа Олексы Воропая.
Следовало ежедневно готовить миску вареников с сыром, щедро политых сливочным маслом или сметаной. Бытовали поговорки: «Чекайте, вареники, прийде й на вас Масниця!», «Дав Бог — Масниці діждали, то вареників ся понаїдали!».
Вообще, вареники являются древней обрядовой пищей украинцев. По свидетельствам этнографов, вареник считался символом Новолуния (ведь по форме он напоминает полумесяц) и продолжения рода (начинка символизирует беременную женщину).
- «В отличие от русской традиции, этот праздник в украинцев имеет женскую семантику, женскую природу. Поэтому у нас ритуальная пища, которой угощали на этой неделе, были вареники с сыром, маслом и сметаной, поэтому и Сыропустная неделя. Соответственно, речь шла о признании женщины и ее миссии, детородной функции, в таком ключе развивались все обряды на этой неделе», — рассказывает профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Ивановская.
Соответственно, в некоторых регионах Масленицу называли Бабьей неделей. К слову, женщинам во время Сыропустной недели разрешалось отдыхать, им прощались мелкие шалости.
Кроме, вареников с творогом, на праздник готовили:
- мандрики (пампушки, которые готовили из растворенного в сметане сыра, пшеничной муки и яиц);
- гречневые блины;
- пшеничные налистники с сыром;
- сырники;
- творожные бабы;
- бабы к сливкам и ряженке;
- запеканки с сыром, с яйцами;
- пшенную молочную кашу;
- запеченные молочные каши;
- клецки в молоке;
- лапшу в молоке;
- запеченные вареники (вареники отваривали, поливали маслом и сметаной, а потом запекали в печи)
- белый борщ (с добавлением сыворотки, сливок, сметаны или молока)
- молочный кисель («крахмал»);
- малаи ( хлеб небольших размеров или лепешка из кукурузной, гороховой или пшенной муки)
- дужики (поминальный продолговатый хлеб).
Этнограф Галина Олейник отмечает, что блины («млинці») раньше жарили только в приграничных регионах — на Черниговщине и Слобожанщине.
6) Почему в древности праздник назывался Колодием?
Раньше среди украинцев наиболее распространенным названием Масленицы был Колодий, а главным обрядом, приуроченным к празднику — «Колодки».
В то время основой праздника были языческие верования. Так, в древнеславянской мифологии Колодий — бог брака, любви и согласия. По народному поверью, Колодий щедро одаривал здоровьем, согласием, обилием тех, кто создавал семьи, он дарил супругам детей. Поэтому тех, кто к Колодию не женился, шутя наказывали: привязывали так называемые «колодки», от которых нужно было откупаться. Подробно этот обряд опишем ниже.
Существовало и другое толкование: Колодка, Колодий — символ того, что солнце поднимается выше по своему небесному кругу, то есть «коло діє».
- «В древнем понимании Колодий — это маленький Солнце-Божич, который подрос и набрался силы раскручивать Солнечный Круг („Коло“), то есть стал „Коло-Дієм“. [...] », - рассказывает специалист по нематериальному культурному наследию Валентина Телеуца.
7) Как проводился обряд «Колодки»?
В древности обряд длился в течение недели, главными действующими лицами были женщины — замужние «молодиці». Каждый день происходило действо, которое имело свое название. Так:
1) В понедельник «колодка родилась» (женщины, собравшись вместе, пеленали полено или макогон полотняной тканью и украшали, как куклу, лентами и цветами).
2) Во вторник — «крестилась» (в селе воспроизводили обряд крестин, выбирали крестных родителей).
3) В среду ей устраивали «похрестини» (приходили праздновать все, кто не успел прийти в понедельник или вторник).
4) В четверг она «умирала».
- «В этот день был самый большой „разгуляй“. В нем уже участвовали и холостые, и мужчины, и дети. Все село гуляло. Но надо понимать, это не был какой-то такой „запой“. Это были „структурированные гуляния“, люди развлекались в пределах дозволенного, в пределах обрядности», — рассказывает Галина Олейник.
5) В пятницу колодку «хоронили».
6) В субботу — «оплакивали» (на самом деле никто не плакал: разговаривали, пели и гуляли так же, как и при рождении колодки).
7) В воскресенье, а в некоторых регионах в понедельник или вторник, молодежь «волочила колодку».
Как это происходило? Молодым парням, которые не женились в течение года, привязывали к руке колодку, приговаривая: «Не женився єси, то колодку носи».
- «Это могло быть большое полено или небольшая колодочка с ладонь размером, высеченная и шлифованная, с росписью. Или даже — свернутый кусок полотна или кукла», — объясняет Галина Олейник.
Колодка была символом искупления, ведь по представлениям наших предков все живое должно быть в паре. Поэтому в некоторых регионах вязали колодки и девушкам, но реже.
Согласно обряду, колодку парень сам не мог снять, это должна была сделать девушка, а он за это должен был откупиться от нее деньгами или подарками: ожерельем, цветными лентами или платком, если к девушке собирался идти с сватами.
- В некоторых регионах колодки привязывали матерям, которые не женили сыновей или не отдали дочерей замуж в последние мясоед. Алексей Воропай отмечал, что «все це робилося с жартами, сміхом, горілкою». Когда «пеленали» такие колодки, приговаривали: «Пошли, Колодію, моїй дитині подружнього щастя!».
Люди верили, что если они выполнят привычные им обряды, беды обойдут их в новом году. Погуляв так целую неделю, наши люди говорили когда-то: «Масляна, Масляна, яка ти мала, — якби ж тебе сім неділь, а посту одна!».
8) Что делали в Прощеное воскресенье?
После введения христианства последний день Масленицы стали называть Прощеным воскресеньем. Считалось, что нельзя поститься с грехами на душе.
Первыми в этот день просили друг у друга прощения священник и прихожане после вечерней службы. Пожилые люди в это время посещали всех родных, друзей и просто знакомых, чтобы простить друг другу причиненные обиды. Некоторые посещали кладбище, чтобы и умершие родственники простили им.
- «Как идут, бывало, к живым, то войдя в дом, кланяются трижды каждому, не исключая и маленьких детей. При встрече люди трижды низко кланялись друг другу и говорили: „Прости меня!“. В ответ говорили: „Бог простит“», — находим запись в Олексы Воропая.
9) Почему сейчас праздник приобрел многие черты российской Масленицы?
Традиционная украинская обрядность на Масленицу с приходом советской власти стала уходить в небытие.
Сначала в рамках антирелигиозной кампании праздник был запрещен. А потом, в 60-70-хх годах ХХ ст. (во времена правления Хрущева и Брежнева) он был восстановлен как массовые гуляния трудового народа в честь встречи зимы с весной.
Кроме того, замене традиций способствовало активное переселение россиян на украинские земли. Наши города и села еще со времен Голодомора постепенно заселялись россиянами, которые воспроизводили в Украине свои обычаи.
- Массовое переселение происходило и после окончания Великой Отечественной войны, когда на восстановление украинских городов вербовались строительные бригады из регионов России.
Так что блин как символ солнца и чучело Зимы постепенно вытеснили приготовление вареников и обряд «Колодки».
- «Традиция выпекания блинов внедрились у нас в советское время. При Советском Союзе на всей его территории проводили одинаковые праздника, чтобы традиции этносов, входивших в состав империи, отходили на периферию и их не вспоминали», — объясняет доктор филологических наук, заведующая кафедрой фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Ивановская.
И это имело свой эффект: тот формат праздника, который разрешался и насаждался, надолго закрепился как привычный. Однако сейчас мы с радостью наблюдаем, что все больше украинцев интересуется подлинными истоками праздника и стремится придерживаться украинских обычаев Масленицы.