Уже в это воскресенье православные христиане Украины будут праздновать один из крупнейших праздников годового цикла — Пасха, Светлое Христово Воскресения.
Ранее мы рассказывали о происхождении названия праздника и основных его обычаях в статье «Пасхальные традиции в Украине». Также в нашем блоге в прошлом году вышла статья о крашанках, писанках, дряпанках и малеванках — «Роспись пасхальных яиц — техники, символика цвета и идеи декора».
А в сегодняшней статье предлагаем рассмотреть подробнее основные обычаи наших предков накануне праздника.
Какое происхождение имеют названия недели?
Последняя неделя перед Пасхой в украинской традиции имела несколько названий — «Білий, Чистий, Жильний, Вербний тиждень» или Страстная неделя. В Галичине — «Вербний тиждень» или «Шутковий тиждень». Как возникли эти названия?
Одно из самых распространенных названий — «Чистий тиждень».
- «Чистой называли эту неделю в древности, потому что на протяжении этой недели очищали огнем и водой дом, хозяйство, род, а позднее- деревню; все хозяйство должно было очиститься перед Великим днем от всякой нечисти, от злых сил, от грязи, от зимней луды. Дом должен был быть очищен, измазан-отбелен; все скамейки, столы, утварь — выпаренные, вымытые; белье — постирано до последней тряпки», — писал известный украинский историк, этнограф Степан Килимник в третьем томе шеститомного труда «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні».
Второе по распространенности название — «Білий тиждень». Скорее всего, это название является синонимическим к названию «Чистий тиждень» и связано с символикой белого цвета, который считался цветом чистоты, святости.
- «Белая краска в украинской народной символике символ чистоты: „Взяв білу сорочку“ — то есть, чистую (по словарю Гринченко). [...] У египтян, греков и римлян жрецы одевались в белое. [...] До сих пор церковь после Воскресения Христова, одевается в белое [...] », - писал украинский энциклопедист и ученый Евгений Онацкий в «Українскій малій енциклопедії» (Том 1).
Некоторые исследователи отмечают, что в течение последней недели Великого поста украинцы белили дома, поэтому это могло обусловить название недели.
- «Страстная неделя называется на Украине белой, потому что тогда белят дома и убирают все, готовясь к Пасхе. В Чистый четверг моются, и выливают грязную воду, выбрасывают всякий мусор за пределы двора, на перекрестки», — подает отрывок из работы «Дні та місяці українського селянина» «украинского ученого Михаила Максимовича фольклорист Людмила Иванникова.
Интересно, что названия отдельных дней недели перед Пасхой (в частности, Чистый, „Живний“ четвер») переносились на название целой недели. Это также касается и названия «Вербний тиждень», которое, по мнению некоторых исследователей, происходит от воскресенья (Вербное воскресенье), после которого начиналась Страстная неделя.
- С праздником Вербного воскресенья также связано название «Шутковий тиждень». По словам этнографа Галины Олейник, «шуткою» в Галичине (со времен Австро-Венгрии) называли освяченную ивовую ветвь (от немецкого «шуцен» — оберег).
В Православной Церкви эту неделю называют Страстной, потому что в это время Церковь вспоминает Страсти Христовы. Слово «страсти» в переводе со старославянского означает «муки», «страдания».
- То есть в течение Страстной недели церковь вспоминает события, происходившие в последние дни жизни Иисуса Христа (Тайная вечеря, арест, суд, крестный путь, распятие, смерть). Все дни Страстной седмицы носят название «Великих» (Великий Понедельник, Великий Вторник ...), также используется эпитет «Страстной».
Сведений о названии «Жильний (Живний) тиждень» мы нашли наименьшее количество. Есть свидетельства, что эти региональные названия ранее касались четверга накануне Пасхи.
- «Страстной четверг, называемый на Покутье „Жильним Великоднем“ в Восточной Украине „навським, або мертвецьким Великоднем“ связан с культом умерших, которые тогда сходятся ночью в церковь на службу Господнюю», — приводит отрывок Степан Килимник из «Енциклопедії Українознавства», изданной Научным Обществом им. Тараса Шевченко.
Похожую мысль находим и в статье фольклориста Людмилы Герус:
- «„Живний четвер“ в традиционном мировоззрении украинцев связывался с поминовением умерших предков. Считалось, что в этот день их души возвращаются на землю».
С этим представлениям связывают и обычай разжигать костры в Чистый четверг. Так, Степан Килимник рассказывает, что в древности (и даже еще в XVI-XVII веке) молодежь в ночь Великого четверга раскладывала огни, которые, согласно верованиям, очищали местность, людей и освещали дорогу умершим. Для этих огней добывали живой огонь (который получали от трения сухой древесины о древесину). Раскладывали костры на возвышенных местах, так чтобы зарево охватило как можно более широкую местность.
- «Каждый должен был увидеть, коснуться того огня, очиститься», — отмечает этнограф.
Поэтому делаем предположение, что название «Жильний (Живний) тиждень» связано с первоначальными верованиями (культ предков, огня).
Как украинцы в древности готовились к празднику?
Каждый день Страстной недели имел свое предназначение. Дела распределяли так, чтобы до четверга основные работы в поле и огороде были закончены.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Этнографы отмечают, что в этот день в Украине (особенно на Западной Украине) мать с дочерьми «очищали водой» дом. Еще до восхода солнца они начинали белить потолок, стены, печь, смазывали желтой глиной пол, а красной — обводили вокруг.
Также мыли окна, стол, скамейки, полки для посуды, балки. После обеда шли на огород, чтобы к Чистому четвергу посеять все семена и упорядочить грядки.
ВТОРНИК
В этот день украинские хозяйки стирали и работали на огороде.
- «Все, что только было в доме, до последней тряпки, должно было быть постирано и высушено», — писал Степан Килимник.
Хозяин, по словам этнографа, в этот день работал в поле, а когда было время — готовил сухие дрова «під паску», убирал конюшни, загоны для скота и хлева.
Уже со вторника хозяйки отбирали яйца для покраски. Девчата начинали писать писанки (если не было в семье девушек, писала сама хозяйка).
- «К Пасхе следовало сделать столько писанок, чтобы можно было подарить парням, крестникам, даже случайным людям, которые придут в гости», — отмечает этнограф Василий Скуратовский в книге «Дидух».
СРЕДА
Обычно в этот день хозяйки заканчивали работу предыдущих двух дней: посадку огорода, побелку дома, стирку и т. п. Также со среды готовили праздничную одежду для всей семьи.
- «Хозяин заканчивал работу в поле, а по окончании — убирал, наводил порядок во дворе, в сарае, кладовке, в дровяном сарае, в сарае для телег — везде».
Вечером начинали готовить тесто для куличей и других обрядовых изделий.
ЧЕТВЕРГ
- Этот день имеет разные названия в регионах Украины: Страстной, Чистый, «Живний», Светлый, Великий.
Этнографы отмечают, что до чистого четверга люди пытались закончить с тяжелым трудом в поле (огороде), с побелкой дома, стиркой, «потому что говорили, что с четверга «свята надходять».
- «К полудню в чистый четверг заканчивают все тяжелые работы в доме и на улице. Хозяйки утром заканчивают белить (маститы) дом снаружи, вымазывают завалинку желтой глинкой, подводят красной, а стены — белой», — находим запись в работе Степана Килимника.
Люди верили, что в четверг перед Пасхой вода обладает магической силой. Поэтому перед восходом солнца матери купали маленьких детей, чтобы были здоровы, чтобы отмыть и заворожить болезнь и смерть.
- «Наиболее целебной считалась непочатая вода, набранная до восхода солнца из трех колодцев. Желательно было умыться ею до наступления рассвета. Когда выходили утром к реке или ручью, то становились по течению, мыли руки и ноги, омывали лицо, а затем вытирались рушником», — рассказывает об обычае, существовавшем на Подолье, фольклорист Людмила Иванникова.
После полудня хозяйка работала в доме и сенях: развешивала рушники на стенах, закладывала их за иконы, украшали цветами, расписывала трубу, а в некоторых местностях и стены.
Также в четверг заканчивали писать писанки и начинали печь бабы — желтые сдобные «паски». Интересно, что в течение всего поста каждый четверг хозяйка или хозяин откладывали на чердак по одному полену. А в Чистый четверг именно эти дрова клали в печь вместе с веткой прошлогодней освященной вербы и поджигали живым огнем, чтобы испечь первую «паску».
Бабы выпекали в специальных формах. Степан Килимник рассказывает, что раньше «паски» могли достигать одного метра в в высоту. В тесто клали 60-120 желтков, масло, сахар, ароматы разные, лили ром. Месили и «выбивали» его два-три часа.
- «Старые бабушки [...] объясняли мне: бабы желтые — это солнцу, белые „паски“ — это покойникам, а черные — хозяевам, вообще людям. Другие давали такое объяснение: желтые бабы — небу, солнцу; белые пахучие, сдобные — воздуху, чтобы не приносило бедствия и смерти, а черные, с корнями и ароматами, — плодородной земле», — рассказывает этнограф.
Он отмечает, что желтые бабы выпекались в четверг, белые «паски» — в пятницу, а черные — в субботу. Когда тесто всходит — в доме должна быть полная тишина. Поэтому из дома всех выгоняли, оставалась только хозяйка и маленькие дети, которым строго приказывали не разговаривать и к бабкам не заглядывать.
- «Паску» в некоторых регионах украшали так же, как каравай. И бесконечником, и листочками, и птичками. Чего точно не было — не покрывали ее глазурью и посыпками цветными», — отмечает этнограф Галина Олейник.
Она также рассказывает, что на Гуцульщине существовали две отдельные праздничные выпечки — бабки и «паски». «Паска» была несладкая и делалась из 5-6 яиц, а бабка была сдобная: ее делали из 15-30 яиц и с изюмом.
- Степан Килимник справедливо замечает, что выпекание сдобных «пасок» — это продукт более позднего времени, «потому что в древности не было ни муки мелкого помола, ни всех тех ароматов, ни тех разнообразных рецептов к печенью ...».
А вот на Черниговщине и Полтавщине делали творожную «паску».
- «Для этого изготавливали специальные формы, которые хорошо вырезали. Затем делали массу из творога, в которую клали много яиц, сахар и изюм. Ее клали в форму и зажимали. Этот сыр всю ночь выстаивался и закручивался еще сильнее. На праздник „паска“ была готова к употреблению — ее не выпекали», — рассказывает Галина Олейник.
В Чистый четверг также готовили соль на пасхальный стол. В зависимости от региона, ее или вываривали или выжигали в печи. Эту соль святили в воскресенье, а затем хранили. По свидетельству этнографов, четверговая соль считалась одним из самых сильных защитных оберегов.
Вечером люди шли в церковь послушать о Страстях Господних. Вообще Чистый четверг — это один из самых скорбных дней для христиан. Ведь, по Библии, это день распятия и мук Христа.
На эту вечернюю литургию хозяин с хозяйкой раньше готовили свечи — троицу.
- Для этого разогревали воск, хозяйка держала фитиль, а хозяин руками скачивал свечу. Для троицы выбирали три крупнейшие и самые длинные свечи. Затем их украшали сухим зельем, освященным на Маковея, Купала или Троицу, и с ними хозяин стоял в церкви в четверг, потом во время выноса Плащаницы и на Пасхальной утрени.
Возвращаясь из церкви, «страстную» свечу пытались донести домой так, чтобы она не погасла. Ее пламенем выжигали крест на балке(над входной дверью или на воротах), чтобы «лиха нечисть хату минала». Эту свечу также зажигали перед образами, когда на жителей дома нападал страх, и молились.
Вечером семья садилась к торжественному ужину. В прошлом «страсная вечеря» была подобна «святій вечері». Степан Килимник, на основе рассказов старожилов, отмечает, что среди традиционных блюд на страстной вечере были: кутья с медом и маком, компот, вареники с сушеными сливами, вишнями-черешней, капустник, рыба. Он отмечает, что старые женщины и женщины, у которых умерли дети, постились целиком, то есть ничего не брали в рот, от страстной вечери до разговения.
Эта вечеря, как и зажигание очистных огней, может быть связана с почитанием умерших. В некоторых регионах верили, что покойники в Чистый четверг празднуют свою Пасху («Навський Великдень»). Подробнее об этих верованиях мы писали выше, рассматривая происхождение названия «Живний тиждень».
ПЯТНИЦА
Пятница перед Пасхой называется Страстной и делится на две части: до выноса Плащаницы из алтаря на середину церкви и после него.
В этот день замолкали колокола, лишь в некоторых местностях существовали «клепала» — били в деревянную или железную доску вместо колоколов.
В доме говорили тихо, нельзя было ссориться, упрекать кого-то, петь и играть музыку.
- «Никто, кроме малых детей, не ел до Плащаницы. Особого и обеда не было в этот день. Тяжелый труд в хозяйстве и доме закончен был еще в четверг», — пишет Степан Килимник.
Хозяйка могла только выпекать белые «паски» и готовить к Пасхе. Хозяин (до Плашаницы) продолжал наводить порядок в хозяйстве, на пасеке и саду.
Под вечер все шли в церковь «на Плащаницу», слушали «Плач Богородицы» и Евангелие. По возвращении домой немного подкреплялись и возвращалась к работе. Но уже нельзя было шить, белить, стирать, рубить или тесать.
СУББОТА
Великая суббота завершала Страстную неделю. Люди жили уже предчувствием большой радости.
Хозяйка в этот день хлопотала по хозяйству:
- пекла черные «паски» («паляниці»);
- запекала писанки;
- пекла поросенка, колбасы, ветчину;
- красила крашанки (чаще всего это делал хозяин, а если он занят, то красила хозяйка);
- вместе с хозяином делала свечи «до паски» и на стол;
- готовила праздничную одежду для семьи;
- укладывала все для освящения («дору» в древности, сейчас — пасхальную корзину).
Кроме того, если в четверг не удались желтые «паски», то их повторно выпекали в субботу.
Степан Килимник пишет, что святили в древности следующее: «паски», из ржаного хлеба горбушку, очищенные яйца по количеству членов семьи, крашанки и писанки, творожную «паску», масло, сало, колбасу, поросенка, ветчину, «поребрину», пшено, соль, хрен, нож и иглу.
Вечером зажигали лампадку и свечу в доме. Спать взрослым в эту ночь нельзя было. Молодежь шла в церковь на торжественную Литургию, после которой объявляют благую весть о Христовом Воскресении: «Христос воскрес — Воистину воскрес!».
Статья подготовлена по материалам:
1) Воропай О. «Звичаї нашого народу» (Т.1);
2) Килимник С. «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» (Т.3);
3) Онацкий Е. «Українська мала енциклопедія» (Т.1-2);
4) Скуратовский В. «Дідух».