Ежегодно в четвертую субботу ноября (в этом году — 27.11) в Украине чествуют память миллионов жертв голодоморов.
- Голодомор — это массовая гибель людей от голода на территории УССР, вызванная умышленными действиями сталинской власти и направленная на геноцид населения республики.
В ХХ веке украинцы пережили три голодомора: в 1921-1923, 1932-1933 и 1946-1947 годах. Самый масштабный из них был в 1932 — 1933 годах. Именно его сейчас называют геноцидом украинского народа, совершенным сталинским режимом. Жертвами этого Голодомора в Украине стали по меньшей мере 3,9 миллиона человек.
Поэтому в сегодняшней статье публикуем советы от детского и семейного психолога Светланы Ройз о том, как рассказать ребенку о Голодоморе и не травмировать его.
- «Это очень важная тема, которую нужно обсуждать с детьми. Одна из тем, на которые сложно смотреть и прикасаться, очень много боли. И это заботливая работа — рассказать детям о сложном, трагическом, сочетая их нашим рассказом не с болью, а с силой», — объясняет Светлана.
Каких важных советов следует придерживаться родителям и педагогам?
І. Во время разговора с детьми, младшими 9-10 лет:
1) Стараться объяснять простыми словами. Детям этого возраста непонятны сложные метафоры.
2) Лучше не использовать мультфильмы.
- «Особенно мультфильм» Голодный дух", я знаю, что его рекомендуют показывать в школе. Пожалуйста, НЕ ДЕЛАЙТЕ этого, он для взрослых«, — призывает психолог.
3) Нельзя показывать фото с умершими — лучше рассказы, чтение, размышления, дискуссии.
- «Когда мы читаем книгу сами или слышим рассказ, образ, который мы представляем — пластичный, его можно менять. И мы не создадим того, с чем не можем справиться. Образ, который мы увидели, сформированный кем-то (иллюстратором, художником, режиссером) — фиксированный, и его восприятие может быть не под силу конкретному ребенку или взрослому. С ним потом приходится работать с психологом», — объясняет Светлана.
ІІ. Ориентироваться на силу, жизнь, а не страх (при создании рисунков, поделок, композиций)
- «Когда мы предлагаем нарисовать рисунок на какую-то тему или сделать изделие (в конце урока или занятия часто предлагают такую активность), нам важно помнить, что так фиксируем, закрепляем образ. И правильнее рисовать, создавать то, что связано с силой, а не со страхом. В теме Голодомора правильнее рисовать колоски, поля пшеницы, делать свечу, рисовать свою силу или силу Народа, Страны», — отмечает психолог.
Как правильно построить разговор?
Светлана отмечает, что любой разговор на сложную тему состоит из 3 частей:
- стабилизации;
- конфронтации;
- интеграции.
Рассмотрим подробно каждую из частей:
1) СТАБИЛИЗАЦИЯ
Эта часть помогает укрепиться в настоящем, почувствовать силу, опереться на то, что поможет справиться со сложной информацией. Не попасть в ретравматизацию (повторное введение человека в психологическое травматическое состояние — прим.ред.).
- В этой части важно, чтобы сам взрослый был устойчивым, чтобы имел возможность видеть всех детей (это важно, чтобы быстро реагировать и оказывать поддержку или корректировать тему).
- Лучше, если дети сидят в кругу.
Психолог предлагает такую идею для начала разговора:
Спросите у детей: «Какие реликвии есть в вашей семье — то, что передавалось бы по наследству?» Кто-то из класса или все по очереди могут рассказать об этом.
Кроме драгоценностей, семейными реликвиями могут быть:
- вышивка;
- Библия;
- фотоальбом;
- семейные истории или шутки;
- рецепты блюд;
- рисунки детей;
- семейные традиции (колядки, елочное украшение, объятия перед сном)
- песни;
- магнитики на холодильнике с путешествий.
«Когда мы рассматриваем или даже вспоминаем об этих сокровищах — мы наполняемся силой», — отмечает Светлана Ройз.
Психолог предлагает продолжить разговор так:
«У каждого из нас, в каждой семье есть история, и в ней есть много радостных, печальных, а иногда страшных страниц. Нам хочется помнить о хорошем и веселом и очень хочется забыть о том, что было грустно или страшно. И у страны есть истории побед и радости, а есть и истории грусти и боли».
Можно спросить у детей: «Как вам кажется, почему мы вспоминаем о войне, почему мы говорим, что важно помнить нашу историю?»
- «Тогда наши шрамы станут нашей силой. Эта память не даст повторяться тому, что происходило. Память — уважение к тем, кто были до нас. И как ваш шрам от падения на велосипеде делает вас внимательнее, бережнее — так и мы, помня о прошлом, помня о шрамах, становимся внимательнее к настоящему», — объясняет Светлана.
После этого начинается следующая часть разговора — конфронтация.
2) КОНФРОНТАЦИЯ — непосредственный контакт с темой
Психолог предлагает спросить у детей:
- Вы замечали, что некоторые бабушки и дедушки хранят зернышка пшеницы? Собирают в щепотку крошки после еды? Просят бережно относиться к любым продуктам? Вы знаете почему?
- Что вы знаете о Голодоморе?
- Возможно, вы слышали от ваших родителей или бабушек и дедушек слова «Советский Союз» или «СССР»?
После этого можно рассказать о Советском Союзе и важных исторических событиях, предшествовавших голоду. Светлана предлагает такое изложение:
«СССР — это государство, образованное еще в прошлом веке, в 1922 году. Ваши бабушки и дедушки жили еще в СССР, ваши родители родились в СССР, и Украина входила в него как одна из частей — республик. Советская власть — руководство страны — стремилась полностью подчинить себе республики. Все не просто должны были быть равными — все должны были быть управляемыми. А для этого нужно было лишить людей силы — их идентичности („Вы знаете это слово?“), особенностей, культуры, истории».
- Для справки: "«Идентичность» (от латинского «identicus» — тождественный) является неотъемлемой характеристикой человека, которая проявляется в признании своей уникальности («Кто я? Какой я?»), С одной стороны, и ощущении принадлежности к определенному сообществу, с другой («К кому, к чему я принадлежу? На кого я похож/похожа?»).
«Советская власть насаждала украинскому народу новые обычаи, новые обряды, одновременно заставляла украинцев отрекаться своего прошлого, забыть свое происхождение. Так украинцы лишались языка, культуры, истории, улицы и города, которые ранее назывались именами народных героев или в честь побед и гордости украинцев, переименовывались в честь лидеров партии — тех, кто руководил страной. Это было важно, чтобы стереть память о прошлом, сделать так, чтобы мы перестали помнить о своем.
Когда-то, в советские времена, у жителей села — крестьян — были собственные хозяйства, но все СВОЕ было невыгодным и страшным для советской власти. Она пыталась все сделать «общим» (представьте, что у вас есть ваши вещи, а кто-то приходит и говорит: «Теперь они общие»).
Поэтому крестьян (людей, которые работали на земле) загоняли в колхозы — в коллективные хозяйства, их собственность отбирали и они должны были отрабатывать «трудодни» — рабочее время, за которое платили так мало, что было сложно прокормить свою семью. Конечно, это вызывало сопротивление. Поэтому крестьян начали насильно загонять в колхозы. И чтобы сломать их — запугать, сделать зависимыми, в Украине — на щедрой и богатой земле — создали искусственный голод. Когда люди борются за жизнь, ими легче управлять.
Власть сделала план по заготовке хлеба, который невозможно было выполнить. Сначала полностью забирали все запасы зерна («А вы знаете, что делается из зерна?»), А потом отбирали все продукты и даже вещи — это были штрафы за «невыполнение плана сдачи хлеба». А чтобы люди не могли спастись от голода, им было запрещено выезжать в другие города и республики. 22,4 миллиона человек физически заблокировали в пределах территории Голодомора. А планы заготовки хлеба все повышали — требовали все больше.
