Уже в это воскресенье православные христиане Украины будут праздновать один из крупнейших праздников годового цикла — Пасха, Светлое Христово Воскресения.

Ранее мы рассказывали о происхождении названия праздника и основных его обычаях в статье «Пасхальные традиции в Украине». Также в нашем блоге в прошлом году вышла статья о крашанках, писанках, дряпанках и малеванках — «Роспись пасхальных яиц — техники, символика цвета и идеи декора».

А в сегодняшней статье предлагаем рассмотреть подробнее основные обычаи наших предков накануне праздника.

Какое происхождение имеют названия недели?

Страсная неделя: как украинцы готовились к Пасхе? - Learning.ua

Последняя неделя перед Пасхой в украинской традиции имела несколько названий — «Білий, Чистий, Жильний, Вербний тиждень» или Страстная неделя. В Галичине — «Вербний тиждень» или «Шутковий тиждень». Как возникли эти названия?

Одно из самых распространенных названий — «Чистий тиждень».

Второе по распространенности название — «Білий тиждень». Скорее всего, это название является синонимическим к названию «Чистий тиждень» и связано с символикой белого цвета, который считался цветом чистоты, святости.

Некоторые исследователи отмечают, что в течение последней недели Великого поста украинцы белили дома, поэтому это могло обусловить название недели.

Интересно, что названия отдельных дней недели перед Пасхой (в частности, Чистый, „Живний“ четвер») переносились на название целой недели. Это также касается и названия «Вербний тиждень», которое, по мнению некоторых исследователей, происходит от воскресенья (Вербное воскресенье), после которого начиналась Страстная неделя.

В Православной Церкви эту неделю называют Страстной, потому что в это время Церковь вспоминает Страсти Христовы. Слово «страсти» в переводе со старославянского означает «муки», «страдания».

Сведений о названии «Жильний (Живний) тиждень» мы нашли наименьшее количество. Есть свидетельства, что эти региональные названия ранее касались четверга накануне Пасхи.

Похожую мысль находим и в статье фольклориста Людмилы Герус:

С этим представлениям связывают и обычай разжигать костры в Чистый четверг. Так, Степан Килимник рассказывает, что в древности (и даже еще в XVI-XVII веке) молодежь в ночь Великого четверга раскладывала огни, которые, согласно верованиям, очищали местность, людей и освещали дорогу умершим. Для этих огней добывали живой огонь (который получали от трения сухой древесины о древесину). Раскладывали костры на возвышенных местах, так чтобы зарево охватило как можно более широкую местность.

Поэтому делаем предположение, что название «Жильний (Живний) тиждень» связано с первоначальными верованиями (культ предков, огня).

Как украинцы в древности готовились к празднику?

Каждый день Страстной недели имел свое предназначение. Дела распределяли так, чтобы до четверга основные работы в поле и огороде были закончены.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Этнографы отмечают, что в этот день в Украине (особенно на Западной Украине) мать с дочерьми «очищали водой» дом. Еще до восхода солнца они начинали белить потолок, стены, печь, смазывали желтой глиной пол, а красной — обводили вокруг.

Также мыли окна, стол, скамейки, полки для посуды, балки. После обеда шли на огород, чтобы к Чистому четвергу посеять все семена и упорядочить грядки.

ВТОРНИК

В этот день украинские хозяйки стирали и работали на огороде.

Хозяин, по словам этнографа, в этот день работал в поле, а когда было время — готовил сухие дрова «під паску», убирал конюшни, загоны для скота и хлева.

Уже со вторника хозяйки отбирали яйца для покраски. Девчата начинали писать писанки (если не было в семье девушек, писала сама хозяйка).

СРЕДА

Обычно в этот день хозяйки заканчивали работу предыдущих двух дней: посадку огорода, побелку дома, стирку и т. п. Также со среды готовили праздничную одежду для всей семьи.

Вечером начинали готовить тесто для куличей и других обрядовых изделий.

ЧЕТВЕРГ

Страсная неделя: как украинцы готовились к Пасхе? - Learning.ua

Этнографы отмечают, что до чистого четверга люди пытались закончить с тяжелым трудом в поле (огороде), с побелкой дома, стиркой, «потому что говорили, что с четверга «свята надходять».

Люди верили, что в четверг перед Пасхой вода обладает магической силой. Поэтому перед восходом солнца матери купали маленьких детей, чтобы были здоровы, чтобы отмыть и заворожить болезнь и смерть.

После полудня хозяйка работала в доме и сенях: развешивала рушники на стенах, закладывала их за иконы, украшали цветами, расписывала трубу, а в некоторых местностях и стены.

