4.7/5

Какие опыты можно показать дошкольникам дома (в детском саду)?

16900

Мы продолжаем публиковать интересные простые опыты для дошкольников, рекомендуемые Министерством образования и науки Украины. В первой части материала мы выделили опыты, которые родители и педагоги могут показать на прогулке.

А сегодня предлагаем подборку опытов, которые взрослые могут провести в помещении — дома или в садике.

  • Отметим, что все опыты поделены по тематическим блокам.

1) Тема «Солнце»

Какие опыты можно показать дошкольникам дома (в детском саду)? - Learning.ua

1 опыт
Цель
: показать зависимость между высотой стояния солнца и количеством его тепла.
Материал: фонарик.
Условия: затемненное помещение.
Ход опыта:
Направить свет фонарика на руку ребенка под определенным углом, подержать 20-30 секунд, затем направить свет вертикально на руку. Спросить ребенка, когда было теплее.

2) Тема «Воздух»

1 опыт
Цель
: показать наличие воздуха вокруг нас, в воде.
Условия: обычное помещение.
Ход опыта:

  • Сложив трубочкой губы, с силой втянуть воздух. Поток воздуха «звучит» и ощущается на губах.
  • Включить вентилятор и дать детям ощутить движение воздуха.
  • Опустить сухой камень в стакан с водой. На поверхности появятся пузырьки, наполненные воздухом.
  • Перекинуть пустой стакан вверх дном и, держа его очень ровно, медленно погрузить в воду. Попадает ли в стакан вода? Почему не попадает?
  • Подуть на бумажный кораблик. Почему он двигается?
  • Взвесить на весах два воздушных шарика (один — надутый, другой — нет). Какой из них тяжелее? Почему?

3) Тема «Вода»

1 опыт
Цель
: научить различать состояние воды (холодная, теплая, горячая, чистая, загрязненная).
Материал: три стакана с водой разной температуры, две прозрачных банки с чистой и загрязненной водой (можно кинуть в банку комочек земли).
Условия: обычное помещение в любое время года.
Ход опыта:
А) Рассмотреть с детьми три одинаковых стакана с водой. Спросить: одинакова ли вода у них? (Да, внешне одинаковая). Предложить поочередно ощутить на ощупь. Выяснить, какая температура воды в стаканах, как используют разную воду.
Б) Рассмотреть две банки с водой. Спросить: чем они отличаются? Показать детям, что через загрязненную воду плохо видны предметы. Подчеркнуть, что чистая вода — прозрачная, не имеет ни запаха, ни цвета.

2 опыт
Цель
: продемонстрировать превращение воды в газообразное состояние.
Материал: спиртовка, спички, прозрачная колба с водой, небольшая покрышка из любого сосуда.
Условия: обычное помещение, обязательно соблюдайте правила безопасности.
Ход опыта:
Незначительное количество воды в прозрачной колбе довести до кипения. Подержать крышку над колбой и разглядеть с детьми капли на ней. Понаблюдать за паром и за постепенным уменьшением количества воды в колбе.
Вывод:
Вода от нагревания превращается в мелкие капельки (пар) и поднимается вверх.

3 опыт
Цель
: ознакомить детей с цветом воды и ее свойствами, способствовать осознанию того, что вода может быть чистой/грязной.
Оборудование: Для сравнения целесообразно использовать воду из водопроводного крана и дождевую, налив ее в прозрачный сосуд.
Ход опыта:
В стакан с водой положить несколько кристалликов марганцовокислого калия. Какого цвета стала вода? Провести аналогичный опыт, добавляя другие красители. Дети делают вывод об изменении цвета воды.

4 опыт
Цель: ознакомить детей с тем, что вода бывает теплой и холодной; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
А) Одну часть воды нагреть в сосуде, вторую оставить на столе без изменений, третью вынести на холод.
Б) Сравнить температуру воды, прикасаясь к сосуду, в который он налит; пробуя на вкус — воду для питья разной температуры; через тактильные анализаторы — воду разной температуры для мытья рук и лица, стирки кукольной одежды.

