Несмотря на то, что война продолжается, новый учебный год начался в большинстве украинских школ. Кто-то пошел в школу, кто-то учится дистанционно, в некоторых школах ввели смешанное обучение. Однако военные действия и длительный стресс наложили свой отпечаток на обучаемость и психологическое состояние каждого ребенка. Поэтому перед педагогами сейчас возникает много новых вызовов:

На эти вопросы мы подготовили ответы от двух детских психологов — Светланы Ройз и Екатерины Гольцберг.

Какие изменения произошли в учебных навыках школьников и как помочь с ними справиться?

Навчання дітей в умовах війни: поради педагогам - Learning.ua

Светлана Ройз отмечает, что у многих детей педагоги могут наблюдать изменения в учебных навыках. И очень важно их нормализовать: объяснить детям и взрослым, что сейчас это нормально, такие изменения временные, и они не характеризуют нас, как неудачников. Какие же это изменения?

1. Летний откат в знаниях

2. Регресс в письменных навыках

Дети могли отвыкнуть писать ручкой на бумаге, у многих изменился почерк. Поэтому Светлана Ройз советует давать школьникам упражнения на расслабление мышц и помнить, что некоторое время темп обучения и письма будет замедленным.

3. Трудности с каллиграфией

По словам психолога, дети и взрослые, пережившие опыт травматизации, могут на время (пока не стабилизируются) «забыть» правила орфографии. В этом случае могут пригодиться игры со словами, кроссворды, карточки.

4. Сложности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией

Для преодоления этих трудностей психолог советует предлагать детям активности, где они могли бы создавать 3D-модели — LEGO, пластилин, оригами, лепка, спорт, игра на музыкальных инструментах.

5. Потребность в наглядности и конкретности

Травматический опыт усложняет восприятие абстрактных понятий, поэтому сейчас школьникам нужна наглядность и прикладные, конкретные, понятные знания и действия.

6. Ухудшение навыков чтения

Навыки чтения у детей тоже могут ухудшиться, кому-то до сих пор может быть трудно концентрироваться из-за стресса. Взрослым важно понимать, что это временно и со временем все восстановится.

7. Затруднения с долговременной памятью

Процессы запоминания информации у детей могут быть затруднены.

Она советует начинать с маленьких объемов информации, закреплять все в действиях и движениях. Кроме того, Светлана призывает педагогов обязательно напоминать школьникам двигаться на переменах.

8. Сложности с концентрацией внимания

Дети во время учебы могут подпевать себе, крутить что-нибудь в руках, качаться на стуле и т.д. Это не отвлечение, это их способ сконцентрироваться, оттормозить лишние сигналы и снять тревогу.

Как педагоги могут помочь с этим справиться? Психолог предлагает следующие способы:

9. Чрезмерное использование телефонов

«Многие дети за это время привыкли держать телефон в руках — это для них символ управляемости, контролируемости. Нужно подумать, что с этим делать. — может, использовать приложения в телефонах в процессе обучения», — советует Светлана Ройз.

10. Фокус на практичности
Детей может больше, чем в другие годы, раздражать то, что не чувствуется практичным. Поэтому важно готовиться к вопросам, как это использовать, можно давать больше проектной работы.

Как педагоги могут поддержать учеников и снизить их тревогу?

Навчання дітей в умовах війни: поради педагогам - Learning.ua

1) Помочь адаптироваться новым детям

Сейчас почти в каждой школе есть новые дети, которые переехали через войну, школьников разных классов могут объединять в один (для очного или дистанционного обучения) и т. п. Помочь им привыкнуть к новым условиям, адаптироваться в коллективе — задача учителя.

Кроме того, детям может быть сложно запомнить имена педагогов, ведь когнитивные способности несколько снижены из-за тревоги. Поэтому психологи советуют первые две недели напоминать свое имя и не стыдить детей за его незнание.

2) Обсудить правила поведения при объявлении воздушной тревоги

Физическая безопасность сейчас наиболее важна. Поэтому объясните детям, что вы делаете сразу после сигнала, как будете идти до укрытия, где место вашего класса, что вы там будете делать. После обсуждения важно несколько раз (не менее трех) спуститься с детьми в укрытие и закрепить оговоренные правила на практике.

Психолог также предлагает классным руководителям писать в общий чат с родителями о происходящем с детьми: «Сейчас воздушная тревога. Мы все с детьми спустились в укрытие», «Отбой воздушной тревоги. Мы вернулись к учебе. У нас урок (название урока). Мы все в безопасности».

Кроме того, психолог просит учителей разрешить ученикам написать родителям, все ли у них хорошо. Ведь дети тоже волнуются и хотят узнать, все ли с мамой и папой в порядке. Об этом важно договориться с родителями и школьниками (возможно просить родителей самим писать детям о том, что с ними все хорошо) и, например, отводить 3-5 мин для такой коммуникации.

3) Устанавливать правила коммуникации и поведения в классе

Почему это важно? Правила дают ребенку чувство безопасности: и физической, и психологической. Благодаря им дети знают, что будет дальше (есть предсказуемость событий), и тогда они не беспокоятся, что произойдет что-то ужасное, неизвестное.

Правила могут касаться взаимоотношений в классе, личных границ, использования телефона, употребления ненормативной лексики и т.д. Их можно прописать и прикрепить в классе.

Чтобы правила работали, их должны соблюдать все. Если кому-то разрешено нарушать какое-либо правило, оно просто перестанет работать. Также важно обсудить с детьми последствия нарушения правил (предупреждение, время для обдумывания поведения, написание письма извинения, разговор или встреча с родителями и т.п.).

4) Уделять внимание мероприятиям, способствующим формированию ощущения близости и единства

Светлана Ройз предлагает следующие варианты:

5) Поощрять детей, фиксировать их результаты

Психолог предлагает давать детям маленькие знакомые задачи, у которых был бы быстрый результат, праздновать в конце дня его победы, акцентировать внимание на силе.

Что нужно помнить об эмоциях и потребностях?

Навчання дітей в умовах війни: поради педагогам - Learning.ua

1. Тщательно подбирайте информацию, учитывайте травматический опыт детей

Специалист советует также избегать неожиданных звуков, которые могут напугать детей.

2. Наблюдайте за телесными реакциями школьников

Когда ребенку страшно, он не может сосредоточиться и не воспринимает информацию. Мы можем увидеть, что он сидит на краю стула, его мышцы напряжены, взгляд может быть расфокусирован, ребенок может брать в рот уголки одежды.

Когда ребенку спокойно, мы видим, что он, будто оседает на стуле, занимает ягодицами большую поверхность, плечи опускаются, дыхание становится более глубоким. Взгляд более сфокусирован.

3. Следите за проявлениями усталости

Когда ребенок устает (от контактов, режима или напряжения — писать, поддерживать концентрацию, воспринимать информацию), это проявляется сопротивлением, слезами, раздражением, аутоагрессией.

В таких случаях психолог советует делать паузы, напоминать пить воду, предлагать упражнения, чтобы мышцы рук, плечи могли расслабиться.

4. Старайтесь дать детям чувство безопасности

Любой процесс обучения начинается с ощущения безопасности (насколько это возможно).

Она предлагает учителям начинать урок с того, что все стучат ладонями по столам, создают из карандашей или рисуют круг — свое защищенное пространство.

5. Не предлагайте школьникам практики с закрытыми глазами и не просите их глубоко дышать

Психолог отмечает, что сейчас дети и взрослые не закрывают глаза, потому что так они теряют контроль. Кроме того, закрытые глаза во время внезапной тревоги могут стать дополнительным фактором ретравматизации.

Глубокое дыхание также может провоцировать более сильные эмоциональные проявления — поэтому дышим так, как дышится, и стараемся делать акцент на выдохе.

6. Напоминайте ребенку о физиологических потребностях
Когда мы проживаем стресс или травматический опыт, мы перестаем ощущать свои потребности. Поэтому напоминайте школьникам пить, есть, идти в туалет, двигаться.

Как отвечать на вопросы детей о войне?

Навчання дітей в умовах війни: поради педагогам - Learning.ua

Екатерина Гольцберг в интервью для UNICEF Ukraine отмечает, что избегать таких разговоров не стоит, ведь тогда ребенок останется один на один со своими чувствами. При этом она советует педагогам не углубляться в детали и не обсуждать их. Можно информативно объяснить, что есть такое событие, рассказать о своем отношении к нему и выслушать детское отношение.

Если ребенок начал плакать, и педагог не знает, что стало причиной этого (пережил ли он подобный травматический опыт или что-то другое стало триггером), желательно вызвать школьного психолога. Если в школе нет такого специалиста, педагог должен найти способ успокоить ребенка, не используя фразу «Успокойся». Еатерина Гольцберг предлагает присоединиться к чувствам ребенка, сказать: «Я тоже переживаю за это. Мне тоже больно. Я очень понимаю, что тебе больно. Твои эмоции мне ясны и я тоже приобщаюсь к ним».

Также она рекомендует классным руководителям узнать истории тех детей, которые перешли в ваш класс (откуда они приехали, не погибли ли у них родственники и т.п.). Это нужно для того, чтобы понимать, какие ситуации пережил ребенок и как это может повлиять на его состояние.

Надеемся, что эти советы помогут педагогам наладить учебный процесс в такой непростой период. А закончим статью пожеланиями для учителей от Екатерины Гольцберг: