Сейчас многие украинские семьи с детьми вынуждены скрываться в укрытиях и бомбоубежищах. Иногда там приходится сидеть несколько часов, а то и дней. Поэтому команда специалистов Детского фонда ООН (UNICEF Ukraine) подготовила способы поддержки ребенка в укрытии и снизить уровень стресса, которыми мы поделимся с вами.
Кроме того, в сегодняшнем материале приведем 12 игр, которые можно играть с ребенком в любом месте, и рекомендации специалистов Министерства образования и науки Украины по укладке детского рюкзака в укрытие.
Как поддержать ребенка в укрытии?
Приводим 7 советов от Детского фонда ООН:
1. Расскажите ребенку о вашем плане действий
Специалисты отмечают, что наличие плана успокаивает и дарит уверенность даже в наиболее уязвимых ситуациях. Составьте последовательность маршрута до укрытия, проговорите инструкцию ребенку о последовательности его действий.
- Говорите короткими и точными фразами.
Нарисуйте карту укрытия, изобразите локации в укрытии, что и где находится, как оно работает, где вход и выход, где ваше место, где будут находиться родные. Дети лучше воспринимают наглядно, поэтому попробуйте нарисовать, изобразить, написать то, о чем говорите.
2. Спрашивайте, как ребенок чувствует себя
Наблюдайте за состоянием ребенка и реагируйте на его потребности. Задавайте ребенку открытые вопросы, следите за эмоциональной реакцией ребенка и уровнем его активности. Важно, чтобы ребенок проговаривал, задавал вопросы, проявлял свое эмоциональное состояние.
Если ребенок впал в состояние ступора, то важно вернуть его к вербальному (словесному) ответу и деятельности. Задайте ему 3 вопроса и ждите ответа. К примеру:
- Тебя зовут Наталья, да?
- Ты сейчас стоишь, да?
- Ты одета в красную кофту, да?
Можно также массировать кончики пальцев, мочки ушей, предложить игру, или дать задание по действию (принеси, подай, сделай), также дать выпить воды, чая, поесть и обнять.
Реагируйте на нужды, удовлетворяйте их по возможности — это вернет ребенка к ощущению безопасности.
3. Проговаривайте и проявляйте эмоции
Если ваш ребенок переживает или чувствует злобу из-за происходящего вокруг, слова «не переживай» или «тебе не стоит злиться» не успокоят его. Скажите: «Я вижу/мне кажется что ты напуган/злишься».
- Ребенок будет понимать, что он не остался один на один со своими переживаниями.
В качестве поддержки не стоит давать обещаний, которые не зависят от вас: «все будет хорошо», «ничего не произойдет», вместо этого скажите: «Что бы ни случилось, главное — мы друг у друга есть».
Если дети играют или рисуют «войну» — не запрещайте им. Проиграйте, прокричите, прозвучите, прорисуйте эмоцию (например, рычите, как собака). Именно так можно помочь справиться с эмоциями и снизить уровень тревоги, напряжения.
4. Обнимайте ребенка
Телесный контакт поможет снизить уровень напряжения и помочь успокоиться, остаться на уровне деятельности. Можно попробовать одно из упражнений:
- «Объятия бабочки» — ребенок обнимает свои плечи двумя руками и может себя похлопать по плечам.
- «Водопад» — взрослый подходит к ребенку и руками поглаживает с плеч и по пояс, словно снимая что-то с плеч.
- «Кокон» — правая рука ребенка обнимает левое плечо, а левая рука — живот.
Важно следить, как ребенок дышит и не задерживает ли дыхание.
Помочь выйти из состояния ступора и снизить уровень стресса может возобновление стабильного дыхания. Можно попробовать такое упражнение: вдох носом и медленных выдох ртом, со звуками «А», «О», подышать несколько раз животом.
Восстановление стабильного дыхания и физической активности поможет снизить уровень воздействия и стресса на организм.
5. Вспомните ваш обычный режим дня
Специалисты отмечают: во времена неопределенности важно воспроизводить последовательность дня — это даст ощущение контроля за собственной жизнью. С самого утра и до вечера, загибая пальчики, проговаривайте и воспроизводите последовательность дня.
6. Заботьтесь о себе
Вы лучше поможете ребенку, если будете заботиться о себе. Ребенок видит, как вы реагируете на новости и копирует вас. Поэтому для ребенка важно понимать, что вы сохраняете спокойствие и имеете план действий. Если вы озабочены или огорчены, найдите время для себя, по возможности, пообщайтесь с друзьями и родными. Важно услышать голос других — это даст чувство связанности с другими и связи с миром.
7. Осторожно заканчивайте разговоры
Ребенку важно знать, что он не останется в одиночестве. Когда вы завершаете разговор о важных вещах, оцените эмоциональное состояние и уровень физического реагирования: наблюдайте за языком тела, оценивайте уровень беспокойства, завершайте разговор на чем-то хорошем, создавайте общие традиции дня и его завершения (обниматься, молиться, пить чай или петь).
- Ограничьте количество разговоров и прослушивание новостей о войне в присутствии ребенка.
- Предоставляйте ребенку проверенную информацию, дозировано и в соответствии с возрастом.
Что взять в чемодан ребенка в укрытие?
Команда поддержки реформ МОН подготовила для родителей простые советы по упаковке детского «антитревожного» чемодана. Такой чемоданчик можно взять с собой в укрытие или в эвакуацию, он поможет качественно провести время с ребенком, успокоить его и отвлечь от событий вокруг.
Чтобы в свободное время организовать развивающие игры и активности, в любимый рюкзак малыша необходимо положить:
- цветные карандаши;
- бумагу;
- любимую настольную игру небольшого размера;
- ножницы;
- пластилин;
- клей;
- бусинки, мозаику, лего;
- пальчиковый театр;
- скотч;
- книги.
Какие игры и занятия можно предложить ребенку в укрытии и вообще в любом месте?
В чрезвычайной ситуации дети испытывают стресс, страх и неопределенность. Родителям следует продолжать окружать их заботой и попытаться переключить их внимание. Отлично с этой задачей справятся игры, ведь они:
- отвлекают от необычных обстоятельств;
- учат конструктивно переживать эмоции;
- развивают коммуникационные навыки;
- обеспечивают совместную деятельность с родителями или другими детьми.
Приводим 12 игр и занятий, которые предлагает команда Детского фонда ООН:
1) «Пять ощущений»
Дайте детям задание:
- Покажи 5 предметов красного (зеленого, голубого цвета) цвета.
- Коснись 4 разных вещей и расскажи, какие они (мягкие, холодные, шероховатые).
- Повтори 3 звука, которые ты только что услышал.
- Опиши словами 2 запаха, которые тебя окружают.
- Попробуй что-нибудь съедобное — что ты чувствуешь? (сладкое, соленое, хрустящее и т.д.).
2) «Общая история»
Придумайте последовательную историю вместе, говоря по одному предложению поочередно.
3) «Ловите ритм»
Вместе с ребенком пойте песню и отбивайте ее ритм чайной ложечкой по чашке или ладошкой по колено. Попытайтесь загадать песню и отгадать ее по ритму.
4) «Креативное мышление»
Участники поочередно закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза и назвать попавший в поле зрения первый предмет. А дальше — найти что-то необычное в этом обычном предмете или найти новый способ его использования.
5) «Игра за едой»
Когда ребенок ест какой-то продукт — может назвать признак, который начинается на ту же букву, что и название блюда. Например, морковь — мы едим мудрость, курица — красоту, хлеб — храбрость.
6) «Не может быть»
Каждый игрок поочередно называет нечто невероятное (вещь, явление природы, необычное животное, случай), а другие оценивают его идею словами «бывает» или «не бывает». Поддерживайте инициативу ребенка придумывать то, чего не бывает.
7) «Пантомима»
Поочередно бросайте друг другу мячик, называя эмоцию, чувство или мечту. Кто поймал — показывает слово мимикой и жестами. Затем называет свое слово и передает мяч дальше.
8) «Можно — нельзя»
Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает «можно» или «нельзя». К примеру:
— Можно ли обниматься с родителями?
— Можно.
— Можно ли пить из-под крана?
— Нельзя.
9) «Барометр эмоций»
Задаем ребенку вопрос: «Как ты чувствуешь себя?». Ребенок показывает жест, а затем озвучивает эмоцию: большой палец вверх — радость, вниз — грусть, в сторону — любопытство. Вы можете придумать свою систему определения эмоций.
10) «Грустный котик»
Попросите ребенка представить, что он или она превратилась в котика, которому нужна помощь. Котик не может говорить — только мяукает. Пусть ребенок покажет, что нужно котику (погладить, взять на руки, накормить и т.п.).
11) «Волшебник»
Взрослый становится волшебником, знающим все об эмоциях. Ребенок может «превращать» вас в любую эмоцию, а вы должны показать и рассказать о ней. Напоследок скажите, что каждый из нас может быть волшебником — понимать эмоции и превращать сложные переживания в конструктивные: силу, уверенность, опыт.
12) «Фигура, замри»
Ведущий разворачивается спиной к игрокам и говорит: «Один, два, три — фигура, замри!». Игроки стараются не двигаться после слова «замри». Кто первый не удержался — выходит из игры и ждет следующего круга.
Надеемся, что эти советы и игры пригодятся вам. Верим в нашу победу!