Трудно переоценить роль органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) в нашей жизни. С помощью сенсорных ощущений ребенок узнает о собственном теле и окружающем мире. Однако, психологи и педагоги отмечают, что современные дети часто не получают необходимого количества стимулов, которые могут обеспечить
развитие и психическое здоровье.
Поэтому очень важно создавать среду, которая дает возможность контактировать с различными предметами, изучать их, экспериментировать с ними: рассматривать брать в руки, чувствовать их на ощупь, вкус и т.д. Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы для развития сенсорных навыков детей 3-6 лет от специалистов в области психологии и педагогики — команды UNICEF Ukraine, Всеукраинского фонда «Крок за кроком» и известного украинского психолога Светланы Ройз.
- Другие их рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО».
Как развить навык сенсорного развития дошкольника?
Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) на пути к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — Ребенок проявляет интерес к новому (предметам, объектам природы, людям, самому себе)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Как реагируют дети, когда вы им рассказываете что-то новое?
- Как вы узнаете, что ребенку это интересно?
- Как лучше вызвать и поддерживать интерес ребенка к чему-то новому?
- Интересуется ли мой ребенок чем-то новым?
- Стремится ли что-то исследовать?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например: «В детстве я любил бегать под дождем и смотреть на небо, пытаясь понять, откуда он падает. Как-то мы с папой вместе бегали под дождем, а потом он рассказал мне очень интересную историю...».
Игры:
Вместе прикладывайте ладонь к различным поверхностям: стола, батареи, ткани и т.д., чтобы ребенок почувствовал на ощупь различные материалы.
- Задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «На что похоже это прикосновение?» (Называйте различные состояния или эмоции).
2 СТУПЕНЬ — Ребенок различает звуки живой и неживой природы (голоса родителей, голоса птиц, шум машин, дождя, высокие и низкие звуки)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Мой ребенок не боится громких звуков?
- Как лучше развивать у ребенка навык различения звуков?
Идеи для разговора:
Расскажите свою историю. Например, как вы были на реке и слушали пение птиц, журчание воды, а где-то далеко было слышно шум машин и другие звуки.
Игры:
- «Отгадай звук с закрытыми глазами». Подготовьте материалы, которые создают шумы (шорох смятой бумаги, переливание воды, шум дождя, пение птиц (аудиозапись)).
- Простучите ложкой по чашке ритм любимой песни.
- Используйте в речи больше прилагательных для описания звучания (громкий, тихий, звонкий), глаголов (шуршит, шепчет) и др.
- «Перевоплощение». Попробуйте вместе с ребенком превратиться в различных животных и явления природы, произнося соответствующие звуки.
3 СТУПЕНЬ — Ребенок различает предметы (по цвету, форме, размеру), жидкость по температуре (холодный, теплый, горячий) и по вкусу
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Какая игра поможет ребенку научиться различать предметы по цвету, форме, размеру или жидкости по температуре и вкусу?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, о том, как вы с бабушкой играли в игру «Угадай вкус», по очереди пробуя вслепую яблоки, сливы, мороженое, варенье и др.
Игры:
- Игра «Угадай вкус».
- Игра «Прикоснись к ...». Называете какое-то свойство (пушистый, гладкий, круглый, квадратный, холодный, теплый и т.д.), а ребенок ищет вокруг предметы с таким же свойством.
- Пробуйте провести опыты с ребенком. Например, выясните, в какой воде — холодной или теплой — скорее растворится сахар?
- Игра «Дождик на ладошках» (учит различать интенсивность прикосновений). Ребенок с закрытыми глазами протягивает ладони, а взрослый касается их пальцами, изображая дождик (чередует слабый дождик и ливень и т.д.).
4 СТУПЕНЬ — Ребенок чувствует свое тело и управляет им
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Насколько координированными являются движения моего ребенка?
- Может ли он сохранять одну позу, когда слушает вас?
- Что бы вы посоветовали для улучшения координации движений?
Идеи для разговора:
Расскажите свою историю. Например, как вы учились раскачиваться на качелях. Сначала просили взрослых покачать, но потом почувствовали, как это можно делать самостоятельно.
Игры:
- Шагайте с ребенком по бордюру (мысленном мостике).
- Сделайте из подушек туннель и попробуйте проползти по нему.
- Удерживайте на голове книгу.
5 СТУПЕНЬ — Ребенок различает предметы по массе (полный, пустой, легкий, тяжелый и т.д.)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Что помогает детям понять, что такое «легкий», «тяжелый» и т.д.?
- Какую игру можно провести дома?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например: «В детстве мы с дедушкой собрали полное ведро яблок, и я не смогла его поднять. Дедушка сказал: „Деткам не следует поднимать тяжелое“. Он дал мне маленькое ведерко, которое я охотно наполнила яблоками и затем высыпала в ящик».
