Детям любого возраста нравятся опыты и эксперименты. Ведь в процессе их выполнения они могут самостоятельно проверить слова учителя или воспитателя, выдвинуть собственные гипотезы и сформулировать выводы. Кроме того, знания, полученные в процессе практической деятельности, гораздо лучше усваиваются ребенком.
Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили интересные простые опыты для самых маленьких, которые рекомендует Министерство образования и науки Украины. Их могут проводить педагоги и родители во время прогулки с ребенком.
Отметим, что все опыты разделены по тематическим блокам.
1) Тема «Солнце»
1 опыт
Цель: показать движение солнца по небу.
Материал: вертикальный предмет (столб, дерево), мел.
Условия проведения опыта: лето, солнечный день.
Ход опыта:
Утром определить местонахождение солнца на небе по определенным ориентирам (дома, деревья и т.п.) и наметить мелом тень от какого-то из них. Повторить в полдень и вечером.
2 опыт
Цель: показать зависимость между высотой стояния солнца и количеством его тепла.
Материал: природные объекты; металлические предметы, расположенные во дворе.
Условия: весна, лето, ранняя осень, солнечный день.
Ход опыта:
Определить высоту стояния солнца (по определенным ориентирам) и почувствовать на ощупь температуру воды, песка, различных предметов утром, в полдень и вечером. Выяснить зависимость между высотой стояния солнца (лучи идут сбоку или прямо) и количеством его тепла.
2) Тема «Воздух»
1 опыт
Цель: научить различать качественное состояние воздуха.
Условия: весенний или летний день.
Ход опыта:
- Обратить внимание детей на воздух вокруг, подчеркнуть, что он — прозрачный.
- Предложить почувствовать, чем он пахнет.
- Обратить внимание на воздух после того, как проехала машина.
Вывод: чистый воздух прозрачен, имеет приятный запах или не имеет никакого запаха. Загрязненный воздух — непрозрачный, он может иметь неприятный запах. Дышать желательно чистым воздухом.
2 опыт
Цель: продемонстрировать потребность в воздухе людей
Ход опыта: Предложить детям на короткое время закрыть нос и рот рукой, а затем глубоко вдохнуть воздух и почувствовать, как это приятно. Положить руки на груди и почувствовать, как они ритмично двигаются во время дыхания.
3) Тема «Вода»
1 опыт
Цель: продемонстрировать нагрев воды солнечными лучами и испарение ее.
Материал: плоские мисочки с водой.
Условия: лето, солнечный день.
Ход опыта:
Утром выставить на улицу две мисочки с водой: одну — на солнце, другую — в тень. Сравнить температуру и количество воды утром и вечером.
2 опыт
Цель: продемонстрировать превращение воды в разные состояния: из твердого в жидкость и наоборот.
Материал: прозрачный стакан, лед.
Условия: зима, морозный день.
Ход опыта:
Рассмотреть кусок льда, положить его в стакан и занести в помещение. Когда растает, снова вынести на холод.
Вывод: в холоде вода превращается на лёд, а в тепле опять становится водой. Лёд, снег — это разные состояния воды
3 опыт
Цель: показать свойства снега.
Материал: две небольшие металлические или пластмассовые банки с покрышками, наполненные водой одинаковой температуры.
Условия: зима, морозный день.
Ход опыта:
Выставить одну банку с водой на открытой местности, а вторую присыпать снегом. За час сравнить воду в обоих банках.
Вывод: снег сохраняет тепло.
4) Тема «Грунт»
Цель: научить детей различать влажную и сухую землю.
Материал: хорошо увлажненная и сухая земля.
Условия: лето — двор, зима — уголок природы.
Ход опыта: Предложить детям взять в руки две горсти земли — мокрую и сухую — и сжать кулаки.
Вывод: влажная земля мягкая, слепляется в комок, из нее можно выжать воду. Сухая земля твердая, при сдавливании рассыпается.
5) Тема «Явления природы»
Цель: продемонстрировать образование радуги.
Материал: шланг для поливки, трехгранная стеклянная призма.
Условия: лето, солнечный день.
Ход опыта: Направить высоко вверх мелкие рассеянные струи воды. Солнечные лучи, проходя сквозь капли воды, образуют радугу. Такое же явление можно увидеть у фонтана. На пути солнечных лучей, направленных в окно, поставить трехгранную стеклянную призму. На противоположной стене появится полосатая «зебра».
6) Тема «Песок»
Цель: расширить и углубить представления детей о песке — сыпучий, влажный (с влажного песка можно лепить, песок становится влажным, если его полить, после дождя, утром от росы); развивать любознательность, желание познавать взаимозависимости в положении вещей во время их взаимодействия.
1 опыт
Ход опыта:
- Каждому ребенку предложить взять немного сухого песка, положить на ладони и растереть. Поставить детям вопросы:
- Почему растирается песок?
- 3 чего он состоит?
- Какого размера oтдельные песчинки?
- Какого цвета?
- Скрепляются ли они в комок?
2 опыт
Ход опыта:
Взять немного сухого песка и с высоты поднятой руки высыпать его на дощечку для лепки. Что произошло с песком? Почему? Почему на площадке песок рассыпался по всему участку? Сухой песок — сыпучий.
3 опыт
Ход опыта:
Каждый насыпает горку песка на дощечку и смачивает водой. Песок лепится? Почему? А глина? Выводы дети делают самостоятельно.
7) Тема «Снег»
Цель: учить детей различать и называть признаки снега (белый, холодный, может быть рыхлым, рассыпчатым, в случае переноса в помещение снег превращается в чистую или грязную воду, а вода на улице — на лед) развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать наблюдательность.
1 опыт
Цель: познакомить детей с цветом снега и его оттенками.
Ход опыта:
Снег взять из нескольких мест во дворе. Уточнение цвета снега провести через сравнение по цвету известных детям предметов (лист бумаги, белая краска, детская одежда, посуда и т.д.). Вывод дети делают самостоятельно.
- Для осознания детьми того, что «белый» не всегда означает «чистый», стоит провести опыт о превращении снега на воду.
2 опыт
Цель: способствовать осознанию того, что снег — холодный.
Ход опыта:
Порекомендуйте детям вынести в сосуде воду различной температуры и поставить в снег. Наблюдая за изменениями снега вокруг сосуда (от тепла снег тает и превращается в воду) и температурой воды в сосуде (за короткое время вода охлаждается от холодного снега), дети делают вывод об этом свойстве снега.
Для закрепления знаний провести тaкие опыты:
- Во время снегопада наблюдать за поведением снежинок на теплой ладони, одежде детей, сооружения. Как меняются снежинки? Почему?
- В снегопад подставить лицо навстречу снежинкам. Что происходит с кожей? Подышать на снежинки — что изменилось? Почему?
- Окунуть в снег сваренное куриное яйцо (одно или несколько), которое дети перед этим рассмотрели. Как изменится его температура? Почему? Что случилось со снегом вокруг яйца? Почему?
3 опыт
Цель: учить детей, что снег бывает рыхлым и рассыпчатым. Это свойство снега дети видят во время активной деятельности — изготовления фигур из снега и во время ходьбы на лыжах.
Ход опыта:
Из рыхлого снега целесообразно порекомендовать детям слепить снежную бабу, крепость, колобок, снежки, сказочныймост. Выяснить, почему по рыхлому снегу нельзя ходить на лыжах; вслушаться в звуки, во время наступление на него.
К осознанию того, что снег рассыпчатый, детей подводят:
- во время ходьбы на лыжах;
- через сравнение звука от наступления на снег — скрипит, потому что ломаются замерзшие на сильном морозе снежинки;
- из-за попыток лепить — не лепится, потому что сухой от мороза;
- погружением в него тяжелых предметов — тонут в снегу.
8) Тема «Лёд»
Цель: продолжать расширять знания о некоторых свойствах воды (от замерзания она превращается в лёд, он холодный, скользкий, от нагрева превращается в воду); развивать наблюдательность, любознательность.
- Наблюдение желательно проводить в разную погоду, а также выбрать такие места на сооружениях, где ледяные сосульки бывают по-разному освещены в течение дня.
- Для полноты представлений о льде целесообразно залить каток, наполнить посуду водой и добиться образования льда в различных формах и разного цвета.
1 опыт
Цель: исследовать свойства льда (твердый, скользкий).
Ход опыта:
То, что лед — скользкий, можно продемонстрировать, предлагая детям скользить по ледяных дорожках с помощью взрослого. Tвepдость проверяем, обследуя ледяную сосульку или шарик на ощупь, ударяя по ним любым предметом. Падая с высоты, сосулька разбивается на мелкие кристаллики, впадает в рыхлый снег.
2 опыт
Цель: показать ребенку, что лед образуется от замерзания воды, и, нагреваясь, превращается в воду.
Ход опыта:
Усвоению этого признака способствует образование льда из воды разного цвета — цвет воды определяет цвет льда; различной формы — форма сосуда определяет форму воды, льда. Если лед перенести в помещение, от нагрева он станет водой; во время оттепели ледяные сосульки тают под лучами солнца.
Желаем хороших и познавательных прогулок!