  • При наличии соответствующих условий следует привлечь детей к сравнению температуры воды во время игр, плескания и выполнения упражнений на мелководье реки, в бассейне.

В) Спросить детей: «От чего зависит температура воды? Почему?». Вывод дети делают самостоятельно.

5 опыт

Какие опыты можно показать дошкольникам дома (в детском саду)? - Learning.ua
Цель: способствовать осознанию того, что вода разливается, льется, капает; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
А) Путем произвольных действий с предметами с гладкой поверхностью (большой тарелкой, подносом, другой посудой, столом для игр с водой и песком) взрослый демонстрирует свойство воды распространяться в разных направлениях от места прикосновения к поверхности предмета — разливаться. Вода при этом может приобретать форму пятен разного размера.
Б) Вода льется единственной струйкой из посуды с носиком (чайник, поливальница, кувшин) и несколькими — из посуды, имеющей овальное или круглое отверстие. Почему?

  • К самостоятельному выводу следует побуждать детей 5-го года жизни.

В) Вода капает, когда двигается медленно. Целесообразно провести в дождливую погоду наблюдение, как капает вода с крыши и предметов на площадке, из забора.

  • Можно заранее выставить на подставку, равную росту детей, фанеру или дощечку произвольных размеров горизонтально к поверхности земли и наблюдать за движением водяных капель с четырех сторон (во время ливня тонкие струйки; в умеренный дождь — капли).

6 опыт
Цель: объяснить детям, что вода — прозрачная
Ход опыта:
Для подведения детей к выводу о прозрачности воды целесообразно использовать несложный опыт: погрузить в воду несколько разных предметов.

7 опыт
Цель
: продемонстрировать растворимость в воде сыпучих веществ; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
Предложить детям попробовать воду по вкусу. Вода — без вкуса.
Опустить в один стакан ложечку сахара, а в другой — соли.

  • Что произошло с сахаром? Солью?
  • Какой стала вода на вкус с сахаром? А та, в которую положили соль?
  • От чего зависит вкус воды?

8 опыт
Цель
: помочь усвоить, что одни предметы плавают в воде, другие — тонут, показать растворимость в воде сыпучих веществ; развивать способность устанавливать простейшие связи и взаимозависимости, наблюдательность и любознательность.
Ход опыта:
В прозрачный сосуд, пользуясь условной меркой, опустить песок, мелкие камешки, по 2-3 предмета одинаковой формы и объема, но из разного материала (дерева, стекла, пластмассы, бумаги, ткани, воска, используя последовательные действия), учить детей объяснять поведение этих предметов в воде.

  • Почему некоторые из них плавают, другие тонут, а некоторые — растворяются, изменяя окраску воды?

Знание свойств наблюдаемых объектов можно закрепить с детьми в рисунках, рассказах, чтении стихов наизусть.

4) Тема «Почва»

1 опыт
Цель
: показать свойство песка пропускать воду, а глины — удерживать ее.
Материал: три банки — одна с песком, вторая с глиной, третья — с водой.
Ход опыта:
Налить в банки с песком и глиной одинаковое количество воды и наблюдать, как она просачивается.
Вывод: песок пропускает воду, а глина — нет.

5) Тема «Явления природы»

1 опыт
Цель
: показать образование грома и молнии.
Материал: два твердых камня.
Условия: затемненное помещение.
Ход опыта:
Потрите камни друг о друга — появится звук потрескивания и искра. В упрощенном виде это и есть гром и молния. Такое же явление можно наблюдать при расчесывании волос
расческой.

6) Тема «Растения»

Какие опыты можно показать дошкольникам дома (в детском саду)? - Learning.ua

1 опыт
Цель
: показать значение воды для роста растений.
Материал: две прозрачные банки (с водой и без воды), две одинаковые луковицы.
Ход опыта:
Долговременное наблюдение за изменениями, происходящими с луковицами в банках.
Вывод: для роста растений необходима вода.