7 августа 1932 года советская власть утвердила постановление, которое народ назвал «закон о пяти колосках». Если крестьянин, чтобы хоть немного накормить семью, брал с поля неубранное — его очень жестоко наказывали. Все колхозное имущество приравнивалось к государственному. Этим законом государство наказывало голодных крестьян за сбор в поле остатков урожая заключением на 10 лет с конфискацией имущества или уничтожением. А потом еще и ввели штрафы — у крестьян могли отбирать не только зерно, но и вообще все продукты и все, что им принадлежало. Все, что можно было бы обменять на еду. И такого не было ни в одной из других республик Советского Союза. Это делалось только в Украине.
Люди умирали от голода на своей щедрой земле. Но власть должна была скрыть свое преступление, и поэтому об этом было запрещено говорить. Все было сделано для того, чтобы об этом не знали в мире, все смерти были записаны как от болезни или несчастного случая.
Советский режим убил миллионы украинцев. Это ужасное преступление. Это называется геноцидом. И нам важно помнить об этом — чтобы никогда не позволить себе забыть, кто мы.
Мы не можем изменить прошлое. Но можем сделать все, чтобы ценить жизнь, чтобы не сдаваться, чтобы оставаться собой. И хранить то, что нам дорого. Нашу целостность, нашу силу, нашу культуру. Наши реликвии.
И в память об этих страшных событиях мы зажигаем свечу памяти. В память о тех, кто погибли, и в знак того, что мы не сдадимся, что наша сила будет прорастать во все времена — мы ставим свечу на окно. Это СВЕЧА ПАМЯТИ и Жизни«.
Психолог отмечает: когда мы идем глубже в тему, важно наблюдать за реакцией детей (задавать вопросы, говорить медленнее, следить за изменением позы). Детям важно напоминать, что мы сейчас находимся в 2021 году. Мы сейчас. И мы сейчас в безопасности.
Последней частью разговора является интеграция.
3. ИНТЕГРАЦИЯ — завершение темы.
«Всегда важно понимать, с чем ребенок идет с урока. Что именно он взял из того, что мы ему предложили. Акцент должен быть на жизни. На силе», — отмечает Светлана Ройз.
В конце разговора психолог рекомендует предложить детям:
- нарисовать реликвию своей семьи или рода, свечу, колоски;
- сделать подсвечник (оклеить стеклянную баночку снаружи салфетками или цветной бумагой);
- сделать свечу (мы делаем ее из листов вощины и фитиля или обматывая тонкую свечку вощиной) и предложить вместе с родителями поставить вечером ее на окне.
«И помнить, как важно беречь Жизнь, как важно не сдаваться, сохранять верность тому, кто мы. И как важно помнить»- резюмирует Светлана.
Какие книги рекомендует психолог для совместного чтения с детьми о Голодоморе?
В подготовке к этой теме прекрасно использовать книги. Психолог предлагает родителям два издания, рассказывающие о Голодоморе детям в очень корректной форме:
1) «Скриня» Екатерины Егорушкиной, для детей 4,5-7 лет
Книгу можно читать дома, в детском саду и в младших классах школы.
«Книга „Скриня“- для малышей, в ней есть хорошая метафора „СКРИНІ“, в котором может храниться как приданое, так и в самых секретных частях то, что связано с памятью. В „скрині“ наших бабушек можно найти зернышки и колоски и с помощью этой книги можно начать бережный разговор о том, что было в истории нашего народа, когда огромной ценностью были эти зерна», — комментирует Светлана.
2) «Від Хрулів до Зюзюків» Насти Мельниченко, для детей 9-14 лет
«Книга, которая меня очень удивила своей силой. Это детский детектив, в котором главные герои — дети — находят дневники женщины-ученого и пытаются расшифровывать ее послание. Начинают путешествие по Украине. Они попадают в места, где жители им рассказывают о Голодоморе, ссылках, репрессиях, депортации крымских татар. Я не понимаю, как можно было такие сложные значение вложить в детскую книгу. Она читается очень интересно, не оставляет ощущение трагедии и тяжести. И я очень буду просить, чтобы ее включили в школьную программу», — отмечает психолог.
Она предлагает учителям читать эту книгу вместе на уроках или дать детям для внеклассного чтения, а затем обсуждать.