5/5

Как будут оценивать учеников 1-4 классов?

10160

13 июля 2021 года Министерство образования и науки (МОН) утвердило методические рекомендации по оцениванию результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения.

  • С полным текстом приказа можно ознакомиться по ссылке на сайте МОН.

А в сегодняшней статье мы решили опубликовать важнейшие тезисы документа.

На что направлено оценивание учеников?

Как будут оценивать учеников 1-4 классов? - Learning.ua

МОН рекомендует рассматривать оценивание как процесс получения данных о состоянии сформированности результатов обучения учащихся, анализ полученных данных и формулирование на его основе суждений об объекте, который оценивают. Объектами оценивания являются результаты обучения ученика/ученицы, в том числе процесс их достижения им/ею.

Оценивание целесообразно осуществлять в целях:

  • создания благоприятных условий для развития талантов и способностей каждого ученика/ученицы;
  • формирования у него/нее компетенций и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и потребностями;
  • определения степени качества образовательного процесса и путей повышения его эффективности.

Согласно Государственному стандарту начального образования, получение данных, их анализ и формулирование суждений о результатах обучения учащихся осуществляют в процессе:

  • формировочного оценивания, цель которого — отслеживание личностного развития учащихся и освоения учебного опыта;
  • итогового оценивания, цель которого — соотнести учебные достижения учащихся с обязательными/ожидаемыми результатами обучения, определенными Госстандартом или образовательной программой.

Характерным признаком оцениваныя является равноправное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на формирование субъектной позиции ученика/ученицы через активное привлечение его/ее к самооцениванию/взаимооцениванию и принятие решений по дальнейшей учебной деятельности.

Какие результаты обучения будут оценивать?

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 Закона Украины «Про освіту» результаты обучения — это знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, измерить и оценить и которые ребенок способен продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1-4 классов, МОН рекомендует выделять:

  • объективные результаты обучения — знания о предметах и ​​явлениях окружающего мира, взаимосвязях и отношениях между ними, умения и навыки оперировать знаниями, умение применять накопленный опыт учебных действий, опыт творческой деятельности, что отражено в обязательных/ожидаемых результатах обучения, обозначенных в образовательной программе учреждения общего среднего образования;
  • личностные достижения ученика/ученицы, которые ребенок обнаруживает в процессе достижения результата обучения (активность, инициативность, исполнительность, настойчивость, коммуникабельность, способность сотрудничать, самостоятельность, ответственность, ценностные отношения).

Как изменятся оценки?

Как будут оценивать учеников 1-4 классов? - Learning.ua

  • МОН предлагает определять оценку как показатель учебно-познавательной деятельности учащихся.

На замену обобщенной балльной оценке учебных достижений учащихся по предмету или курсу предложено использовать вербальную оценку отдельных результатов обучения учащихся, которая кроме оценочного суждения о достижении может еще называть и уровень результата обучения.

Для унификации терминов и удобства их использования в практической деятельности МОН предлагает оценочное суждение называть вербальной оценкой, а оценочное суждение с указанием уровня результата — уровневой оценкой.

  • Заметим, что вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно.

Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами:

  • П — «начальный»;
  • С — «средний»;
  • Д — «достаточный»;
  • В — «высокий».

Для его определения МОН предлагает использовать Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования (приложение 1). Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания.

  • Посмотреть приложение можно по прикрепленной ссылке.

Результаты оценивания личностных достижений учащихся в 1-4 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой, объективных результатов обучения в 1-2 классах — вербальной оценкой, в 3-4 классах — или вербальной, или уровневой оценкой по выбору учебного заведения на основании решения его педагогического совета .

Как правильно формулировать оценочные суждения?

Основой для формулирования оценочных суждений МОН предлагает считать Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения (ссылку приводили выше) и ожидаемые результаты, указанные в образовательной программе.

Учитель предлагается соотносить результат выполненного задания с описанием характеристики результатов обучения, конкретизировать его в соответствии с содержанием задания, предусмотренного для достижения ожидаемого результата, и озвучить/записать оценочное суждение.

  • К примеру, в Ориентировочной рамке указано: определяет способ преодоления выявленного затруднения по предоставленным ориентирам. На его основе учитель формулирует суждение: «Ты правильно выбрал памятку для объяснения способа вычисления, вместе с тем соблюдай последовательность действий».

В оценочном суждении учитель должен раскрыть прогресс учеников и дать советы по преодолению трудностей (при их наличии) в достижении ожидаемых результатов обучения. Оценочное суждение, как правило, выражает не только эмоциональное восприятие результата работы ученика, его прогресс (типа «Молодец!», «Здорово!»), а раскрывает суть достигнутого учеником результата в соответствии с конкретными ожиданиями.

  • Например, «Глаголы в тексте определено правильно, однако проверь написание слов в строке ...», "Спасибо за усердие, ход решения задачи выбран правильно, повтори способы вычислений в № 102 на с.34 «и т.д.).

МОН призывает педагогов не допускать формулировки оценочных суждений, которые унижают достоинство ребенка.

Кому можно сообщать оценку ученика/ученицы?

Как будут оценивать учеников 1-4 классов? - Learning.ua

В рекомендациях отмечается, что оценка является конфиденциальной информацией, доступной только для ученика/ученицы и его/ее родителей (или лиц, их заменяющих).

Информирование родителей о результатах обучения может происходить во время индивидуальных встреч, путем записей оценочных суждений в рабочих тетрадях ученика/ученицы, других носителях обратной связи с родителями (бумажных/электронных дневниках учащихся и т.д.), фиксации результатов обучения в свидетельствах достижений ученика/ученицы. Учитель может самостоятельно выбрать и согласовать с родителями учеников форму обратной связи.

Примерные образцы свидетельств учащихся можно просмотреть и скачать по прикрепленной ссылке:

В свидетельстве достижений ученика предлагается предоставлять развернутую характеристику результатов обучения ученика/ученицы, полученных в течение учебного года. Оба примерные образцы свидетельств достижений содержат следующие части: «Характеристика учебной деятельности», «Характеристика результатов обучения по отдельным образовательным областям», «Рекомендации учителя», «Пожелания родителей».

  • Заметим, что примерные образцы свидетельств учащихся могут быть дополненными с учетом особенностей образовательной программы учреждения общего среднего образования.

МОН сообщает, что новые методические рекомендации по вопросам оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов имеют рекомендательный характер. В соответствии со статьей 54 Закона Украины «Про освіту» относительно академической свободы педагогических работников заведение общего среднего образования может разработать собственную систему оценивания результатов обучения учащихся, соблюдая следующие ее ключевые показатели:

  • система оценки позволяет реализовать принцип ребенкоцентризма в оценочной деятельности, который предусматривает открытие ученику/ученице перспектив постоянного развития в соответствии с собственными возможностями по освоению учебного опыта;
  • система оценки не должна приводить к распределению учеников на группы по индивидуальным учебным возможностям;
  • система оценки должна соответствовать концептуальным основам Новой украинской школы и способствовать достижению обязательных результатов обучения ученика, определенных в Государственном стандарте начального образования.
Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
Джерела для вивчення історії України: Цифрові ресурси для ...

Джерела для вивчення історії України: Цифрові ресурси для ...

03 Листопада 2025
Історію України сьогодні можна вивчати онлайн завдяки якісним цифровим платформам. У статті зібрано три найкращі ...
Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

22 Жовтня 2025
Вирізання гарбуза на Гелловін — це не лише святкова традиція, а й чудова можливість провести час разом із дитиною. ...
Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

16 Жовтня 2025
Дізнайтеся, коли школярі відпочиватимуть у 2025–2026 навчальному році. У статті зібрано рекомендовані періоди ...
Подпишитесь на наши новости