2 опыт
Цель
: показать необходимость тепла для роста растений.
Материал: две одинаковые веточки вишни (или другого дерева), две вазы с водой.
Условия: месяцы февраль, март.
Ход опыта:
Поставить одну вазу с веточкой в ​​комнате, вторую — в прохладном месте (между рамами). Наблюдать за изменениями, сравнивая состояние веточек, сравнивать с состоянием деревьев во дворе.

7) Тема «Животные»

1 опыт
Цель
: определить количество корма, необходимого для аквариумных рыб.
Материал: аквариум с рыбками, корм, плавающая кормушка, ложечка-мерка.
Ход опыта:
Утром насыпать корму в кормушку, отмеряя его меркой. Осмотреть его через 15 минут. Если корма осталось много или его не осталось совсем, повторить опыт на следующий день. Количество корма считать достаточным, когда его в кормушке останется немного.
Опыт повторять два-три раза в год.

2 опыт
Цель
: выяснить действие органов чувств животных.
Материал: разные виды корма (в зависимости от того, какое животное задействовано в опыте).
Ход опыта:
Разложить перед кошкой (или другим животным) закрытые пакетики с рыбой, мясом, печеньем, морковью. Наблюдать, к какому из них она подойдет. Шепотом позвать животное. Наблюдать за его действиями.

8) Тема «Я и природа»

1 опыт
Цель
: продемонстрировать значение зрения и функций глаз.
Материал: два ряда стульев (или других предметов), луковица, зеркальце.
Ход опыта:

  • Предложить детям плотно закрыть глаза ладонями и попытаться пройти между двумя рядами стульев. Легко ли это сделать? Затем пройти с открытыми глазами. Есть ли разница?
  • Поднести разрезанную луковицу к глазам. Что происходит с ними? Вывод: капельки лукового сока раздражают слизистую глаз. Защищая глаза, веки быстро моргают, а слезы очищают глаза. Так глаза защищаются от наружного действия.
  • Предложить детям внимательно рассмотреть глаза сидящего напротив ребенка. Вдруг легонько плеснуть в ладони перед его глазами. Что он сделал сразу? (Закрыл глаза). Вывод: наш организм также знает, что прежде следует беречь глаза. Ведь именно благодаря зрению мы узнаем мир вокруг нас.
  • Предложить на минутку закрыть глаза руками. Открыв, рассмотреть в зеркало размер зрачка. Затем в течение минуты посмотреть в окно (если солнечно) или взглянуть на яркий свет. При каких условиях зрачки уменьшаются (сжимаются), а при которых увеличиваются (расширяются)?

Предлагаем также посетить наш YouTube-канал в рубрике «Цікаві досліди Learning.ua», где Ульяна еженедельно проводит интересные опыты. С ней малыши узнают, как творить чудеса дома, и получат их научные объяснения. Так, в самом новом видео юной исследовательнице удалось сделать цветными листья пекинской капусты. Как это сделать — девочка объясняет во время эксперимента.

Желаем познавательно провести время вместе с малышами!

Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
10 розвивальних ігор під час ліплення сніговика

10 розвивальних ігор під час ліплення сніговика

22. Листопада 2025
Ліплення сніговика може стати не лише зимовою розвагою, а й маленьким уроком математики й розвитку мовлення. У ...
Як створити дитині емоційний острівець безпеки вдома й в ...

Як створити дитині емоційний острівець безпеки вдома й в ...

21. Листопада 2025
Дізнайтеся, як у реаліях постійних тривог створити для дитини маленький, але надійний «острівець безпеки» — вдома ...
Як перетворити сімейний вечір на свято настільних ігор

Як перетворити сімейний вечір на свято настільних ігор

20. Листопада 2025
Сімейний вечір з настільними іграми може стати і приємною традицією, і непомітним тренуванням уваги, мислення та ...
Подпишитесь на наши новости