Трудно переоценить роль органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) в нашей жизни. С помощью сенсорных ощущений ребенок узнает о собственном теле и окружающем мире. Однако, психологи и педагоги отмечают, что современные дети часто не получают необходимого количества стимулов, которые могут обеспечить
развитие и психическое здоровье.

Поэтому очень важно создавать среду, которая дает возможность контактировать с различными предметами, изучать их, экспериментировать с ними: рассматривать брать в руки, чувствовать их на ощупь, вкус и т.д. Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы для развития сенсорных навыков детей 3-6 лет от специалистов в области психологии и педагогики — команды UNICEF Ukraine, Всеукраинского фонда «Крок за кроком» и известного украинского психолога Светланы Ройз.

Как развить навык сенсорного развития дошкольника?

 Игры и советы для сенсорного развития дошкольника - Learning.ua

Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) на пути к развитию навыка:

1 СТУПЕНЬ — Ребенок проявляет интерес к новому (предметам, объектам природы, людям, самому себе)

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например: «В детстве я любил бегать под дождем и смотреть на небо, пытаясь понять, откуда он падает. Как-то мы с папой вместе бегали под дождем, а потом он рассказал мне очень интересную историю...».

Игры:
Вместе прикладывайте ладонь к различным поверхностям: стола, батареи, ткани и т.д., чтобы ребенок почувствовал на ощупь различные материалы.

2 СТУПЕНЬ — Ребенок различает звуки живой и неживой природы (голоса родителей, голоса птиц, шум машин, дождя, высокие и низкие звуки)

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Расскажите свою историю. Например, как вы были на реке и слушали пение птиц, журчание воды, а где-то далеко было слышно шум машин и другие звуки.

Игры:

3 СТУПЕНЬ — Ребенок различает предметы (по цвету, форме, размеру), жидкость по температуре (холодный, теплый, горячий) и по вкусу

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, о том, как вы с бабушкой играли в игру «Угадай вкус», по очереди пробуя вслепую яблоки, сливы, мороженое, варенье и др.

Игры:

4 СТУПЕНЬ — Ребенок чувствует свое тело и управляет им

 Игры и советы для сенсорного развития дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:
Расскажите свою историю. Например, как вы учились раскачиваться на качелях. Сначала просили взрослых покачать, но потом почувствовали, как это можно делать самостоятельно.

Игры:

5 СТУПЕНЬ — Ребенок различает предметы по массе (полный, пустой, легкий, тяжелый и т.д.)

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:
Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например: «В детстве мы с дедушкой собрали полное ведро яблок, и я не смогла его поднять. Дедушка сказал: „Деткам не следует поднимать тяжелое“. Он дал мне маленькое ведерко, которое я охотно наполнила яблоками и затем высыпала в ящик».

Игры:
1) Фокус с емкостью с водой. Вы накрываете емкость, а ребенок отгадывает пустая она или наполнена.
2) Исследования:

6 СТУПЕНЬ — Ребенок воспроизводит последовательность действий: выполняет более 3 последовательных действий в знакомых видах деятельности (ежедневные планы, игры)

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Расскажите свою историю о последовательности действий. Например, как вы с мамой учились мыть руки. Мама показала, что сначала надо смочить руки, затем намылить, потереть и смыть водой. А дальше вы веселились и делали мыльные пузыри.

Игры:

7 СТУПЕНЬ — Ребенок подбирает набор предметов в соответствии с их функцией и названием (например, объединяет объекты транспорта в одну группу, игрушечных животных — в другую)

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, как вы приехали с отдыха и вместе с мамой разбирали чемодан, сортируя разные вещи.

Игры:

8 СТУПЕНЬ — Ребенок осуществляет сортировку предметов: расставляет предметы от малого до большого, замечает ошибки при сортировке, вставляет новый предмет в серию предметов соответствующим образом

 Игры и советы для сенсорного развития дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:
Расскажите о том, как вы любили в детстве измерять свой рост, а затем рассматривать отметки от низкой до самой высокой. Или расскажите, как в детстве мерялись ростом, чтобы понять, кому будет легче достать мяч, который забросили на дерево.

Игры:
1) Игры на исправление ошибок: расположите все предметы, кроме одного, по размеру. Ребенок должен увидеть, что не так.
2) Предложите расставить кастрюли в порядке увеличения размера.
3) Игра «Больше — меньше». Наблюдайте за деревьями, машинами, лужами, облаками. Определяйте, какое облако самое большое.

9 СТУПЕНЬ — Ребенок понимает основные пространственные взаимосвязи — понимает слова, обозначающие местоположение и направление, следуя указаниям («Положи, пожалуйста, книгу на стол»). Правильно использует слова, обозначающие расположение или направление.

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Можно рассказать ребенку историю из собственного опыта. Например, как вы учились ездить на велосипеде и пытались запомнить «налево», «направо». Что вам помогло это усвоить?

Игры:

10 СТУПЕНЬ — Ребенок классифицирует предметы в соответствии с цветом, формой, размером и т.д. (например, группирует все красные автомобили вместе).

А также:

Вопросы, которые можно поставить воспитателям или психологу:

Идеи для разговора:

Расскажите историю о том, как вы с мамой раскладывали вещи в шкафу. Вы складывали свои вещи: отдельно носки, отдельно футболки и т.п.

Игры:
1) Найдите вокруг 3 предмета красного цвета.
2) Игра «Найди лишнее». Положите в один ряд предметы одного цвета, а отдельно — лишний.
3) Гуляя на улице, предложите ребенку искать только круглые предметы, а затем — предметы другой формы или, например, машины только красного цвета.

Желаем успехов на пути освоения этого важного навыка!
К слову, в этом вам могут помочь игры из таких наших статей: