С 12 апреля в школах Киева начнут прием заявлений от будущих первоклассников. В других регионах вступление также должно состояться в весенний период. Поэтому сейчас у родителей возникает немало вопросов по поводу готовности ребенка к школе.
- О важных навыках и умениях ребенка, которыми стоит овладеть перед вступлением, мы уже писали в прошлом году в статье «Как проверить готовность ребенка к школе?».
А в сегодняшнем материале приводим советы по подготовке к школе от психолога и педагога.
Советы от педагога подготовительной группы Галины Хоменко:
1) Развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать собственные эмоции, умение руководить ими, а также способность понимать эмоции и намерения других людей.
- «Часто родители уделяют много времени улучшению академических навыков ребенка, но совсем забывают об эмоциональном интеллекте. Школьник может быть на достаточно высоком уровне в обучении, но не сможет найти общий язык с одноклассниками и преодолеть элементарные трудности. Еще до первого класса ребенку важно уметь разрешать конфликты, контролировать эмоции, отвечать за свои поступки, сотрудничать с другими», — объясняет педагог.
Поэтому Галина Хоменко отмечает важность общения ребенка-дошкольника со сверстниками. Если нет возможности отдать ребенка в садик, специалист советует обратить внимание на различные курсы развития или кружки. Ведь без взаимодействия с другими невозможно развить социальные навыки.
2) Разрешить ребенку получать жизненный опыт
С этим советом педагога соглашается и детский психолог Светлана Ройз. Она также считает, что приобретение ребенком собственного опыта играет ключевую роль в формировании готовности к школе.
- «Мы же знаем, что готовность ребенка к школе — это не один признак, не просто желание-умение читать и считать. Это совокупность многих эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идет не через специальную подготовку (на курсах или кружках), а «жизнью», средой, собственным опытом, — отмечает Светлана в своем блоге в сети Facebook.
Галина Хоменко советует при установке с ребенком границ ответственности обязательно обсуждать правила и последствия.
- «Например, ваш ребенок захотел посадить цветочек. Расскажите, что его нужно поливать ежедневно, иначе растение засохнет и погибнет. Предложите помощь, если видите, что малыш не справляется. Но не нужно все делать за него. Если ребенок не хочет ухаживать за растением, позвольте ему увидеть последствия своей халатности», — объясняет педагог.
3) Проигрывать дома школьные ситуации
Например, важно, чтобы ребенок имел представление:
- что делать, когда надо выйти во время урока;
- как действовать, когда тебя оскорбляют;
- нужно ли делиться и зачем;
- как попросить о помощи;
- на что лучше не обращать внимание, а где нужно объяснить, что с тобой так себя вести не надо.
Можно также играть в школу, причем ребенок может выполнять роль как ученика, так и учителя.
4) Учиться постепенно
- «Есть родители, которые начинают подготовку в последнее лето. Находят различные курсы, начинают активно выполнять различные задания с детьми дома. И их ошибка даже не в том, что они поздно начали, а в том, что сразу выбирают упражнения слишком высокого уровня. Это приводит к стрессу у ребенка, он со страхом думает о том, что его ждет в школе. Даже если к учебному году осталось несколько месяцев, все равно начинайте готовиться с самого начала», — замечает Галина Хоменко
Галина Хоменко советует родителям задуматься о подготовке ребенка с 2-летнего возраста. Но не нужно сразу учиться читать и писать, все должно быть постепенно. Педагог советует начинать с обучающих игр на развитие памяти, внимания и логики. И потом шаг за шагом изучать что-то новое. Спрашивайте ребенка, что его интересует, и помогите найти ответы на все вопросы.
5) Обращать внимание на темп обучения вашего ребенка
Дети осваивают новые умения и навыки с разной скоростью. Поэтому не нужно кричать на своего ребенка или заставлять его выполнять множество задач, если кто-то из его сверстников знает или умеет больше.
- «Позвольте своему ребенку учиться в собственном темпе, не подгоняйте его, иначе это опять же приведет к стрессу и демотивирует. Не все могут быстро усваивать информацию, некоторым ученикам нужно больше времени на что-то. Не торопитесь и убедитесь, что ваш ребенок полностью понял предыдущий пункт и отработал его на практике, прежде чем делать следующий шаг», — рекомендует педагог.
6) Не забегать вперед
Дети, которые приходят в школу, зная всю программу 1 класса, обычно скучают на уроках, теряют мотивацию и начинают думать, что не нужно прилагать много усилий, чтобы быть впереди.
Поэтому рекомендуем проконсультироваться с представителями школы и уточнить, что же будет изучать ваш ребенок в течение первого года обучения.