Также в четверг заканчивали писать писанки и начинали печь бабы — желтые сдобные «паски». Интересно, что в течение всего поста каждый четверг хозяйка или хозяин откладывали на чердак по одному полену. А в Чистый четверг именно эти дрова клали в печь вместе с веткой прошлогодней освященной вербы и поджигали живым огнем, чтобы испечь первую «паску».

Бабы выпекали в специальных формах. Степан Килимник рассказывает, что раньше «паски» могли достигать одного метра в в высоту. В тесто клали 60-120 желтков, масло, сахар, ароматы разные, лили ром. Месили и «выбивали» его два-три часа.

Он отмечает, что желтые бабы выпекались в четверг, белые «паски» — в пятницу, а черные — в субботу. Когда тесто всходит — в доме должна быть полная тишина. Поэтому из дома всех выгоняли, оставалась только хозяйка и маленькие дети, которым строго приказывали не разговаривать и к бабкам не заглядывать.

Она также рассказывает, что на Гуцульщине существовали две отдельные праздничные выпечки — бабки и «паски». «Паска» была несладкая и делалась из 5-6 яиц, а бабка была сдобная: ее делали из 15-30 яиц и с изюмом.

А вот на Черниговщине и Полтавщине делали творожную «паску».

В Чистый четверг также готовили соль на пасхальный стол. В зависимости от региона, ее или вываривали или выжигали в печи. Эту соль святили в воскресенье, а затем хранили. По свидетельству этнографов, четверговая соль считалась одним из самых сильных защитных оберегов.

Вечером люди шли в церковь послушать о Страстях Господних. Вообще Чистый четверг — это один из самых скорбных дней для христиан. Ведь, по Библии, это день распятия и мук Христа.

На эту вечернюю литургию хозяин с хозяйкой раньше готовили свечи — троицу.

Возвращаясь из церкви, «страстную» свечу пытались донести домой так, чтобы она не погасла. Ее пламенем выжигали крест на балке(над входной дверью или на воротах), чтобы «лиха нечисть хату минала». Эту свечу также зажигали перед образами, когда на жителей дома нападал страх, и молились.

Вечером семья садилась к торжественному ужину. В прошлом «страсная вечеря» была подобна «святій вечері». Степан Килимник, на основе рассказов старожилов, отмечает, что среди традиционных блюд на страстной вечере были: кутья с медом и маком, компот, вареники с сушеными сливами, вишнями-черешней, капустник, рыба. Он отмечает, что старые женщины и женщины, у которых умерли дети, постились целиком, то есть ничего не брали в рот, от страстной вечери до разговения.

Эта вечеря, как и зажигание очистных огней, может быть связана с почитанием умерших. В некоторых регионах верили, что покойники в Чистый четверг празднуют свою Пасху («Навський Великдень»). Подробнее об этих верованиях мы писали выше, рассматривая происхождение названия «Живний тиждень».

ПЯТНИЦА

Пятница перед Пасхой называется Страстной и делится на две части: до выноса Плащаницы из алтаря на середину церкви и после него.

В этот день замолкали колокола, лишь в некоторых местностях существовали «клепала» — били в деревянную или железную доску вместо колоколов.

В доме говорили тихо, нельзя было ссориться, упрекать кого-то, петь и играть музыку.

Хозяйка могла только выпекать белые «паски» и готовить к Пасхе. Хозяин (до Плашаницы) продолжал наводить порядок в хозяйстве, на пасеке и саду.

Под вечер все шли в церковь «на Плащаницу», слушали «Плач Богородицы» и Евангелие. По возвращении домой немного подкреплялись и возвращалась к работе. Но уже нельзя было шить, белить, стирать, рубить или тесать.

СУББОТА

Страсная неделя: как украинцы готовились к Пасхе? - Learning.ua

Великая суббота завершала Страстную неделю. Люди жили уже предчувствием большой радости.

Хозяйка в этот день хлопотала по хозяйству:

Кроме того, если в четверг не удались желтые «паски», то их повторно выпекали в субботу.

Степан Килимник пишет, что святили в древности следующее: «паски», из ржаного хлеба горбушку, очищенные яйца по количеству членов семьи, крашанки и писанки, творожную «паску», масло, сало, колбасу, поросенка, ветчину, «поребрину», пшено, соль, хрен, нож и иглу.

Вечером зажигали лампадку и свечу в доме. Спать взрослым в эту ночь нельзя было. Молодежь шла в церковь на торжественную Литургию, после которой объявляют благую весть о Христовом Воскресении: «Христос воскрес — Воистину воскрес!».

Статья подготовлена ​​по материалам:
1) Воропай О. «Звичаї нашого народу» (Т.1);
2) Килимник С. «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» (Т.3);
3) Онацкий Е. «Українська мала енциклопедія» (Т.1-2);
4) Скуратовский В. «Дідух».