РФ продолжает атаковать нашу страну ракетами, поэтому украинским школьникам почти каждый день приходится спускаться в укрытие, чтобы переждать воздушную тревогу. Для того, чтобы облегчить педагогам и администрации организацию пребывания детей в бомбоубежищах, а также нормализовать эмоциональное и физическое состояние детей, эксперты разработали специальное пособие, в котором собрали идеи активностей для школьников.

Возрастные группы, на которые рассчитаны упражнения: начальная школа (6-10 лет), средняя школа (11-14 лет), старшая школа (15-18 лет). Отметим, что активности, разделенные по возрастным группам, мы опубликуем в следующем материале. А в сегодняшней статье приводим упражнения из пособия, которые будут интересны детям всех возрастов.

9 упражнений, которые можно использовать при нахождении в укрытии с детьми любого возраста:

Упражнения, которые можна предложить школьникам в укрытии (часть 1) - Learning.ua

1. Упражнение на развитие воображения и фантазии

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено: снятие эмоционального напряжения, борьба со страхом из-за возможности погрузиться в другую реальность, эмоциональное облегчение пребывания ребенка в бомбоубежище.

Материалы для активности: теннисный мяч.

Описание: упражнение состоит в том, чтобы с помощью воображения и фантазии превратить обычный теннисный мяч в воображаемый предмет. Например, на:

Начинает игру учитель и, держа мяч, называет то, чем мысленно отныне является данный предмет. Назвав условие, учитель передает мяч ребенку рядом, а он — следующему. Детям нужно с помощью своего воображения отыграть образ, учитывая предложенные обстоятельства, как только к ним в руки попадает объект. Когда все взаимодействовали с воображаемым предметом, учитель называет новое условие.

Советы и важные моменты: необходимо, чтобы взрослый первым подал пример, смог отыграть соответствующее условие, переключив внимание детей.

2. «В центре внимания»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что направлено: формирование способности проявления своей личности в условиях коллективного взаимодействия.

Описание: для этого упражнения необходимо определить место для импровизированной сцены. Дети получают задание занять поочередно место на сцене и сделать так, чтобы только он/она были в центре внимания. При этом каждый следующий ребенок на сцене должен убедиться, что никого не перекрывает собой. Когда все определились с местом и позой, учитель может отметить самые оригинальные позы, наиболее привлекающие к себе внимание.

Советы и важные моменты: упражнение дает возможность заметить, у кого из детей к чему больше склонность: кто любит внимание, а кто, наоборот, стесняется и ему/ей легче быть в тени.

3. «Мой первый стендап»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что направлено: снятие эмоционального напряжения, фокус на приятных воспоминаниях, эмоциях.

Описание: во время этого упражнения нужно спровоцировать искренний смех других детей с помощью смешной истории из своей жизни. Дети по очереди выходят в центр круга/на импровизированную сцену и рассказывают историю, которая может рассмешить других. Условием является описание истории в деталях, показ собственных эмоций в момент происшествия и других участников. Главное — максимально вспомнить свое состояние и передать эту эмоцию зрителям.

Советы и важные моменты: с помощью этого упражнения можно увидеть индивидуальность каждого ребенка, стоит обратить на это внимание. Во время активности можно заметить, кто из учащихся склонен к групповому взаимодействию, а кто — индивидуалист.

4. «Круг любви»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено: улучшение группового взаимодействия, чувство собственной внутренней силы, снятие эмоционального напряжения, успокоение.

Описание: дети берутся за руки (ладонь к ладони), закрывают глаза. На этом этапе педагог предлагает почувствовать без слов и взглядов, а только через ладони тепло друг друга (какая сила, энергия переходит от партнеров вправо/влево). Учителю нужно сказать:

Дети открывают глаза и по очереди передают (дарят) частицу своей любви через глаза детям направо и налево.

Советы и важные моменты: важно комментировать
и проговаривать во время упражнения, что дети должны почувствовать. Вы увидите, насколько у них развиты чувства любви, силы и поддержки друг друга.

5. «От наскального рисунка к iPhone 13»

Упражнения, которые можна предложить школьникам в укрытии (часть 1) - Learning.ua

Автор: Иван Шоха, ментор по фотографии и созданию видеоконтента.

На что нацелено: чувство единения через групповое взаимодействие.

Материалы для активности: бумага, фломастер/карандаш.

Описание: учитель или желающий учащийся создает рисунок, не показывая его другим. Затем все дети становятся/садятся спиной друг к другу. Авторы изображений демонстрируют их первым сидящим спиной. Задача тех, кто увидел оригинальное изображение — воспроизвести его движениями по спине участников перед ними. Таким образом, каждый ребенок воспроизводит тот рисунок, который нарисовал на его спине предыдущий ребенок. В результате последний ребенок должен воспроизвести на бумаге изображение, которое он почувствовал на спине. В конце дети сравнивают первое изображение с финальным, прошедшим множество модификаций.

Советы и важные моменты: если в классе более 10 детей, следует объединить их в малые группы и сравнить результаты каждой группы. Автор рекомендует сделать первый рисунок более или менее сложным. Например, кот/собака или другое животное. Не стоит изображать что-то очень простое, как сердце, звезда или солнце.

6. «Создаем музыку из чего-либо»

Автор: Артём Назаренко, ментор по музыке.

На что направлено: развитие креативности, формирование положительных эмоций, групповое взаимодействие.

Материалы активности: подручные инструменты.

Описание: как создать музыку из чего-либо? Можно проявить креативность и сформировать целый комплекс звуковых инструментов. Стоит только найти в рюкзаке предметы, которые могут давать интересный звук, и добавить немного креативности, чтобы создать самодельные инструменты. Например:

Дети могут вместе создать разные инструменты, а затем спеть под бит песню, которая им нравится.

Советы и важные моменты: в зависимости от специфики планирования бомбоубежища, перед началом упражнения, следует учесть другие активности, также происходящие в помещении, чтобы не мешать их проведению. В случае общего пространства предложить объединиться в большой оркестр.

7. «Какой ты логотип?»

Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну.

На что направлено: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка, групповое взаимодействие.

Материалы для активности: бумага, фломастер/карандаш.

Описание: упражнение начинается с того, что детям рассказывают или напоминают понятие логотипа, демонстрируют изображение.

Можно рассказать историю создания и значения неких логотипов. В частности, в логотипе МОН графическая идея объединяет буквы «О» — образование и «Н» — наука. Авторы дизайна объясняют их так:

После знакомства с логотипами предложите детям объединиться в пары и провести интервью друг с другом, а затем на основе ответов создать логотип личности своего партнера. После этого можно показать результат работы друг другу. В случае взаимного согласия презентовать результат работы всей группе. Представить другим детям в группе свои наработки можно следующим образом:

1) Показать изображение на 10–15 секунд (поочередно), затем скрыть его. Спросить детей, что они запомнили из изображения.

2) Обычно дети не будут помнить мелкие элементы и многие детали, ведь обращают внимание на основное изображение. Именно это может стать логотипом этого человека, а также демонстрирует основные принципы дизайна и коммуникации, в которой всегда следует выбирать одно основное изображение, которое станет главным в донесении мысли.

Советы и важные моменты: упражнение поможет увидеть взаимодействие детей между собой, раскрыть личность.

8. «Перемещаем себя/свой опыт на другой объект»

Упражнения, которые можна предложить школьникам в укрытии (часть 1) - Learning.ua

Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну

На что нацелено: раскрытие психоэмоционального состояния, индивидуальная работа.

Материалы для активности: цветные карандаши/фломастеры/краски и бумага. Учащиеся могут вести диалог в форме интервью.

Описание: предложите ученикам представить (ассоциировать) себя с чем-либо из предложенных категорий (жидкости, материалы, металлы). Предложите им также условия и варианты ответов, которые они должны воспроизвести на бумаге. Например:

Советы и важные моменты: упражнение отлично продемонстрирует психоэмоциональное состояние ребенка.

9. Игра на воображение со смешными условиями

Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну

На что нацелена: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка.

Материалы для активности: цветные карандаши/фломастеры/краски и бумага.

Описание: предложите детям конкретные условия и возможность изобразить их на бумаге. Например, вообразить и изобразить, как и где будет прятаться:

Советы и важные моменты: чем страннее/смешнее условия, тем больше это будет вовлекать ребенка в процесс взаимодействия и творчества.

Конечно, хочется, чтобы столь интересные упражнения проводились не во время воздушных тревог, а в обычных классах под мирным небом. Но, к сожалению, пока мы должны приспосабливаться к реалиям нашего времени и верить в нашу победу.