Мы живем уже пятый месяц в условиях военного положения, ежедневных воздушных тревог и хронического стресса. И это не может не отражаться на нашем психологическом и физическом здоровье. Так, многие малыши сейчас боятся засыпать, тревожатся во время укладывания, жалуются на бессонницу или ночные кошмары.
Как помочь ребенку в этой ситуации — в сегодняшней статье приводим советы детского и семейного психолога Светланы Ройз.
Как помочь ребенку уснуть?
Светлана Ройз советует в своем блоге на Facebook:
1. Соблюдать правила гигиены сна: не смотреть мультфильмы в постели, за час до сна не играть в компьютерные игры. Помогите детям в вечерние часы переходить в тихий и более медленный режим, который настраивает на сон.
Напоминайте им затемнять комнату, проветривать ее перед сном, откладывать гаджеты за час до укладывания в кровать.
2. Создавать ритуалы перед сном. Например:
- умывание;
- переодевание (хотя бы маленькую деталь одежды, например, ночные носки);
- объятия:
- сказки;
- колыбельные;
- массаж.
«Сейчас детям нужно больше времени и больше нашей помощи, чтобы почувствовать хоть относительную безопасность и защиту, в которой можно позволить себе уснуть. Ритуалы создают пространство предсказуемости — безопасности», — отмечает психолог. По словам Светланы, именно привычки-ритуалы дают сигнал нашей парасимпатической системе: «Включайся, все спокойно, можно расслабляться».
- Предлагаем также просмотреть идеи «сонных ритуалов» в нашем материале «9 спокойных игр перед сном».
3. Придумывать и подробно описывать или создать из подушек и пледов «Безопасное защищенное место»
Детям, которые боятся темноты, можно предложить игры с фонариками, теневой театр.
- Можно также спросить ребенка: «Кто будет Хранителем твоего сна или добрых снов?». Психолог предлагает сделать в качестве хранителя фигурку ангела из картона (картонной коробки из «Новой почты» и т.п.).
4. Фиксировать ресурс. Перед сном Светлана Ройз предлагает спрашивать ребенка: «Что бы ты хотела/хотел с собой взять из этого дня в новый день?»
5. Если в течение дня происходило что-то сложное — психолог предлагает попросить ребенка положить руки на лоб и затылок (это кинезиологическое упражнение) и спросить у него, что он хочет оставить в прошлом дне (возможно, отпустить с гелием в воздух или сложить в сейф на хранение).
6. Обеспечить тактильный контакт. Он особенно важен в условиях стресса и неопределенности.
- «Будут уместны любые массажи, поцелуи, объятия, наши теплые прикосновения. Возможно, ребенок прислушается к нашему сердцебиению. Именно сейчас важна наша рука или игрушка, контакт с которой можно ощущать», — объясняет психолог.
Как реагировать на страхи и жалобы ребенка?
Светлана также делится с родителями возможными реакциями на жалобы и страхи ребенка:
Когда ребенок говорит:
1) «Я боюсь, что что-то плохое может произойти»
Попытайтесь вместе представить, что над нами всеми есть купол, который нас защищает. Можно молиться, петь вместе, желать всем детям и взрослым покоя и безопасности, просить наш Род помочь нам и защищать.
- «Дочка меня каждую ночь спрашивает: „А тревога будет?“. Я ей отвечаю: „Наверное, да“. „А что мы будем делать, если будет сигнал сирены?“ — и она сама рассказывает последовательность действий. Это дает ей чувство контроля», — делится личным опытом психолог.
2) «Я никак не могу заснуть...»
Скажите ребенку: «А ты сейчас „внутренним зрением“ посмотри внутрь на свое тело. В моем теле есть места, где я ощущаю сгустки напряжения, тяжести. Я их вижу, они как льдинки. Когда я сейчас смотрю на льдинку у меня в затылке, мой взгляд, как солнышко, ее растворяет. Она тает от моего взгляда. А у тебя где льдинки? В ножках есть? Нет? А где?». Касаемся тех частей тела, на которые указывает ребенок.
3) «Я боюсь, что не усну...»
Предложите ребенку такую игру: «Представь, что любая мысль — это перышко или бабочка. Как только она появится, представь, что отпускаешь ее в небо. Появляется новая, ты и ее отпускаешь в небо. Смотри, как она летит — высоко-высоко».
4) «Когда я лежу, у меня в головке крутится то, что я хотела сделать, но не сделала»
Скажите ребенку: «Представь, что ты все мысли и дела, как игрушки перед сном, раскладываешь по полочкам: каждое дело и каждое воспоминание — на свою полочку».
5) «А у меня, когда я лежу, в животе что-то дрожит и мешает спать»
Предложите ребенку такую игру: «Положи ручку на животик. Почувствуй, какая рука теплая и тяжелая. От нее по животу растекается тепло. Может, твоя ручка, как котенок, который лежит и мурлычет. Ты медленно-медленно дышишь, и котенок-ручка медленно поднимается и опускается от твоего дыхания. Или:
- «А ты положи ручку на животик и потряси ею так же, как и животик. Что сейчас происходит?» или:
- «А ты положи ручку на животик ладошкой вверх и представь, что то, что в нем дрожит, появляется на ладони. Что это? Что оно хочет? Может, если оно этого хочет, накрой его ладошкой и уложи спать? А может, его отпустить на луну и к звездам?».
