РФ продолжает атаковать нашу страну ракетами, поэтому украинским школьникам почти каждый день приходится спускаться в укрытие, чтобы переждать воздушную тревогу. Для того, чтобы облегчить педагогам и администрации организацию пребывания детей в бомбоубежищах, а также нормализовать эмоциональное и физическое состояние детей, эксперты разработали специальное пособие, в котором собрали идеи активностей для школьников.
- Пособие было создано общественной организацией «Культурна платформа Закарпаття» совместно с общественным организацией «Освіторія» в рамках инициативы «Спільно до навчання», которую Министерство образования и науки Украины реализует вместе с Детским фондом ООН (UNICEF) в Украине при поддержке Первой леди Украины.
Возрастные группы, на которые рассчитаны упражнения: начальная школа (6-10 лет), средняя школа (11-14 лет), старшая школа (15-18 лет). Отметим, что активности, разделенные по возрастным группам, мы опубликуем в следующем материале. А в сегодняшней статье приводим упражнения из пособия, которые будут интересны детям всех возрастов.
9 упражнений, которые можно использовать при нахождении в укрытии с детьми любого возраста:
1. Упражнение на развитие воображения и фантазии
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено: снятие эмоционального напряжения, борьба со страхом из-за возможности погрузиться в другую реальность, эмоциональное облегчение пребывания ребенка в бомбоубежище.
Материалы для активности: теннисный мяч.
Описание: упражнение состоит в том, чтобы с помощью воображения и фантазии превратить обычный теннисный мяч в воображаемый предмет. Например, на:
- горячий картофель;
- паучка;
- маленького пушистого котика;
- луковицу;
- авокадо;
- спелое вкусное манго.
Начинает игру учитель и, держа мяч, называет то, чем мысленно отныне является данный предмет. Назвав условие, учитель передает мяч ребенку рядом, а он — следующему. Детям нужно с помощью своего воображения отыграть образ, учитывая предложенные обстоятельства, как только к ним в руки попадает объект. Когда все взаимодействовали с воображаемым предметом, учитель называет новое условие.
Советы и важные моменты: необходимо, чтобы взрослый первым подал пример, смог отыграть соответствующее условие, переключив внимание детей.
2. «В центре внимания»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что направлено: формирование способности проявления своей личности в условиях коллективного взаимодействия.
Описание: для этого упражнения необходимо определить место для импровизированной сцены. Дети получают задание занять поочередно место на сцене и сделать так, чтобы только он/она были в центре внимания. При этом каждый следующий ребенок на сцене должен убедиться, что никого не перекрывает собой. Когда все определились с местом и позой, учитель может отметить самые оригинальные позы, наиболее привлекающие к себе внимание.
Советы и важные моменты: упражнение дает возможность заметить, у кого из детей к чему больше склонность: кто любит внимание, а кто, наоборот, стесняется и ему/ей легче быть в тени.
3. «Мой первый стендап»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что направлено: снятие эмоционального напряжения, фокус на приятных воспоминаниях, эмоциях.
Описание: во время этого упражнения нужно спровоцировать искренний смех других детей с помощью смешной истории из своей жизни. Дети по очереди выходят в центр круга/на импровизированную сцену и рассказывают историю, которая может рассмешить других. Условием является описание истории в деталях, показ собственных эмоций в момент происшествия и других участников. Главное — максимально вспомнить свое состояние и передать эту эмоцию зрителям.
- Упражнение выполняется по желанию.
Советы и важные моменты: с помощью этого упражнения можно увидеть индивидуальность каждого ребенка, стоит обратить на это внимание. Во время активности можно заметить, кто из учащихся склонен к групповому взаимодействию, а кто — индивидуалист.
4. «Круг любви»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено: улучшение группового взаимодействия, чувство собственной внутренней силы, снятие эмоционального напряжения, успокоение.
Описание: дети берутся за руки (ладонь к ладони), закрывают глаза. На этом этапе педагог предлагает почувствовать без слов и взглядов, а только через ладони тепло друг друга (какая сила, энергия переходит от партнеров вправо/влево). Учителю нужно сказать:
- «Представьте себя сферой, которая наполняется любовью. И дальше становится все больше и больше. Ваша сила и любовь растут... Если вы почувствуете, что вот-вот ваша сфера лопнет, то должны остановиться и поделиться».
Дети открывают глаза и по очереди передают (дарят) частицу своей любви через глаза детям направо и налево.
Советы и важные моменты: важно комментировать
и проговаривать во время упражнения, что дети должны почувствовать. Вы увидите, насколько у них развиты чувства любви, силы и поддержки друг друга.
5. «От наскального рисунка к iPhone 13»
Автор: Иван Шоха, ментор по фотографии и созданию видеоконтента.
На что нацелено: чувство единения через групповое взаимодействие.
Материалы для активности: бумага, фломастер/карандаш.
Описание: учитель или желающий учащийся создает рисунок, не показывая его другим. Затем все дети становятся/садятся спиной друг к другу. Авторы изображений демонстрируют их первым сидящим спиной. Задача тех, кто увидел оригинальное изображение — воспроизвести его движениями по спине участников перед ними. Таким образом, каждый ребенок воспроизводит тот рисунок, который нарисовал на его спине предыдущий ребенок. В результате последний ребенок должен воспроизвести на бумаге изображение, которое он почувствовал на спине. В конце дети сравнивают первое изображение с финальным, прошедшим множество модификаций.
Советы и важные моменты: если в классе более 10 детей, следует объединить их в малые группы и сравнить результаты каждой группы. Автор рекомендует сделать первый рисунок более или менее сложным. Например, кот/собака или другое животное. Не стоит изображать что-то очень простое, как сердце, звезда или солнце.
6. «Создаем музыку из чего-либо»
Автор: Артём Назаренко, ментор по музыке.
На что направлено: развитие креативности, формирование положительных эмоций, групповое взаимодействие.
Материалы активности: подручные инструменты.
Описание: как создать музыку из чего-либо? Можно проявить креативность и сформировать целый комплекс звуковых инструментов. Стоит только найти в рюкзаке предметы, которые могут давать интересный звук, и добавить немного креативности, чтобы создать самодельные инструменты. Например:
- скотч + ведро = барабан;
- бутылка + сыпучие = шейкер.
Дети могут вместе создать разные инструменты, а затем спеть под бит песню, которая им нравится.
Советы и важные моменты: в зависимости от специфики планирования бомбоубежища, перед началом упражнения, следует учесть другие активности, также происходящие в помещении, чтобы не мешать их проведению. В случае общего пространства предложить объединиться в большой оркестр.
- Автор рекомендует это упражнение для учителей музыки.
7. «Какой ты логотип?»
Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну.
На что направлено: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка, групповое взаимодействие.
Материалы для активности: бумага, фломастер/карандаш.
Описание: упражнение начинается с того, что детям рассказывают или напоминают понятие логотипа, демонстрируют изображение.
- Среди наиболее узнаваемых могут быть логотипы UNICEF, Министерства образования и науки, Apple, NASA, SpaceX, Nike, Disney, Hello Kitty, Microsoft, McDonald’s, Starbucks, Mercedes, Porsche.
Можно рассказать историю создания и значения неких логотипов. В частности, в логотипе МОН графическая идея объединяет буквы «О» — образование и «Н» — наука. Авторы дизайна объясняют их так:
- «„О“ — круг знаний. Когда человек рождается, мир для него является пространством неизвестного. Развиваясь, он все больше узнает о мире и создает свой круг знаний и навыков. С увеличением круга знаний увеличивается и периметр „незнания“, где известное сталкивается с неизвестным. На периметре своего круга личность понимает, как много еще не знает. Итак, чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем. „Н“ — неисчерпаемость познания. Научный процесс является поиском новых истин. Истина всегда рождается в дискуссии и эксперименте. Ученые — это люди, которые видят больше других, они объясняют загадки мира. Истина нечасто видна с первого взгляда. В пространстве между прямоугольниками мозг дорисовывает букву „Н“ от „Наука“. Этот эффект в психологии называется „материализация“, он был открыт психологами школы Гештальта и активно используется в дизайне».
После знакомства с логотипами предложите детям объединиться в пары и провести интервью друг с другом, а затем на основе ответов создать логотип личности своего партнера. После этого можно показать результат работы друг другу. В случае взаимного согласия презентовать результат работы всей группе. Представить другим детям в группе свои наработки можно следующим образом:
1) Показать изображение на 10–15 секунд (поочередно), затем скрыть его. Спросить детей, что они запомнили из изображения.
2) Обычно дети не будут помнить мелкие элементы и многие детали, ведь обращают внимание на основное изображение. Именно это может стать логотипом этого человека, а также демонстрирует основные принципы дизайна и коммуникации, в которой всегда следует выбирать одно основное изображение, которое станет главным в донесении мысли.
Советы и важные моменты: упражнение поможет увидеть взаимодействие детей между собой, раскрыть личность.
8. «Перемещаем себя/свой опыт на другой объект»
Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну
На что нацелено: раскрытие психоэмоционального состояния, индивидуальная работа.
Материалы для активности: цветные карандаши/фломастеры/краски и бумага. Учащиеся могут вести диалог в форме интервью.
- Автор предлагает проводить диалоги на иностранном языке, который изучают дети.
Описание: предложите ученикам представить (ассоциировать) себя с чем-либо из предложенных категорий (жидкости, материалы, металлы). Предложите им также условия и варианты ответов, которые они должны воспроизвести на бумаге. Например:
- Какая ты жидкость — плотная/густая или жидкая?
- Какое у тебя стекло — твердое или хрупкое?
- Ты прозрачная вода или вода с чем-то/мутная?
- Ты ледяная вода или теплая?
Советы и важные моменты: упражнение отлично продемонстрирует психоэмоциональное состояние ребенка.
9. Игра на воображение со смешными условиями
Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну
На что нацелена: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка.
Материалы для активности: цветные карандаши/фломастеры/краски и бумага.
Описание: предложите детям конкретные условия и возможность изобразить их на бумаге. Например, вообразить и изобразить, как и где будет прятаться:
- прозрачная обезьяна в супермаркете;
- ящерица-хамелеон в итальянской пиццерии;
- пудель в аквариуме;
- улитка на марафоне.
Советы и важные моменты: чем страннее/смешнее условия, тем больше это будет вовлекать ребенка в процесс взаимодействия и творчества.
Конечно, хочется, чтобы столь интересные упражнения проводились не во время воздушных тревог, а в обычных классах под мирным небом. Но, к сожалению, пока мы должны приспосабливаться к реалиям нашего времени и верить в нашу победу.