Саморегуляция — это умение определять свои эмоции и корректировать поведение в зависимости от ситуации. Сложно переоценить важность этого навыка и его влияние на различные сферы нашей жизни. Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы для развития навыка саморегуляции детей 3-6 лет от специалистов в области психологии и педагогики — команды UNICEF Ukraine, Всеукраинского фонда «Крок за кроком» и известного украинского психолога Светланы Ройз.
- Другие их рекомендации по развитию навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО».
Как развить навык саморегуляции дошкольника?
По словам разработчиков, регулировать свои реакции ребенок сможет ближе к 7 годам, когда его действия и поведение станут более осознанными и управляемыми. А до этого возраста большой вклад в развитие навыка саморегуляции делают родители и педагоги.
Приводим 10 ПОСТЕПЕННЫХ ШАГОВ (ступеней) на пути к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ЗНАЕТ И СОБЛЮДАЕТ РЕЖИМ ДНЯ
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Как вы думаете, ориентируется ли мой ребенок в том, что его ожидает в течение дня?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, о том, какой хороший «помощник» (расписание дня) у вас был в детстве и как он вам помогал. Потому что когда вы просыпались утром, то иногда забывали чистить зубы. Однако затем вам начал напоминать об этом «помощник».
Задание:
Составьте вместе с ребенком режим дня, обозначая последовательность режимных моментов символами, понятными ребенку.
2 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ОЧЕРЕДИ: может подождать, когда это важно (в кафе, во время игры и т.д.)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
Ребенку трудно соблюсти очереди на качели, когда мы гуляем. Как научить его этому?
Идеи для разговора:
1) Расскажите ребенку историю, как вы не могли найти игрушку, но хотели получить ее здесь и сейчас. Вы пожаловались маме. Она присела, посмотрела вам в глаза и пообещала помочь, когда домоет посуду. Вы дождались маму и вместе быстро нашли игрушку.
2) Спросите у ребенка, есть ли польза от терпения и настойчивости в повседневной жизни? Когда они нам нужны?
3) Обсудите с ребенком, что нам помогает сдерживаться.
Игры и советы:
1) Полезными будут игры в прятки или в молчанку, которые помогают тренировать терпение.
2) Дети склонны к подражанию, поэтому, стоя в очереди, старайтесь не нервничать. Во время ожидания можно поиграть в игру (например, ассоциации). Время пролетит незаметно, а ребенок поймет, что терпение — действенный способ получить желаемое.
3 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, САМ СОЗДАЕТ ПРОСТОЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Ребенок пытается делать что-то последовательно, но быстро отвлекается и путается, сердится на себя. Как ему помочь?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку, как вы в детстве заинтересовались тем, что готовит мама на кухне, и тоже захотели сварить кашу. В ролевой игре вместе повторите алгоритм приготовления каши.
Интересные игры и упражнения:
1) «Напоминалки»: например, от стола к мойке может вести зеленая стрелка, которая напоминает убрать посуду после обеда. В ванне можно прикрепить рисунок с улыбающимся ртом, в который малыш ежедневно дорисовывает зуб после чистки.
2) Игра «Робот»: ребенок превращается в инженера, который программирует работа для выполнения определенного действия. Он должен назвать последовательность шагов, которые необходимо выполнить работу (например, чтобы идти вперед, поднять правую ногу, согнуть колено и т.д.).
3) Игра «Одень куклу»: ребенок раскладывает одежду в порядке одевания. Можно в шутку провоцировать сначала положить шубу, потом — белье.
4 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК СОБЛЮДАЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ, РЕАГИРУЕТ НА «СТОП»
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Может ли мой ребенок остановиться во время игры, когда это важно?
- Всегда ли он соблюдает правила?
- Что помогает научиться их соблюдать?
- Что мне делать, когда ребенку не удается соблюдать правила?
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку об игре «Фигура, замри». Акцентируйте внимание детей на том, как все старались придерживаться правил и после слова «замри» не двигались. Предложите поиграть в такую игру.
Интересные игры и упражнения:
Игра «Светофор». Один из родителей — светофор, а ребенок — машина. Все перемещаются по комнате, когда горит зеленый. Если же светофор говорит «красный», машины останавливаются. Можно поменяться с ребенком ролями.
- С помощью такой игры ребенок узнает о важных правилах и получает опыт «остановись, когда это важно». Так можно начать разговор о правилах дорожного движения и важность слова «стоп».
5 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ЗАВЕРШАЕТ ЗАНЯТИЯ (убирает за собой)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Удается ли моему ребенку самостоятельно убирать за собой?
- Какими словами вы поощряете такую самостоятельность/умение?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку, как вы любили лепить из теста (мастерить), как вам всегда удавалось все быстро и самостоятельно убрать, как вы гордились этим, как вас хвалили родители: «Ты так хорошо убрал! Очень быстро и аккуратно!».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Превращение в подъемный кран». Прикоснитесь к ребенку «волшебной палочкой», которая превратит его в подъемный кран или самосвал. Ребенок может поднять и переместить игрушку к месту хранения (ящик). Каждый раз, завершая действие, хлопайте в ладоши и кричите: «Ура!».
2) Разделите большие для ребенка задачи на маленькие шаги. Спрашивайте у ребенка, с чего он начнет.
6 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ПОНИМАЕТ И МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Понимает ли ребенок правила группы?
- Удается ли ему придерживаться этих правил?
- Что помогает ему в этом?
Идеи для разговора:
Расскажите, как посещали садик, где вам с детьми часто хотелось бегать. Воспитательница поднимала руку вверх и напоминала о правиле: двигаться группой спокойно. А чтобы мы не забывали о правилах, на стене были картинки-напоминания.
Игры и советы:
1) Когда поведение ребенка кажется непродуктивным, психологи советуют выполнить такой алгоритм действий:
- проанализировать поведение ребенка и предположить, какая потребность ребенка его обусловила;
- назвать эмоцию/потребность ребенка;
- предложить действие, которое изменит поведение.
2) Игра в щенков, которые достают что-то со стола, царапают пол, повизгивают. Кто-то из родителей должен подойти к «щенку», прижать, объяснить, что так делать нельзя, и установить правила, которые помогут изменить поведение.
7 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК НАПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ И ЭМОЦИИ В ДРУГОЕ РУСЛО С ПОМОЩЬЮ КОГО-ТО (просит о помощи)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Когда ребенок расстроен, удается ли ему самому переключиться на что-то другое?
- Как мы, взрослые, можем помочь в этом?
Идеи для разговора:
Расскажите, как взрослые просят о помощи друг в друга. Подчеркните: просить о помощи — сила, а не слабость.
Игры и советы:
1) Игра «Канатоходец». Разложите на полу яркую веревку. Ребенок ходит по ней, балансируя. При необходимости поддерживаем ребенка и рассказываем о важности «страховки».
2) Используйте игрушки, которые говорят «Помоги мне, пожалуйста».
3) Читая книгу или во время просмотра мультфильма, обращайте внимание на то, как герои просят о помощи и кто им помогает.
4) Говорите ребенку, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь.
5) Следите за словами: не «иду пожалеть», а «подойди, посочувствую».
8 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ВЫРАЖАЕТ ГНЕВ (И ДРУГИЕ ЧУВСТВА) С ПОМОЩЬЮ СЛОВ
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Может ли ребенок объяснить свой гнев, грусть, злость? Какими словами?
- Что помогает ему объяснить причину его гнева?
Идеи для разговора:
Можно рассказать, как вы когда-то не получили желаемой роли героя в сказке. Вспомните, как трудно было сказать, что вы обижены, и выразить свою обиду помогла воспитательница, спросив: «Ты сейчас расстроен? Ты сердишься? Что тебя расстроило?». И вы ответили: «Я злюсь, потому что мне не досталась роль».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Барометр эмоций»: большой палец вверх — радость, вниз — грусть, в сторону — злость. Задаем вопрос «Как ты себя чувствуешь?». Ребенок показывает жест, а затем озвучивает эмоцию.
2) Нарисуйте эмоции на карточках. Проживая определенную эмоцию, ребенок берет соответствующую карточку и рассказывает, что чувствует (можем показать сами).
9 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ЕСЛИ ЭТО НУЖНО
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Как побудитьребенка объяснять свое поведение?
Идеи для разговора:
Расскажите, как однажды у вас сломалась машинка (кукла) и как вы расстроились. Затем вы обратились к дедушке за помощью и вместе починили игрушку. Тогда дедушка сказал вам, что вы всегда можете обратиться за помощью, когда это нужно.
Интересные игры и упражнения:
1) Обыграйте вместе с ребенком ситуации, в которых он говорит «потому что». Например, «я улыбаюсь, потому что ...».
2) Играем в волшебника, который знает все об эмоциях (может показать эмоцию, рассказать о ней). Ребенок может «превращать» вас на различные эмоции, а вы предложите ребенку рассказать об этой эмоции. В конце скажите, что каждый из нас может быть волшебником, превращая эмоции.
10 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ЗНАЕТ И ИСПОЛЬЗУЕТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ
- Копинг-стратегия (от англ. «coping» — преодолевать) — это способ преодоления стрессовой ситуации.
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Когда ребенок гневается (расстроен и т.д.), что помогает ему успокоиться?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку, что в детстве вам было трудно сдерживать гнев. Мама открыла вам тайну о том, как с этим справиться. Она подготовила «волшебную коробку» с газетами, бумагой и карандашами, сказав: «Когда хочется все разрушать, открой ее и кромсай газеты вволю». После этого я чувствовал себя очень хорошо.
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Нарисуй свое состояние». Вы называете эмоциональное состояние («я злюсь»), а ребенок рисует, на что это похоже. Это может быть не рисунок, а просто штриховки.
2) Сделайте «объявления» с наклейками, которые показывают, что можно делать для успокоения (выпить воды, попросить обнять, глубоко подышать).
3) Придумайте «стишки-заговоры» от обиды, злости, грусти и т. п.
Желаем успехов на пути освоения этого важного навыка!
- Советуем также ознакомиться с нашей статьей «Игры и советы для развития эмоциональной компетентности дошкольника».