7) Ориентироваться на зону ближайшего развития
Изучайте то, что сейчас является актуальным и приоритетным для ребенка.
- «Предложите ребенку посчитать листочки, которые он собрал на прогулке. Задавайте жизненные задачи: можно взять столько конфет, чтобы осталось пять. Это интересно в данный момент ребенку, и он с легкостью выполнять такие задачи», — уверяет Галина Хоменко
8) Обязательно использовать наглядность
Наблюдайте за окружающей средой: считайте, складывайте, представляйте. Используйте подручные предметы для выполнения различных задач.
9) Развивать речь
Спросите у ребенка его мнение о просмотренном мультике, прочитанной книге. Если высказывания даются тяжело, педагог советует начинать с простых вопросов «Как дела?» или «Как прошел день?».
С чего начинать изучение букв и письма?
Галина Хоменко утверждает, что буквы можно начинать изучать с четырехлетнего возраста:
- «Сделайте этот процесс творческим: лепите буквы из пластилина, делайте их в виде аппликаций, рисуйте, а затем превращайте в какого-то героя, проводите ассоциации со словами. Но очень важно называть звуки, а не буквы. Так ребенок сможет сразу объединять их в слоги и слова. А само чтение лучше всего начинать с интереса малыша. Он хочет знать, что написано в книге — предложите прочитать это слово самостоятельно».
Педагог советует письмо начинать с упражнений на мелкую моторику. В три-четыре года можно играть с маленькими предметами (крупами, бусинками), сортировать их по цвету и размеру. Также можно обводить рисунки по пунктиру, рисовать мелкие детали. А уже потом — учиться писать печатные буквы.
- «Прописи — это программа первого класса, поэтому я не советую с ними спешить. Конечно, если вы видите, что ребенок на высоком уровне овладел письмом печатных букв и уверенно держит ручку, можно переходить к написанию элементов писаных букв. Но все-таки до школы стоит больше внимания уделить общим упражнениям на развитие моторики», — объясняет Галина Хоменко.
Как можно развивать навыки и умения во время похода в супермаркет?
Светлана Ройз предлагает нестандартный способ подготовки ребенка к школе. Приводим ключевые навыки (психические процессы) и способ их развития во время похода в супермаркет:
Память: составьте вместе с ребенком список покупок и попросите запомнить его.
- «Запомни, что нам нужно купить. И будешь мне подсказывать».
Концентрация внимания: учим ребенка фокусироваться на конкретной задаче. «Запомни, у тебя миссия — ты отвечаешь за покупку сыра. Не позволяй себя отвлечь».
Понимание размеров: сравнивайте в магазине коробки, банки, овощи, бутылочки большие и маленькие.
Множества: в магазине есть овощи, молочные продукты, моющие средства и т.п. Поэтому психолог советует учить ребенка обобщать.
Счет: «Какие цифры ты видишь? Сколько товаров в корзине? Сколько у тебя сейчас монет?».
Формы: на полках вы увидите разноформатную упаковку. Предложите ребенку найти заданную вами.
- «Попробуй найти квадратные коробки. А есть круглые? А где овал?»
Действия по правилам: «Мы идем направо, потом налево. Сначала три шага вперед, затем пять шагов налево».
Общение: взвесить овощи, поговорить с кассиром, продавцом.
Координация: достать с полки (безопасный) продукт так, чтобы другие товары не упали. Составить в своей тележке товары.
Чтение: найти букву, прочитать слова. «А что там написано, не вижу?»
Слуховая, зрительная память и восприятие: говорить шепотом, попросить прислушиваться к объявлениям в магазине.
- «Запомнил, где находится отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?».
Социальное восприятие: «А ну-ка понаблюдаем за людьми?».
Логика: предложения со словами «если что-то ...», «потому что».
«А если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньше, а сверху большую, что произойдет? Почему? А почему колеса круглые, а не треугольные или квадратные?».
Светлана Ройз также напоминает о том, что во время подготовки к школе очень важно вырезать, лепить, строить, завязывать, застегивать, играть в игры по правилам и наблюдать, может ли ребенок их соблюдать.
- «Ребенок всего научится. Некоторым детям нужно немного больше времени. Некоторым — не много больше нашей поддержки», — резюмирует Светлана Ройз.
Мы присоединяемся к выводу психолога и желаем вам успешного поступления в 1 класс. А напоследок предлагаем вам пройти тест «Чи готова ваша дитина до школи?», созданный семейным психологом Екатериной Гольцберг совместно с «Освіторія».