Почти 6 месяцев дети в Украине слышат звуки сирены и взрывы. Эти звуки могут пугать, вызывать у ребенка тревогу или панику.
Как помочь детям в этих случаях? В материале делимся с вами рекомендациями детского и семейного психолога Светланы Ройз, опубликованными на сайте Министерства здравоохранения Украины.
Как успокоить ребенка во время громких звуков сирены или грохота?
- «Бояться того, что на самом деле пугает — нормально. При этом дети ориентируются на нашу реакцию и на то, как мы им объясняем происходящее. Поэтому нужно знать, как действовать в подобных ситуациях» — отмечают в МОЗ Украины.
Чтобы помочь ребенку справиться со страхом и научить его реагировать на громкие звуки, в частности сирену или грохот, Светлана Ройз советует действовать по следующему алгоритму:
1. Нормализация
Взрослый фиксирует и объясняет ситуацию:
- «Я вижу, что ты боишься. Этот звук действительно пугает, но означает, что наши ВСУ зафиксировали угрозу и сейчас ее обезвреживают. О нашей безопасности заботятся — поэтому и нам нужно позаботиться о себе и идти в укрытие».
2. Поддержка
Важно дать ребенку сигнал о поддержке: я с тобой и буду с тобой постоянно. А дальше — предложить действие: хочешь, я возьму тебя на руки/обниму, а ты возьмешь свою игрушку?
- «Беспомощность — травматична, поэтому ребенок должен чувствовать, что он может повлиять на что-то: держать игрушку, заботиться о животном, взять воду, считать шаги — это придаст ему чувство своей силы», — объясняет психолог.
3. Завершение
1) После того, как угроза прошла, нужно обязательно отметить это.
Скажите ребенку:
- «Все обошлось. Мы в безопасности. Спасибо, ты был (была) таким смелым, сильным. Мы слышали так много громких звуков (их можно назвать), но мы справились».
2) Обратите внимание ребенка на его силу. Можно сказать, что гордитесь его стойкостью и тем, как он заботился о своей игрушке, младшем брате или сестре, о себе самом, четко выполнял ваши указания и т.д.
3) Можно поиграть в терапевтическую «игру»: растереть уши и вообразить, что из них «высыпается» в ладонь или на землю то, что им мешает. Можно представить себя собакой, которая только что вышла из воды и стряхивает с себя всю воду.
4) Далее «постройте» мостик к следующим действиям: для этого спросите ребенка о том, что вы будете делать дальше, когда выйдете из укрытия.
Какие игры (упражнения) можно предложить ребенку для того, чтобы снять напряжение во время пугающих громких звуков?
Светлана Ройз также посоветовала несколько приемов, которые помогут отвлечься и снизить напряжение, связанное с громкими звуками. Их можно использовать в соответствии с ситуацией, возможностями и предпочтениями ребенка.
1) Отвлекающие упражнения:
- Послушать аудиосказку в наушниках.
- Сосать леденец, сухофрукт или жевать жевательную конфету или резинку.
- На каждую сирену говорить дразнилки на русскую армию.
«Обесценивание и проявления вербальной агрессии (разрешенные родителями) помогают детям отреагировать на эмоции» — отмечает психолог.
2) Дыхательные упражнения:
- Подышать с громким выдохом (можно делать выдох с открытым ртом).
- Если позволяют обстоятельства — пускать мыльные пузыри, чтобы стимулировать мощный выдох.
- Петь песни или сдувать что-нибудь легкое с ладони/твердой поверхности.
3) Тактильные упражнения:
- Помассировать уши (как мы делаем массаж ушей слоника) и простучать зону за ушами.
- Вызвать зевоту: проводим пальцами от козелка уха до челюстного сустава и предлагаем ребенку зевать.
4) Игровые практики:
- Поиграть в слоника, который обмахивается ушами: прикладываем ладони к ушам — открываем — закрываем.
- Поиграть в «насекомых» — одну из «псевдоагрессивных» игр: представляем, что в помещении много комаров и ловим их, хлопая громко в ладони, но не касаясь других игроков, а рядом с ними.
Что делать, если у ребенка началась паническая атака?