Игры:
1) Фокус с емкостью с водой. Вы накрываете емкость, а ребенок отгадывает пустая она или наполнена.
2) Исследования:
- Спросите ребенка: «Как ты думаешь, что легче — перышко или подушка?» (Покажите их). Или «Слон или муравей?».
- Предложите ребенку сравнить вес двух книг, одинаковых по формату, но разных по весу (или сравнивайте другие пары предметов).
6 СТУПЕНЬ — Ребенок воспроизводит последовательность действий: выполняет более 3 последовательных действий в знакомых видах деятельности (ежедневные планы, игры)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Что может помочь ребенку усвоить последовательность действий (режим дня, подготовка ко сну и т.д.)?
Идеи для разговора:
Расскажите свою историю о последовательности действий. Например, как вы с мамой учились мыть руки. Мама показала, что сначала надо смочить руки, затем намылить, потереть и смыть водой. А дальше вы веселились и делали мыльные пузыри.
Игры:
- Вместе накройте на стол или приготовьте еду по рецепту. Пусть ребенок руководит процессом, а вы при необходимости напомните последовательность.
- Обыграйте в истории последовательность действий. Например, как чистить зубы.
- Нарисуйте вместе ваш план на день.
- Игра «Ученый и робот». Ученый называет действия, которые должен выполнить робот, давая точные инструкции. Затем поменяйтесь ролями.
7 СТУПЕНЬ — Ребенок подбирает набор предметов в соответствии с их функцией и названием (например, объединяет объекты транспорта в одну группу, игрушечных животных — в другую)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Может ли мой ребенок самостоятельно разложить разные вещи на их места для хранения?
- Что ему в этом помогает?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, как вы приехали с отдыха и вместе с мамой разбирали чемодан, сортируя разные вещи.
Игры:
- Поиграйте в игры на сортировку (пуговицы, носки и т.д.).
- Посещая магазин, предложите ребенку наблюдать за названиями отделов: игрушки, хлеб, молоко, хозтовары.
8 СТУПЕНЬ — Ребенок осуществляет сортировку предметов: расставляет предметы от малого до большого, замечает ошибки при сортировке, вставляет новый предмет в серию предметов соответствующим образом
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Удается ли моему ребенку сортировать предметы по размеру?
- Что больше всего ему нравится сортировать?
- Как вы думаете: мой ребенок ориентируется в размерах вещей?
Идеи для разговора:
Расскажите о том, как вы любили в детстве измерять свой рост, а затем рассматривать отметки от низкой до самой высокой. Или расскажите, как в детстве мерялись ростом, чтобы понять, кому будет легче достать мяч, который забросили на дерево.
Игры:
1) Игры на исправление ошибок: расположите все предметы, кроме одного, по размеру. Ребенок должен увидеть, что не так.
2) Предложите расставить кастрюли в порядке увеличения размера.
3) Игра «Больше — меньше». Наблюдайте за деревьями, машинами, лужами, облаками. Определяйте, какое облако самое большое.
9 СТУПЕНЬ — Ребенок понимает основные пространственные взаимосвязи — понимает слова, обозначающие местоположение и направление, следуя указаниям («Положи, пожалуйста, книгу на стол»). Правильно использует слова, обозначающие расположение или направление.
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?
- Использует ли мой ребенок предлоги и наречия в своей речи?
Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, как вы учились ездить на велосипеде и пытались запомнить «налево», «направо». Что вам помогло это усвоить?
Игры:
- Вместе сделайте бумажную лодку, которую ребенок, дуя, будет перемещать по ванной. Взрослый задает направление (вперед, влево, вправо).
- Поиграйте в робота. Робот должен идти направо, когда вы касаетесь его правой руки. Договоритесь, какие части тела будут отвечать за то или иное направление движения (касаются ко лбу — надо идти вперед). Так вы отработаете пространственные связи и поможете ребенку усвоить направления движения (наречие).
10 СТУПЕНЬ — Ребенок классифицирует предметы в соответствии с цветом, формой, размером и т.д. (например, группирует все красные автомобили вместе).
А также:
- Классифицирует предметы в две или более подгрупп в соответствии с цветом, формой, размером и т.д. и называет группы.
- Находит один предмет в группе, который не соответствует этой группе, и комментирует (четвертый лишний)
Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:
- Как вы считаете, получается ли у моего ребенка классифицировать группы предметов и называть их обобщающим словом?
Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вы с мамой раскладывали вещи в шкафу. Вы складывали свои вещи: отдельно носки, отдельно футболки и т.п.
Игры:
1) Найдите вокруг 3 предмета красного цвета.
2) Игра «Найди лишнее». Положите в один ряд предметы одного цвета, а отдельно — лишний.
3) Гуляя на улице, предложите ребенку искать только круглые предметы, а затем — предметы другой формы или, например, машины только красного цвета.
Желаем успехов на пути освоения этого важного навыка!
К слову, в этом вам могут помочь игры из таких наших статей: