Несмотря на то, что война продолжается, новый учебный год начался в большинстве украинских школ. Кто-то пошел в школу, кто-то учится дистанционно, в некоторых школах ввели смешанное обучение. Однако военные действия и длительный стресс наложили свой отпечаток на обучаемость и психологическое состояние каждого ребенка. Поэтому перед педагогами сейчас возникает много новых вызовов:
- как работать с изменениями в учебных навыках учеников;
- как облегчить детям возвращение в учебный процесс в условиях войны;
- как справиться с тревогой школьников и сильными эмоциями, и не навредить им;
- что отвечать детям, когда они спрашивают о войне.
На эти вопросы мы подготовили ответы от двух детских психологов — Светланы Ройз и Екатерины Гольцберг.
Какие изменения произошли в учебных навыках школьников и как помочь с ними справиться?
Светлана Ройз отмечает, что у многих детей педагоги могут наблюдать изменения в учебных навыках. И очень важно их нормализовать: объяснить детям и взрослым, что сейчас это нормально, такие изменения временные, и они не характеризуют нас, как неудачников. Какие же это изменения?
1. Летний откат в знаниях
- «В этом году мы не можем спрогнозировать, сколько времени нужно отвести на повторение материала. К привычному „летнему откату“ присоединился стресс, влияющий на работу долгосрочной памяти. Детям важно объяснить, чтобы снять их тревогу, — все постепенно вспомним», — отмечает психолог в своем блоге.
2. Регресс в письменных навыках
Дети могли отвыкнуть писать ручкой на бумаге, у многих изменился почерк. Поэтому Светлана Ройз советует давать школьникам упражнения на расслабление мышц и помнить, что некоторое время темп обучения и письма будет замедленным.
3. Трудности с каллиграфией
По словам психолога, дети и взрослые, пережившие опыт травматизации, могут на время (пока не стабилизируются) «забыть» правила орфографии. В этом случае могут пригодиться игры со словами, кроссворды, карточки.
4. Сложности с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией
- «Это одновременно и геометрия, и тригонометрия, и то, что связано с предлогами (над, за, под, через)», — отмечает Светлана Ройз.
Для преодоления этих трудностей психолог советует предлагать детям активности, где они могли бы создавать 3D-модели — LEGO, пластилин, оригами, лепка, спорт, игра на музыкальных инструментах.
5. Потребность в наглядности и конкретности
Травматический опыт усложняет восприятие абстрактных понятий, поэтому сейчас школьникам нужна наглядность и прикладные, конкретные, понятные знания и действия.
6. Ухудшение навыков чтения
Навыки чтения у детей тоже могут ухудшиться, кому-то до сих пор может быть трудно концентрироваться из-за стресса. Взрослым важно понимать, что это временно и со временем все восстановится.
7. Затруднения с долговременной памятью
Процессы запоминания информации у детей могут быть затруднены.
- «Когда мы переживаем стресс, работа гиппокампа, отвечающего и за долговременную память, угнетается», — объясняет психолог.
Она советует начинать с маленьких объемов информации, закреплять все в действиях и движениях. Кроме того, Светлана призывает педагогов обязательно напоминать школьникам двигаться на переменах.
8. Сложности с концентрацией внимания
Дети во время учебы могут подпевать себе, крутить что-нибудь в руках, качаться на стуле и т.д. Это не отвлечение, это их способ сконцентрироваться, оттормозить лишние сигналы и снять тревогу.
Как педагоги могут помочь с этим справиться? Психолог предлагает следующие способы:
- физкультминутки;
- упражнения на равновесие;
- дыхательные упражнения;
- совместное произношение чего-либо или пение;
- более частое проведение пауз.
9. Чрезмерное использование телефонов
«Многие дети за это время привыкли держать телефон в руках — это для них символ управляемости, контролируемости. Нужно подумать, что с этим делать. — может, использовать приложения в телефонах в процессе обучения», — советует Светлана Ройз.
10. Фокус на практичности
Детей может больше, чем в другие годы, раздражать то, что не чувствуется практичным. Поэтому важно готовиться к вопросам, как это использовать, можно давать больше проектной работы.
Как педагоги могут поддержать учеников и снизить их тревогу?
1) Помочь адаптироваться новым детям
Сейчас почти в каждой школе есть новые дети, которые переехали через войну, школьников разных классов могут объединять в один (для очного или дистанционного обучения) и т. п. Помочь им привыкнуть к новым условиям, адаптироваться в коллективе — задача учителя.
- «Ребенок, который попадает в новую среду, сначала привыкает к новым людям, пытается ощутить безопасность и занять свое место, узнает, как устроено здание, где вход, выход, туалет, столовая. Только потом начинается сам процесс обучения. Ему часто нужна помощь — в знакомстве, для того, чтобы почувствовать, что его принимают, в усвоении правил», — отмечает Светлана Ройз.
