Родители всегда стараются оградить своих детей от опасного и травмирующего опыта. Но мы не можем быть уверены на 100%, что нас или наших детей обойдут чрезвычайные ситуации. Мы живем в мире, где, к сожалению, происходят пожары, ДТП, взрывы, природные катастрофы, эпидемии и военные действия. И наша задача — подготовить детей к такому опыту, научить их, как действовать в каждой конкретной ситуации и куда обращаться за помощью.
- «С детьми важно говорить о чрезвычайных ситуациях, в частности, для того, чтобы информация, которую они могут получить во время самой чрезвычайной ситуации, не шокировала и не травмировала их. Подготовка делает стресс ребенка „экспертным“, выводит его и взрослого из состояния травматической беспомощности и уязвимости. Объясняя, мы противопоставляем тревоге продуктивные действия», — отмечает Светлана Ройз.
Поэтому в сегодняшнем материале мы подготовили советы психолога по подготовке детей к возможным чрезвычайным ситуациям, которыми она поделилась в иллюстрированной методичке «Супергерої безпеки» и материале на сайте НУШ.
Как говорить с детьми о чрезвычайных ситуациях?
Светлана Ройз советует:
1) Начать разговор, когда вся семья соберется вместе. Психолог предлагает сесть в круг, чтобы все видели друг друга и были включены в разговор, а внимание равномерно распределялось между всеми членами семьи.
2) Подчеркнуть детям, что вы говорите о безопасности не потому, что должно произойти что-то опасное, а чтобы «тренировать «мышцу безопасности». Это нужно для того, чтобы ощущать свою силу в любой сложной ситуации и чувствовать себя защищенными.
3) Говорить спокойно и медленно, наблюдая, как изменяются позаи реакции детей.
- Маленьких детей лучше обнимать или держать за руку.
4) Дать возможность детям как-нибудь отреагировать на сказанное.
5) Чтобы разговор не пугал, можно назначить детей «супергероями безопасности».
- «Важно рассказать о своем детстве. Мол, когда вы, взрослые, были детьми, то еще не были „супергероями безопасности“. Вы переживали сложный опыт опасности, справились с ним, но не были готовы, никогда не тренировались и не знали, как поступать в таких ситуациях. Потому потратили важное время и силы. Впрочем, справились бы легче, если бы знали некоторые правила. Вы очень надеетесь, что эти знания детям никогда не понадобятся, но все супергерои должны это знать», — отмечает психолог.
6) После этого следует легитимизировать страх ребенка и сказать:
- «Мне иногда бывает страшно, когда я вижу в мультфильмах и кино пожар или когда думаю о землетрясении. То есть, когда я думаю о том, что что-то может нам угрожать. Но ведь я — взрослый, и у меня есть много знаний и силы. А еще важно, что мы вместе! Мы знаем правила и со всем справимся».
Что следует рассказать детям и в какой форме?
Светлана Ройз предлагает подавать информацию детям по следующему алгоритму:
1) Рассказать теорию и объяснить, зачем это знать.
2) Привлечь к игре — тренировке.
3) Закрепить знания в тренировочном действии.
Психолог отмечает, что каждый из этих этапов можно разделить на части. Но необходимо помнить, что разговор и игра с ребенком 5 лет должны продолжаться до 15-20 минут.
1 ЭТАП — РАССКАЗЫВАЕМ О БЕЗОПАСНОСТИ
В первую очередь у ребенка всех возрастов Светлана Ройз рекомендует спросить, что такое безопасность.
- Далее с ребенком от 3 до 5 лет можно вместе придумать идеальное защищенное (возможно, воображаемое) пространство. А потом нарисовать или вылепить его.
- С ребенком от 5 лет до подросткового возраста можно поговорить о том, что чувство безопасности может быть внутренним — когда мы уверены в себе, в своих знаниях, силах, друг в друге, знаем правила, что нас никто не предаст, и мы можем рассчитывать на помощь. Тогда спрашиваем у детей, на что они опираются внутри (качества, знания). У детей с 4 лет можно спросить, есть ли у них знакомые (дети и взрослые), с которыми они чувствуют себя защищенными.
- У подростков можно уточнить: «Есть ли те, кто с тобой чувствует себя безопасно?».
2 ЭТАП — ПРИВЛЕКАЕМ К ИГРЕ
Ниже представлены рекомендованные темы в зависимости от возраста ребенка.
1) Дети от 3 лет, тема «Как мы можем позаботиться о безопасности»
С детьми от 3-х лет Светлана Ройз советует играть в супергероев безопасности. Мы напоминаем ребенку, что мы:
- соблюдаем правила дорожного движения;
- знаем, как заходить в лифт;
- не открываем дверь чужим;
- моем руки после прогулки, перед едой;
- носим маску во время карантина;
- не идем куда-нибудь с незнакомцами;
- проверяем электроприборы, выключаем газ и воду, когда едем в отпуск.
Если вдруг происходит что-то неожиданное, то, что не зависит от нас — пожар, болезнь, землетрясение, военные действия, дети также должны знать, что делать. Психолог рекомендует обсудить с детьми, что для этого:
- У вас выписаны телефоны служб помощи: скорая, пожарная, газовая, полиция.
- Нужно знать, кому можно позвонить по телефону из знакомых, чтобы попросить о помощи.
- Следует знать свои имя и фамилию, адрес, имена родителей и где записаны их номера телефона (может быть браслет с номером телефона родителей).
- В то же время, подросткам Светлана советует напомнить, что мы не помним все номера телефонов, поэтому было бы полезно выписать важные телефоны на бумагу.
Объяснить ребенку, что во время чрезвычайных ситуаций включают сирены: известить людей об опасности. Она специально звучит очень громко, чтобы все услышали и отреагировали (психолог советует попытаться издать громкий и неприятный звук).
- Алгоритм разговора с ребенком о сиренах мы представим в конце нашего материала.
2) Дети от 4 лет, тема «Безопасный дом»
С детьми от 4 лет Светлана Ройз советует проверить, как защищено пространство в доме. Так, вы можете вместе с ребенком:
- проверить, какие предметы могут упасть — полки, стеллажи, стеклянные принадлежности, бытовая техника на колесах;
- знать, как перекрыть газ и воду;
- собрать вещи в чемодан безопасности, убедиться, что все знают, что это за вещи;
- составить список контактов для сложных ситуаций;
- нарисовать плакат или составить список (для малышей с рисунками) «Что делать, если...»;
- составить список действий, помогающих справиться с тревогой — дыхание с акцентом на выдохе, ощущение устойчивости стоп, положить руку на живот и подышать, размахивать руками, опереться на стену;
Следует также поразмыслить с ребенком о защищенном пространстве в доме или на улице. Надо точно знать, где это место, ничего ли не мешает к нему добраться, закреплены ли вещи, мебель.
- Объясните ребенку, что в случае чрезвычайной ситуации запрещено находиться у тяжелых вещей, окон, стеклянных предметов в лифте.
3) Дети от 4 лет, тема «Чемодан безопасности»
Чтобы снять тревогу, психолог предлагает заменить название «тревожный чемодан» на «чемодан безопасности». В ней должно быть собрано самое важное, что может пригодиться во время любых ситуаций.
а) Сначала нужно рассказать ребенку, что мы положим в чемодан и зачем.
- Можно поиграть с детьми в поездку на неизвестную планету. Спросить, что они с собой взяли бы самое важное.
Так, в методичке израильской службы тыла рекомендуют:
- В первую очередь запастись жизненно необходимыми вещами.
- Подумать, какие вещи необходимо иметь с собой в том случае, если вы будете вынуждены находиться в безопасном помещении в течение определенного времени, без возможности выйти.
- Сообщить об этом членам семьи: продемонстрировать содержимое сумки или чемодана безопасности (тревожного чемодана) и указать место хранения, убедиться, что все знают, как пользоваться этими вещами, назначить ответственного за периодические проверки и обновление содержимого сумки.
б) Далее за каждым членом семьи следует закрепить, что он будет делать в чрезвычайной ситуации, когда будет «супергероем безопасности».
- Например, берет свою игрушку, домашнее животное, фонарик, бутылку воды, открывает и закрывает дверь.
в) После этого можно вместе проговорить план действий в разных ситуациях: что делать, если застряли в лифте, когда чувствуем запах гари или когда кто-то заболевает. Например:
- Когда землетрясение, нужно взять чемодан безопасности, домашних питомцев, телефон, спуститься по лестнице (не на лифте) на открытое пространство.
- Если наводнение — взять чемодан безопасности, домашних питомцев, телефон, подняться на высокое место.
- Когда слышим сигнал сирены, нужно взять чемодан безопасности, домашних питомцев, телефон, пойти в бомбоубежище или лечь на пол у внутренней стены.
В методичке израильской службы тыла также отмечают, что нужно рассказать детям о местах, в которых запрещено находиться во время чрезвычайной ситуации (возле тяжелых вещей, окон и стеклянных предметов, в лифте).
- «Вдобавок нужно убедиться, что дети знают безопасные места в школе и возле нее, возле игровых площадок и в любом другом месте, где они часто бывают. А еще необходимо объяснить принцип, по которому они будут выбирать правильное укрытие даже в незнакомых местах», — отмечает Светлана Ройз.
4) Дети 7-8 лет
Согласно методичке чрезвычайных ситуаций израильской службы тыла, с ребенком с 7–8 лет нужно говорить о:
- Уведомлениях. В случае чрезвычайной ситуации необходимо как можно скорее сообщить об этом взрослому члену семьи или компетентным органам.
- Выключении. Закрыть газовый кран и выключить электричество, чтобы предотвратить возгорание и распространение пожара.
- Выходе в безопасное место. В зависимости от разновидности чрезвычайной ситуации покинуть место происшествия. Например, в случае ракетных обстрелов, зайти в безопасное квартирное помещение, а во время землетрясения выйти на открытую местность.
- Изоляции. Установить препятствия между вами и источником угрозы. Например, закрыть окна и двери в безопасном помещении в случае ракетных обстрелов или закрыть двери, препятствуя распространению пожара.
- Действиях. Например, во время ракетных и минометных обстрелов лечь на пол у внутренней стены; подняться на высокое место в случае наводнения; спуститься по лестнице и выйти из дома на открытое пространство во время землетрясения.
Также детям с 7 лет следует объяснить, как перекрыть газ и воду.
3 ЭТАП — ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗНАНИЯ В ДЕЙСТВИИ
С ребенком с 3 лет Светлана Ройз предлагает закреплять знания следующим образом:
1) Ходить по дому и исследовать, что нужно спрятать в шкаф, хорошо ли закреплены стеллажи и полки, не упадет ли ваза и прочее.
2) Подавать сигнал и имитировать, что нужно делать в этом случае. Поначалу звуки должны быть тихие либо забавные, постепенно их нужно делать более громкими (пожар, землетрясение, сигнал тривоги). Дети сами могут сигнализировать громким и нерпиятным звуком.
3) Далее нужно собрать чемодан безопасности, пойти в безопасное место, которое выбрали.
4) Важно, чтобы взрослый поддерживал детей, подсказывал, что нужно делать (взять фонарик, телефон, взять за руку взрослого, проверить, выключен ли свет, и прочее), подчеркивал, что ребенку удается, не торопил.
5) Действие должно закрепляться в ощущении безопасности. Поэтому после того, как все спаслись, важно сказать: «Мы в безопасности! Мы вместе! Мы все — супергерои».
Как приучить детей к звуку тревожной сирены?
Алгоритм разговора, предлагаемый психологом:
1)
- А помнишь, звуки, которые говорят нам о том, что нужно быстро включить внимание и что-то делать? К примеру, чайники, которые свистят, когда вода закипела. Что нужно делать, когда слышишь такой звук?
- Снять чайник с плиты.
2)
- А когда в автомобиле срабатывает сигнализация, о чем это говорит и что нужно делать?
- Кто-то пытается залезть в машину.
- И что мы делаем?
- Подходим к окну или идем к машине.
3)
- А для чего пожарная сигнализация? Однажды у меня на работе она сработала. У нее такой страшный звук.
- Она говорит о пожаре.
- Да, значит, есть дым или огонь и срочно нужно тушить и вызывать пожарных.
4)
- Также есть звуки, свидетельствующие о землетрясении или военной опасности. Когда я училась в школе, мы тренировались — услышать звук и быстро выйти из школы. Нам следует натренировать реакцию. Например, если услышим сирену, надо взять документы, деньги, вещи, самые важные игрушки, кошку и выйти на улицу или в специальные места. В скором времени будет такая тренировка. Мы услышим звук такой сирены — будет проверка, работает ли она. Но нам сейчас ничего не угрожает. Мы в безопасности. И нам ничего не нужно делать.
- Мы точно в безопасности?
- Сейчас да. Но нужно потренироваться, чтобы быть готовыми ко всему. Я не знаю, какой будет звук, но он будет очень неприятный и громкий. Предлагаю покричать сейчас неприятным звуком. Давай еще громче! Еще громче и неприятнее!
Светлана отмечает: когда мы издаем неприятные и громкие звуки, нам становится смешно и мы снимаем напряжение с разговора.
- «Принцип: идем от меньшего к большему, говорим и предлагаем действия, завершаем игрой (если речь идет о звуках — издаем звуки) и ощущением безопасности. Каждый разговор на тревожную тему должен сопровождаться предложенными действиями и реагированием», — резюмирует психолог.
А мы надеемся, что ни одному ребенку не придется применять эти знания на практике.