Мы продолжаем публиковать интересные простые опыты для дошкольников, рекомендуемые Министерством образования и науки Украины. В первой части материала мы выделили опыты, которые родители и педагоги могут показать на прогулке.
А сегодня предлагаем подборку опытов, которые взрослые могут провести в помещении — дома или в садике.
- Отметим, что все опыты поделены по тематическим блокам.
1) Тема «Солнце»
1 опыт
Цель: показать зависимость между высотой стояния солнца и количеством его тепла.
Материал: фонарик.
Условия: затемненное помещение.
Ход опыта:
Направить свет фонарика на руку ребенка под определенным углом, подержать 20-30 секунд, затем направить свет вертикально на руку. Спросить ребенка, когда было теплее.
2) Тема «Воздух»
1 опыт
Цель: показать наличие воздуха вокруг нас, в воде.
Условия: обычное помещение.
Ход опыта:
- Сложив трубочкой губы, с силой втянуть воздух. Поток воздуха «звучит» и ощущается на губах.
- Включить вентилятор и дать детям ощутить движение воздуха.
- Опустить сухой камень в стакан с водой. На поверхности появятся пузырьки, наполненные воздухом.
- Перекинуть пустой стакан вверх дном и, держа его очень ровно, медленно погрузить в воду. Попадает ли в стакан вода? Почему не попадает?
- Подуть на бумажный кораблик. Почему он двигается?
- Взвесить на весах два воздушных шарика (один — надутый, другой — нет). Какой из них тяжелее? Почему?
3) Тема «Вода»
1 опыт
Цель: научить различать состояние воды (холодная, теплая, горячая, чистая, загрязненная).
Материал: три стакана с водой разной температуры, две прозрачных банки с чистой и загрязненной водой (можно кинуть в банку комочек земли).
Условия: обычное помещение в любое время года.
Ход опыта:
А) Рассмотреть с детьми три одинаковых стакана с водой. Спросить: одинакова ли вода у них? (Да, внешне одинаковая). Предложить поочередно ощутить на ощупь. Выяснить, какая температура воды в стаканах, как используют разную воду.
Б) Рассмотреть две банки с водой. Спросить: чем они отличаются? Показать детям, что через загрязненную воду плохо видны предметы. Подчеркнуть, что чистая вода — прозрачная, не имеет ни запаха, ни цвета.
2 опыт
Цель: продемонстрировать превращение воды в газообразное состояние.
Материал: спиртовка, спички, прозрачная колба с водой, небольшая покрышка из любого сосуда.
Условия: обычное помещение, обязательно соблюдайте правила безопасности.
Ход опыта:
Незначительное количество воды в прозрачной колбе довести до кипения. Подержать крышку над колбой и разглядеть с детьми капли на ней. Понаблюдать за паром и за постепенным уменьшением количества воды в колбе.
Вывод:
Вода от нагревания превращается в мелкие капельки (пар) и поднимается вверх.
3 опыт
Цель: ознакомить детей с цветом воды и ее свойствами, способствовать осознанию того, что вода может быть чистой/грязной.
Оборудование: Для сравнения целесообразно использовать воду из водопроводного крана и дождевую, налив ее в прозрачный сосуд.
Ход опыта:
В стакан с водой положить несколько кристалликов марганцовокислого калия. Какого цвета стала вода? Провести аналогичный опыт, добавляя другие красители. Дети делают вывод об изменении цвета воды.
4 опыт
Цель: ознакомить детей с тем, что вода бывает теплой и холодной; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
А) Одну часть воды нагреть в сосуде, вторую оставить на столе без изменений, третью вынести на холод.
Б) Сравнить температуру воды, прикасаясь к сосуду, в который он налит; пробуя на вкус — воду для питья разной температуры; через тактильные анализаторы — воду разной температуры для мытья рук и лица, стирки кукольной одежды.
- При наличии соответствующих условий следует привлечь детей к сравнению температуры воды во время игр, плескания и выполнения упражнений на мелководье реки, в бассейне.
В) Спросить детей: «От чего зависит температура воды? Почему?». Вывод дети делают самостоятельно.
5 опыт
Цель: способствовать осознанию того, что вода разливается, льется, капает; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
А) Путем произвольных действий с предметами с гладкой поверхностью (большой тарелкой, подносом, другой посудой, столом для игр с водой и песком) взрослый демонстрирует свойство воды распространяться в разных направлениях от места прикосновения к поверхности предмета — разливаться. Вода при этом может приобретать форму пятен разного размера.
Б) Вода льется единственной струйкой из посуды с носиком (чайник, поливальница, кувшин) и несколькими — из посуды, имеющей овальное или круглое отверстие. Почему?
- К самостоятельному выводу следует побуждать детей 5-го года жизни.
В) Вода капает, когда двигается медленно. Целесообразно провести в дождливую погоду наблюдение, как капает вода с крыши и предметов на площадке, из забора.
- Можно заранее выставить на подставку, равную росту детей, фанеру или дощечку произвольных размеров горизонтально к поверхности земли и наблюдать за движением водяных капель с четырех сторон (во время ливня тонкие струйки; в умеренный дождь — капли).