6) «Я думаю о том, что никак не могу уснуть. И от этого не могу заснуть»
Скажите ребенку: «Когда мысли ходят по кругу — сматывай их в клубок. Представь, что ты наматываешь мягкую ниточку в клубок — виток за витком».
7) «Я не могу уснуть... Я чего-то тревожусь, а почему — не знаю»
Предложите ребенку такую игру: «Представь себя в самом волшебном месте. Самом безопасном для тебя. Там будет травка? А снег? А радуга? А люди? А что будет? Там обязательно будет находиться Хранитель Сна. Ему можно передать, как облако, все твои тревоги. Прямо из своего тела выпусти их и отдай Хранителю. И попроси о самом хорошем сне. Хранитель Сна может вдохновить тебя на самый хороший сон».
8) «Я не могу уснуть, потому что хочу, чтобы скорее наступило утро»
Скажите ребенку: «Представь, что твоя мысль сейчас лодочкой плывет в «завтра» по реке. Лодка с каждой секундой по мягким-премягким волнам отплывает дальше и дальше. Или:
- «Представь, что твои мысли и дыхание — медленные и ленивые. Совсем как ленивцы. Теперь мы замораживаем время, и оно двигается, течет, но становится все медленнее и медленнее. И мысли, и дыхание... ме-е-е-е-едленнее».
9) «Я никак не могу уснуть. Мне мешают все звуки»
Предложите ребенку прислушиваться к звуку сна (нужно как можно низким, протяженным звуком несколько раз на одной ноте пропеть: «У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у -у-у-у-у-у-у-у-у-у»).
Что делать, если ребенку приснился кошмар или он кричит во сне?
Светлана Ройз в таких случаях рекомендует:
1) Во время сна, когда ребенок с закрытыми глазами, не нужно касаться его или обнимать.(Если ребенку снится, что кто-то его преследует или он пытается высвободиться из опасного пространства, — это может привести к неожиданной реакции).
2) Сесть рядом, назвать ребенка по имени: «Ты спишь. Тебе приснился страшный сон. Это сон. Я — твоя мама. Я с тобой. Ты сейчас проснешься — и я тебя обниму. Мы в безопасности».
3) Когда ребенок открывает глаза — снова обратиться по имени: «Посмотри на меня. Ты видишь меня? Кивни. Ты проснулся. Как тебя зовут? А как меня зовут? А твою кошку/собаку? Тебе приснился страшный сон. Сейчас ты проснулся. Всё хорошо. Мы в безопасности. Сожми мою руку сильно-сильно. Можно тебя обнять? Я с тобой». Обнимите ребенка, немного покачайте, можно тихонечко спеть колыбельную. Скажите: «Мы в безопасности».
4) Предложить ребенку отогнать все страшные сны. Нам нужно, чтобы ребенок сам смог совершить действие:
- «Давай хлопнем в ладоши (один раз) — и сон уйдет в страну снов, а мы — в реальности. А, может, мы оттолкнем или брызнем распылителем (даже воображаемым) — спреем от монстров? Или подуем (сны, как туман, могут рассеяться от дыхания). Или скажем: «Сон, знай свое место».
- Закрепляем словами: «Ты справился(-лась), смотри, ты сам/-а все преодолел/-ла».
5) Ночью, если ребенок сам не рассказывает, что приснилось, — не расспрашивать. Если рассказывает, говорим: «Это был страшный сон. Это происходило во сне. Все прошло. Ты в безопасности». Если ребенок рассказывает о врагах или что не мог выбраться, или рядом были снаряды — можно врагов развеять в пыль, представить, что выбрались, поставили над собой световой щит. Нам нужно завершить процесс.
6) Каждый раз, когда проходит тревога, когда проходит опасность, очень важно сказать: «Тревога закончилась. Ты молодец. Ты так мне помогал/-ла». Нужно каждый раз ставить точку в событиях, чтобы мы не возвращались к их началу и не переживали во сне или мыслях то, что для нас травматично, снова и снова.
- «В спокойное время вместе с детьми можно петь любимую песню и договориться, что эта песня будет вашим паролем — напоминанием о безопасности. Ее можно петь, когда у ребенка температура, когда истерика или проблемы со сном», — отмечает Светлана.
7) Если ребенок боится засыпать, боится ночных кошмаров — предложите ему нарисовать или сделать ловушку для страшных снов, нарисовать или сделать ангела, поставить спрей от злых снов и монстров. Также вы можете произносить молитву, петь песню силы, которую вы сами придумаете.
- «Для трансформации и работы с образами и сюжетами сна есть отдельные техники, но лучше, чтобы с этим работали специалисты», — объясняет психолог.
Надеемся, что эти советы Светланы Ройз пригодятся вам. Безопасных и счастливых снов вашим деткам.