Кроме того, детям может быть сложно запомнить имена педагогов, ведь когнитивные способности несколько снижены из-за тревоги. Поэтому психологи советуют первые две недели напоминать свое имя и не стыдить детей за его незнание.
2) Обсудить правила поведения при объявлении воздушной тревоги
Физическая безопасность сейчас наиболее важна. Поэтому объясните детям, что вы делаете сразу после сигнала, как будете идти до укрытия, где место вашего класса, что вы там будете делать. После обсуждения важно несколько раз (не менее трех) спуститься с детьми в укрытие и закрепить оговоренные правила на практике.
- «У детей должны быть отработаны эти алгоритмы, и тогда они будут более спокойно реагировать», — объясняет Екатерина Гольцберг в интервью радиостанции «Polskie Radio для України».
Психолог также предлагает классным руководителям писать в общий чат с родителями о происходящем с детьми: «Сейчас воздушная тревога. Мы все с детьми спустились в укрытие», «Отбой воздушной тревоги. Мы вернулись к учебе. У нас урок (название урока). Мы все в безопасности».
- «Это очень важно, чтобы родители не звонили каждую минуту, чтобы узнать, что там у вас произошло. Мы должны это сообщать, я бы сказала, на официальном уровне. Это важно, чтобы родители не переживали, потому что они должны работать и спокойно отдавать ребенка в школу», — отмечает Екатерина Гольцберг во время вебинара для педагогов "«Виклики нової ери: спільно до навчання».
Кроме того, психолог просит учителей разрешить ученикам написать родителям, все ли у них хорошо. Ведь дети тоже волнуются и хотят узнать, все ли с мамой и папой в порядке. Об этом важно договориться с родителями и школьниками (возможно просить родителей самим писать детям о том, что с ними все хорошо) и, например, отводить 3-5 мин для такой коммуникации.
- «Такая обратная связь для многих детей будет стартовой позицией для дальнейшего обучения. Потому что ребенок также беспокоится о родителях, как и родители за ребенка. И если он не знает, что с ними сейчас происходит, ему будет очень и очень страшно. А когда нам страшно, мы учиться не можем. У ребенка будут навязчивые мысли (руминации), которые он не сможет прекратить самостоятельно», — объясняет психолог.
3) Устанавливать правила коммуникации и поведения в классе
Почему это важно? Правила дают ребенку чувство безопасности: и физической, и психологической. Благодаря им дети знают, что будет дальше (есть предсказуемость событий), и тогда они не беспокоятся, что произойдет что-то ужасное, неизвестное.
Правила могут касаться взаимоотношений в классе, личных границ, использования телефона, употребления ненормативной лексики и т.д. Их можно прописать и прикрепить в классе.
- «Правила не должны быть формальными (вроде бы есть, но его никто не выполняет), запретными. Желательно не формулировать правила типа: „У нас нельзя выходить из класса!“. Можно сказать: „У нас не принято выходить из класса до окончания урока“. „Не принято“ — это о принадлежности к определенному сообществу. Я хочу быть принятым в это сообщество, поэтому я выполняю эти правила, а не потому что мне запрещено. Если мы ставим запрет, дети будут чувствовать негатив. Если мы формулируем правило, как желаемую вещь (принято-не принято), дети с удовольствием это выполняют и даже могут следить, как это выполняют другие», — объясняет Екатерина Гольцберг.
Чтобы правила работали, их должны соблюдать все. Если кому-то разрешено нарушать какое-либо правило, оно просто перестанет работать. Также важно обсудить с детьми последствия нарушения правил (предупреждение, время для обдумывания поведения, написание письма извинения, разговор или встреча с родителями и т.п.).
4) Уделять внимание мероприятиям, способствующим формированию ощущения близости и единства
Светлана Ройз предлагает следующие варианты:
- придумать ритуалы приветствия-прощания;
- начинать урок с песни;
- создать девиз класса;
- делать общие проекты;
- петь вместе;
- вместе помогать ВСУ;
- высаживать растения.
5) Поощрять детей, фиксировать их результаты
- «Когда мы проживаем сложный опыт, стресс, травматизацию — меняется самооценка, сейчас часто дети живут в режиме ожидания неудачи. Им нужен опыт побед и поддержка», — отмечает Светлана Ройз.
Психолог предлагает давать детям маленькие знакомые задачи, у которых был бы быстрый результат, праздновать в конце дня его победы, акцентировать внимание на силе.
- «Детей и взрослых, с которыми я встречаюсь сейчас, я спрашиваю: «Какая ваша сила все это время вам помогала? На какой новый навык вы можете опираться и перенесете его даже в мирное время?» — отмечает Светлана.
Что нужно помнить об эмоциях и потребностях?
1. Тщательно подбирайте информацию, учитывайте травматический опыт детей
- «Мы не знаем, что может стать триггером для эмоциональных реакций — при подготовке уроков мы должны быть очень осторожны с подбором видео, фото и музыки. Желательно знать, через какой опыт прошла семья, чтобы оказать поддержку, если она нужна», — отмечает психолог.
