Больше месяца мы живем в состоянии стресса и тревоги. Мы испытываем целый спектр эмоций, часто не зная, как их выразить и прожить безопасно. А нашим детям справиться со злобой, агрессией и стрессом еще труднее.
Поэтому в сегодняшней статье публикуем игры, которые помогут проявить злобу (агрессию) и снять стресс у детей всех возрастов. Автор игр — известный украинский детский и семейный психолог Светлана Ройз.
23 практики-игры, помогающие экологически проявить агрессию:
- «Сейчас тема агрессии болезненна и закономерна. Все игры собраны для разных „каналов агрессии“ — голос, зубы, руки, ногти, ноги, живот, рефлексия (слова). Но во все эти игры можно играть, только если мы сами можем выдержать напряжение злобой», — отмечает психолог в своем блоге.
1. «Выдохнуть облако»
Психолог предлагает представить, что вдохнули облако и выдохнуть его со звуком, можно с грозой и молнией.
- «Мы раскрываем руки — показывая, какой размер облака мы вдыхаем, а на выдохе издаем звук, и приближаем руки, „уменьшаем“ размер облака, ладони в конце выдоха соединяются как в хлопке. Возможно, сопровождаем выдох топотом ног», — отмечает Светлана.
2. «Погода»
Осторожно простучите подушечками пальцев ладони или тело ребенка:
- сначала мягкие прикосновения, словно ребенка гладит солнышко и легкий ветер (стучим медленно, мягко, тихо);
- затем ветер усиливается, начинается дождь — идем быстрее и притопываем;
- дождь усиливается — дотрагиваемся сильнее, ливень — еще сильнее простукиваем, гроза, ураган — еще сильнее, дуем и кричим;
- ветер успокаивается, дождь стихает — постепенно идем тише и медленнее;
- заканчиваем «прекрасной погодой».
Светлана советует также предложить ребенку, чтобы он отыгрывал погоду шагами на месте — раскачивался, потом топал ножками, потом прыгал и кричал (когда гром), потом улыбался и расслабленно покачивался при «ясной погоде».
3. «Собаки»
«Превратитесь» в добрых собачек, машущих хвостиками, затем — в злых рычащих друг на друга собак. А потом снова «превратитесь» в хороших принюхивающихся собак, которые знакомятся.
4. «Клац-клац»
Пощелкните зубами, словно от холода, затем покажите зубы, как обезьянки, порычите и покажите зубы, как тигры. Превратитесь в людей.
5. «РРРРР»
Перетаскивайте ткань, держа в зубах.
6. «Докричаться до Луны»
Если есть возможность проявлять голос в полную силу, представьте, что следует крикнуть послание космонавтам или инопланетянам.
- Можно кричать из разных углов комнаты друг другу, можно направлять звук «далеко-далеко».
7. «Плевалки»
Попробуйте выплюнуть, выдуть из трубочки горошину, что угодно — в цель.
8. «Лети!»
Дуйте друг на друга, как на перо. Позвольте себе дуть на взрослого, чтобы его сдуть с места.
9. «Толкотня»
Ребенок должен «оттолкнуть воздушной волной» взрослого (партнера по игре), сделав жест отталкивания руками. Родитель «улетает» от ребенка.
10. «Бои подушками»
Если это уместно в условиях, которых мы живем.
11. «Борцы сумо»
Психолог предлагает засунуть подушку под футболку и толкаться, подушка будет смягчать удар.
12. Коллаж
Разорвите бумагу и затем соберите из отрывков коллаж (любой образ, можно задать его, можно предложить детям выложить и наклеить что-то свое).
13. «Царапалки»
Ногтями «процарапайте» рисунок в тесте, в фольге, в крупе, пленке. В закрывающийся пакет залейте краску. Ребенок подушечками пальцев и ногтями должен прорисовать (нацарапать) узоры.
14. Боулинг
Сбивайте любые предметы (позвольте совершить беспорядок).
15. «Злой бобер»
Придумайте злое животное и ведите себя так, как, мы предполагаем, может вести себя это животное. Затем превратитесь в хорошее животное. Потом — в человека.
16. «Выпустить когти»
Покажите, как тигренок шипит и показывает когти, когда хочет защититься. Затем превратитесь в человека.
17. Каракули
Рисуйте закорючки, сжав в кулаке фломастер или карандаш.
18. «В цель»
Попытайтесь смять в руках бумагу, а затем, словно мячиком, попасть в цель.
19. Предложите ребенку покричать в мешок для крика, в стакан или в подушку.
20. Бодалки «Да-Нет»
Бодайтесь руками или головой, говоря по очереди «Да» или «Нет».
21. «Люблю — не люблю»
Говорите друг другу: «Я люблю, когда...», «Я не люблю, когда...».
22. «Радуюсь-злюсь»
Говорите друг другу: «Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...».
23. «Пружинка»
Представьте внутри пружину, которая сжимается-разжимается и подпрыгивает внутри. Присядьте, обнимая колени, и распрямитесь, словно пружинка. Положите руку на живот, сделайте вдох и резкий выдох.
Светлана Ройз рекомендует родителям (педагогам) подчеркивать ребенку, что:
- Эмоция — это сигнал нашего мозга на происходящее.
- Сейчас агрессивные проявления закономерны. Сама война — сверхагрессия.