6 опыт
Цель: объяснить детям, что вода — прозрачная
Ход опыта:
Для подведения детей к выводу о прозрачности воды целесообразно использовать несложный опыт: погрузить в воду несколько разных предметов.
7 опыт
Цель: продемонстрировать растворимость в воде сыпучих веществ; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
Предложить детям попробовать воду по вкусу. Вода — без вкуса.
Опустить в один стакан ложечку сахара, а в другой — соли.
- Что произошло с сахаром? Солью?
- Какой стала вода на вкус с сахаром? А та, в которую положили соль?
- От чего зависит вкус воды?
8 опыт
Цель: помочь усвоить, что одни предметы плавают в воде, другие — тонут, показать растворимость в воде сыпучих веществ; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
В прозрачный сосуд, пользуясь условной меркой, опустить песок, мелкие камешки, по 2-3 предмета одинаковой формы и объема, но из разного материала (дерева, стекла, пластмассы, бумаги, ткани, воска, используя последовательные действия), учить детей объяснять поведение этих предметов в воде.
- Почему некоторые из них плавают, другие тонут, а некоторые — растворяются, изменяя окраску воды?
Знание свойств наблюдаемых объектов можно закрепить с детьми в рисунках, рассказах, чтении стихов наизусть.
4) Тема «Почва»
1 опыт
Цель: показать свойство песка пропускать воду, а глины — удерживать ее.
Материал: три банки — одна с песком, вторая с глиной, третья — с водой.
Ход опыта:
Налить в банки с песком и глиной одинаковое количество воды и наблюдать, как она просачивается.
Вывод: песок пропускает воду, а глина — нет.
5) Тема «Явления природы»
1 опыт
Цель: показать образование грома и молнии.
Материал: два твердых камня.
Условия: затемненное помещение.
Ход опыта:
Потрите камни друг о друга — появится звук потрескивания и искра. В упрощенном виде это и есть гром и молния. Такое же явление можно наблюдать при расчесывании волос
расческой.
6) Тема «Растения»
1 опыт
Цель: показать значение воды для роста растений.
Материал: две прозрачные банки (с водой и без воды), две одинаковые луковицы.
Ход опыта:
Долговременное наблюдение за изменениями, происходящими с луковицами в банках.
Вывод: для роста растений необходима вода.
2 опыт
Цель: показать необходимость тепла для роста растений.
Материал: две одинаковые веточки вишни (или другого дерева), две вазы с водой.
Условия: месяцы февраль, март.
Ход опыта:
Поставить одну вазу с веточкой в комнате, вторую — в прохладном месте (между рамами). Наблюдать за изменениями, сравнивая состояние веточек, сравнивать с состоянием деревьев во дворе.
7) Тема «Животные»
1 опыт
Цель: определить количество корма, необходимого для аквариумных рыб.
Материал: аквариум с рыбками, корм, плавающая кормушка, ложечка-мерка.
Ход опыта:
Утром насыпать корму в кормушку, отмеряя его меркой. Осмотреть его через 15 минут. Если корма осталось много или его не осталось совсем, повторить опыт на следующий день. Количество корма считать достаточным, когда его в кормушке останется немного.
Опыт повторять два-три раза в год.
2 опыт
Цель: выяснить действие органов чувств животных.
Материал: разные виды корма (в зависимости от того, какое животное задействовано в опыте).
Ход опыта:
Разложить перед кошкой (или другим животным) закрытые пакетики с рыбой, мясом, печеньем, морковью. Наблюдать, к какому из них она подойдет. Шепотом позвать животное. Наблюдать за его действиями.
8) Тема «Я и природа»
1 опыт
Цель: продемонстрировать значение зрения и функций глаз.
Материал: два ряда стульев (или других предметов), луковица, зеркальце.
Ход опыта:
- Предложить детям плотно закрыть глаза ладонями и попытаться пройти между двумя рядами стульев. Легко ли это сделать? Затем пройти с открытыми глазами. Есть ли разница?
- Поднести разрезанную луковицу к глазам. Что происходит с ними? Вывод: капельки лукового сока раздражают слизистую глаз. Защищая глаза, веки быстро моргают, а слезы очищают глаза. Так глаза защищаются от наружного действия.
- Предложить детям внимательно рассмотреть глаза сидящего напротив ребенка. Вдруг легонько плеснуть в ладони перед его глазами. Что он сделал сразу? (Закрыл глаза). Вывод: наш организм также знает, что прежде следует беречь глаза. Ведь именно благодаря зрению мы узнаем мир вокруг нас.
- Предложить на минутку закрыть глаза руками. Открыв, рассмотреть в зеркало размер зрачка. Затем в течение минуты посмотреть в окно (если солнечно) или взглянуть на яркий свет. При каких условиях зрачки уменьшаются (сжимаются), а при которых увеличиваются (расширяются)?
Предлагаем также посетить наш YouTube-канал в рубрике «Цікаві досліди Learning.ua», где Ульяна еженедельно проводит интересные опыты. С ней малыши узнают, как творить чудеса дома, и получат их научные объяснения. Так, в самом новом видео юной исследовательнице удалось сделать цветными листья пекинской капусты. Как это сделать — девочка объясняет во время эксперимента.
Желаем познавательно провести время вместе с малышами!