Специалист советует также избегать неожиданных звуков, которые могут напугать детей.
2. Наблюдайте за телесными реакциями школьников
Когда ребенку страшно, он не может сосредоточиться и не воспринимает информацию. Мы можем увидеть, что он сидит на краю стула, его мышцы напряжены, взгляд может быть расфокусирован, ребенок может брать в рот уголки одежды.
Когда ребенку спокойно, мы видим, что он, будто оседает на стуле, занимает ягодицами большую поверхность, плечи опускаются, дыхание становится более глубоким. Взгляд более сфокусирован.
- «Нам важно просить сесть удобно-удобно, подчеркивать, что мы в безопасности, предлагать сделать любые упражнения на заземление, спрашивать чаще, все ли понятно. Возможно, говорить тише или медленнее. Говорить об отношении к ошибкам: что ошибки, это хорошо, из них растут все знания и достижения», — объясняет Светлана Ройз.
3. Следите за проявлениями усталости
Когда ребенок устает (от контактов, режима или напряжения — писать, поддерживать концентрацию, воспринимать информацию), это проявляется сопротивлением, слезами, раздражением, аутоагрессией.
В таких случаях психолог советует делать паузы, напоминать пить воду, предлагать упражнения, чтобы мышцы рук, плечи могли расслабиться.
4. Старайтесь дать детям чувство безопасности
Любой процесс обучения начинается с ощущения безопасности (насколько это возможно).
- «Безопасность — это наша предсказуемость, знание правил, знание территории, неприкосновенность телесная, уважение к границам, понятные правила. „Безопасное пространство“ — когда ребенок даже на своем месте может „уединиться“ (можно придумать жест, который это показывает)», — объясняет Светлана. Ройз.
Она предлагает учителям начинать урок с того, что все стучат ладонями по столам, создают из карандашей или рисуют круг — свое защищенное пространство.
5. Не предлагайте школьникам практики с закрытыми глазами и не просите их глубоко дышать
Психолог отмечает, что сейчас дети и взрослые не закрывают глаза, потому что так они теряют контроль. Кроме того, закрытые глаза во время внезапной тревоги могут стать дополнительным фактором ретравматизации.
Глубокое дыхание также может провоцировать более сильные эмоциональные проявления — поэтому дышим так, как дышится, и стараемся делать акцент на выдохе.
6. Напоминайте ребенку о физиологических потребностях
Когда мы проживаем стресс или травматический опыт, мы перестаем ощущать свои потребности. Поэтому напоминайте школьникам пить, есть, идти в туалет, двигаться.
Как отвечать на вопросы детей о войне?
Екатерина Гольцберг в интервью для UNICEF Ukraine отмечает, что избегать таких разговоров не стоит, ведь тогда ребенок останется один на один со своими чувствами. При этом она советует педагогам не углубляться в детали и не обсуждать их. Можно информативно объяснить, что есть такое событие, рассказать о своем отношении к нему и выслушать детское отношение.
- «Мы не должны углубляться в чувства, потому что, к сожалению, процесс обучения может затормозиться. Ведь ребенок начнет „переваривать“ этот новый опыт, это обсуждение и не сможет учиться», — объясняет психолог.
Если ребенок начал плакать, и педагог не знает, что стало причиной этого (пережил ли он подобный травматический опыт или что-то другое стало триггером), желательно вызвать школьного психолога. Если в школе нет такого специалиста, педагог должен найти способ успокоить ребенка, не используя фразу «Успокойся». Еатерина Гольцберг предлагает присоединиться к чувствам ребенка, сказать: «Я тоже переживаю за это. Мне тоже больно. Я очень понимаю, что тебе больно. Твои эмоции мне ясны и я тоже приобщаюсь к ним».
- «Если ребенок позволяет, мы можем его обнять. Но мы не трогаем голову, шею, уши — это такие зоны, которые достаточно интимны для многих детей, и они не позволяют к ним прикасаться. Можно погладить по спине между лопатками, там у нас есть „зона покоя“. Иногда, если ребенок „дается“, можем его обнять. Но это должны быть не интимные объятия, а такие, как у взрослого и ребенка», — советует психолог.
Также она рекомендует классным руководителям узнать истории тех детей, которые перешли в ваш класс (откуда они приехали, не погибли ли у них родственники и т.п.). Это нужно для того, чтобы понимать, какие ситуации пережил ребенок и как это может повлиять на его состояние.
Надеемся, что эти советы помогут педагогам наладить учебный процесс в такой непростой период. А закончим статью пожеланиями для учителей от Екатерины Гольцберг:
- «Я желаю учителям терпения. И доверять, доверять собственным ощущениям. У вас уже есть достаточный опыт для того, чтобы почувствовать, что происходит с детьми, чтобы помочь им, чтобы иметь силы справиться с любой внештатной ситуацией. Поэтому верьте себе, верьте своим ощущениям и опыту».