- Злость детей важна. Злость так же важна, как и радость, и печаль.
- От того, что мы испытываем эмоцию, мы не хорошие и не плохие.
- Если ты злишься — ты не злой. Ты — человек, который сейчас злится.
«Иногда, когда агрессивность очень сильна, мы представляем, как бы все разрушили, как бы кого-то ударили или даже убили. Сейчас — наша агрессивность естественна. Но мы ни в коем случае не вредим себе и другим. Сейчас мы вправе ненавидеть и злиться. Но мы созданы не только из ненависти и злобы — что у нас еще есть? Я чувствую ярость к врагам, но я продолжаю чувствовать любовь к тем, кто мне близок. Я — больше, чем любая моя эмоция или проявление», — объясняет психолог.
18 игр для снятия стресса у детей и взрослых:
Светлана Ройз дает несколько советов перед проведением игр:
- Эти телесные игры можно проводить в любое время суток, но в стрессовых условиях они особенно важны утром.
- От нашей телесности сейчас будет зависеть, как мы справимся с эмоциональной нагрузкой, травмированием.
- Важно помнить, что сейчас дети и взрослые вряд ли смогут играть в игры, делать практики с закрытыми глазами — пока мы можем пытаться контролировать все процессы.
- Если ребенок в стрессе, дотрагиваемся только частей тела, закрытых одеждой.
- Наши прикосновения — не поверхностные, не щекочут, а немного проминают.
- Ребенок может какую-то игру просить повторять много раз — эта игра для него самая терапевтическая.
1) «Приветствие»
«Доброе утро, носик, доброе утро, щечки, доброе утро, ушка, доброе утро, шейка, доброе утро, плечики, и т.д. — касаемся
разных частей тела, произнося слова (возможно, целуя).
- Надо пройтись по всему телу.
2) Лепка
Разминайте тело, как тесто или пластилин.
3) «Колобок»
Сначала «засыпьте» муки — пройдитесь легкими движениями по всему телу, затем «налейте» воды — гладящие движения. Лепим тесто, а потом делаем колобок — ребенок сидит, обняв себя руками. А мы его обнимаем за спинку. Раскрываем руки — колобок «выпекся».
4) Поцелуи
Квадратный, треугольный, овальный — целовать лобик или щечку поцелуями так, чтобы их последовательность образовала форму.
5) «Какого цвета поцелуй» (по словам Светланы Ройз, есть прекрасная одноименная книга)
Например: «Я тебя сейчас целую желтым поцелуем, малиновым, радужным» и т.д.
6) «Колыбелька»
Сядьте за ребенком, обнимая его за спинку. Можете покачиваться.
7) «Обнимашки»
«Обними меня, сильнее, чем я тебя».
- Назначьте ребенка главным по счёту объятий.
8) «Кенгуру»
Ребенок садится животиком к нашему животику и крепко обнимает.
9) «Дед»
«Дед, где ты там? Не морозь (щечки, носик, попу, животик, ножки...) нам» — взрослый говорит слова, прикасается к какой-то части тела. Дети — называют ее и тоже дотрагиваются. Нужно пройтись по всему телу.
10 «Коврик»
Простучите себя, все тело, как коврик.
11) «Орангутанг»
Постучите себя себя по грудной клетке, выкрикивая «Я-а-а-а» как обезьяна.
12) Прикасайтесь друг друга «разными прикосновениями» — как зайчик, как змея, как лиса хвостиком.
13) «Снеговик»
«Лепим» из тела ребенка снеговика. Просим напрячь все мышцы, словно он замерз. А потом «греем солнышком»: вышло солнышко, и снеговик тает. И ребенок расслабляется.
14) «Очистка»
Солнышко или вода проходит (с нашими касаниями) по телу сверху вниз — и смывает, освещает все, что напрягает, пугает, мешает.
15) «Узоры»
Рисуйте на животе, спине разные буквы или простые формы, а ребенок должен угадать, что это.
16) «Домик»
Ты — Домик. Это у тебя пол (ножки), стены (проходим по всему телу прикосновениями), крыша (головка). Ты в домике (можно положить руку на сердце).
17) «Цветок или дерево»
Спросите у ребенка, кем он хочет быть: каким цветком или деревом. Коснитесь стоп («У тебя очень крепкие корни, они из земли берет все, что нужно для жизни и крепко держит тебя»). Коснитесь боков («У тебя такой стройный/сильный/крепкий/гибкий ствол. Он может согнуться, может склониться, но он никогда не сломается. Он выдержит все ветры и ураганы»). Коснитесь головки («А это твоя крона — красивая, нежная, сочная, сильная. Ты — дерево Жизни».)
18) Делаем массаж
«Рейки, рейки, шпали, шпали...
Їхав поїзд із Полтави.
Ось віконце відчинилось —
Горошинки покотились.
Йшли курчата, ціпу-ціпу,
Дзьобали собі на втіху.
А за ними гусенята
Теж пощипують завзято.
Далі йшла сім’я слонів,
Тупали, аж гай шумів.
От директор-молодець
Стіл поставив і стілець
Та друкує на машинці
Лист малесенькій дитинці:
„Люба доню! Рідна пташко!
Висилаю жовту чашку,
В неї сонячні бочки
І на денці — крапочки“.»
(Перепев Мирославы Ким)