МОЗ Украины сообщает, что паническая атака — внезапный приступ сильного страха без видимой причины. Это не обязательно ужас перед реальной опасностью, когда есть угроза жизни или здоровью, — она может произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно.
Основными проявлениями приступа паники являются:
- ускорение сердцебиения;
- дрожание конечностей или всего тела;
- одышка или затрудненное дыхание;
- спазмы в животе или тошнота;
- боль в груди;
- головная боль;
- головокружение;
- озноб или жар;
- сильное потоотделение;
- онемение и т.д.
Если вы наблюдаете у ребенка такие симптомы в сочетании с состоянием испуга, потерей контроля над телом и мыслями, необходимо сначала помочь физическим симптомам, а дальше пытаться вернуть ребенка к реальности, перевести его внимание на что-то конкретное.
Для преодоления панической атаки Светлана Ройз советует действовать по следующему сценарию:
1) Внимание: обратитесь к ребенку по имени, попросите назвать или повторить ваше; попытайтесь встретиться взглядом, попросите посмотреть на вас и кивнуть, что видит вас.
2) Дыхание: хорошо, если ребенок обнимет себя, скрестив и немного сжав руки на грудной клетке, и будет так медленно дышать, чувствуя, как двигаются ребра. Попросите сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, а дальше дышать медленно, с длинным выдохом, словно задуваем свечи на торте. Можно сделать повороты туловищем, как будто скручиваемся.
3) Дрожь: если ребенок дрожит, попросите его потрясти руками, словно стряхивает воду с ладоней, а затем — всем телом, словно мокрый пес, который стряхивает с себя воду. Также можно попытаться напрячь мышцы еще сильнее, а потом потянуться — и «растаять», как снеговик.
4) Тактильный контакт: с разрешения ребенка — крепко обнимите или сожмите руку, разотрите тело.
5) Сосредоточение на реальности: попросите сказать, что он/она слышит, видит, какие запахи и вкусы чувствует. Или предложите описать какой-нибудь окружающий предмет в мельчайших подробностях или посчитать, сколько людей в зеленом (красном).
6) «Заземление»: попросите посмотреть на свои ноги, сделать перекаты стопой, согнуть и разогнуть пальцы стоп или опереться спиной и/или ягодицами на неподвижную опору.
7) Действие: дать воду, чтобы ребенок сам раскрутил бутылку, попил.
8) Фиксация результата: обязательно проговорите, что страх прошел, восстановите хронологию и подытожьте, что сейчас все хорошо.
Как разговаривать с ребенком во время панической атаки?
Психолог советует во время панической атаки у ребенка говорить с ним спокойно и уверенно, обращаться по имени, использовать максимально короткие, четкие фразы. Так, Светлана предлагает использовать следующие варианты:
- Ты видишь меня? Кивни.
- Меня зовут... /Как меня зовут?
- Как тебя зовут?
- Я помогу тебе.
- Дыши со мной.
- Куда ты шел, что делал, что ты услышал/увидел (важно восстановить цепочку событий)?
- Сейчас все кончилось, сейчас ты в безопасности.
- Было очень сложно, но ты справился/справилась.
Что не следует делать во время панической атаки у ребенка?
Специалисты отмечают, что во время панической атаки у ребенка не нужно:
1) Просить его успокоиться и не бояться: фразы «Не бойся» и «Успокойся» не сработают. В таком состоянии ребенок вас просто не услышит или не поймет смысл уговоров.
Лучше, обратившись по имени к ребенку, скажите: «Я вижу, что ты напуган, но я рядом и помогу тебе с этим справиться».
2) Обесценивать его эмоции и страх. «Ничего страшного не произошло», «Не стоит так переживать» — неудачная поддержка.
Вместо этого признайте чувства ребенка и попытайтесь перевести его внимание на что-то реальное, конкретное.
3) Трусить, хлопать громко в ладони, давать пощечину.
МОЗ Украины отмечает: панические атаки не опасны для здоровья и жизни человека, но они могут быть симптомом других психических расстройств. Поэтому, если они будут повторяться, следует обратиться к врачу (педиатру, семейному врачу или психиатру).
Желаем вам спокойных дней без тревог и мирного неба.