Подростковый возраст — особый период, когда наши дети становятся слишком эмоциональными, самостоятельными и неудобными. И хотя нам очень хочется обойти этот кризис, он очень важен для становления личности ребенка и его взросления.
Поэтому в сегодняшнем материале предлагаем вам ознакомиться с наблюдениями и советами детского и семейного психолога Светланы Ройз. Светлана в своем блоге в Facebook подробно рассматривает общие проявления поведения современных подростков, а также те особенности, которые мы можем замечать в их поведении во время войны.
- «В этом материале я пишу одновременно и о подростках, и о том, что мы наблюдаем у предподростков (9-12 лет). Важно помнить, что я собирала общую информацию и признаки, поэтому точно будут исключения. И, конечно, многое зависит от того, что происходит в семье, в каком состоянии мы — взрослые, где находится ребенок, какая именно у него стрессовая нагрузка», — объясняет психолог.
Какие проявления поведения свойственны подросткам и детям предподросткового возраста (9-12 лет)?
Светлана Ройз приводит следующие признаки:
1) «Языковой максимализм», полярности, проявляющиеся в речи: например, «Я это обожаю — я это ненавижу», «Никогда — всегда».
2) Застенчивость (ребенок 8-9 лет может стесняться принимать душ, переодеваться перед родителями).
3) Попытка отстраниться от всего, что напоминает детство: подросток может раздражаться, когда слышит уменьшительные (нежные) формы слов, просит называть его другим именем (более «взрослым»).
4) Обесценивание того, что было значимым и любимым еще несколько месяцев назад («Это отстой, я это ненавижу»).
5) Чувствительность к шуткам, интонации, мимике, высокая внимательность к тому, что может казаться обесцениванием, — подростки воспринимают информацию, фокусируясь не на том, что говорят (на содержании), а на том, как говорят (на форме).
6) Появление «претензий» к телу (подростки могут говорить о том, что им вообще не нравится их тело: слишком большой-маленький нос, уши, грудь и т.д.).
- Поэтому психолог отмечает, что в этом возрасте запрещены шутки о телесности, особенно важны всевозможные проявления уважения к телу, телесности и границам.
7) Избирательность в одежде, выбор преимущественно черного цвета в одежде (одна из многих причин этого — опосредованная возможность сказать «нет»).
8) Манерность в жестах, мимике, артикулировании.
9) Обостренная потребность в контроле, согласовании планов и намерений (взрослые могут часто слышать: «Я вам не марионетка, чтобы меня переставлять с места на место»).
10) Более экстремальные (не рискованные, а именно экстремумные) проявления эмоций — слезы, смех, гнев.
- Светлана предполагает, что любовь подростков к аниме может объясняться тем, что часто эмоции героев там изображают гиперболизировано.
11) Обостренная потребность в личной территории (взрослые могут слышать: «Я хочу остаться в одиночестве», «Я хочу жить сам».
- «Дети в этом возрасте часто просят купить наушники. Использование наушников может быть и для того, чтобы определить свою территорию, и чтобы быть в большем контакте с собой, попытки сосредоточиться, заглушить свои же мысли, снизить уровень сенсорной нагрузки», — отмечает психолог.
12) Появление на заставках телефона или в планшете любимых героев фильмов, сериалов, певцов (это «переходные объекты» во взрослении).
13) Дети (8 с половиной — 9 лет) могут пытаться выглядеть «как взрослые», имитировать «взрослое поведение», копировать авторитетных героев и блоггеров (критичность к которым снижается).
14) Отказ от еды, которую готовит мама.
- «Подростковый возраст — время, когда ребенок переходит на свою „систему питания“. Это метафорический полный отказ от материнского „грудного вскармливания“, контроль над едой, которую я сам могу выбрать, — символизирует и контроль над жизнью», — объясняет Светлана.
15) Когда рядом с ребенком проявляется в фильмах или разговорах тема секса — она может вызвать преувеличенные реакции (как слишком активное внимание, так и реакцию обесценивания).
16) Постоянное «сидение» в телефоне, ноутбуке/компьютере. По словам психолога, «жизнь в компьютере и телефоне» дает подросткам чувство предсказуемости и контролируемости. Поэтому недостаточно запретить гаджеты — важно предоставить что-то на замену.
17) Гендерная неопределенность.
- «Подростковый возраст — переход — «мост» между детством и взрослой жизнью. Общая его черта — неопределенность, которая может проявляться и в неопределенности, связанной с гендером (запросов о том, что мальчики «ощущают» себя девушками, а девушки просят, чтобы их называли, как мужчин мужского пола, много). Во время периода поиска себя и общей неуверенности ребенка в себе мы должны быть теми, кто уверенно может сказать: «Я поддержу тебя в любом выборе. Если тебе важно разобраться в себе, я помогу. Если нужно — найду специалиста» — отмечает Светлана.
18) Трудности с засыпанием (это общая проблема подросткового возраста, которая сейчас осложнена высоким уровнем тревоги).
Что важно понимать о подростках во время войны?
При написании материала о подростках Светлана Ройз пользовалась результатами недавнего всеукраинского социологического исследования «Підлітки та їхнє життя під час війни: настрої, цінності, майбутнє». Это исследование реализовал благотворительный фонд «Клуб добродіїв» при поддержке гуманитарной организации «Plan International». Сам опрос проводила компания «Kantar» среди подростков 13-19 лет, проживающих в больших городах Украины.
- Для справки: «Клуб добродіїв» — это благотворительная организация, которая поддерживает детей с 2016 года. Во время войны фонд реализует проекты по двум направлениям: срочная помощь семьям с детьми, оказавшимися на грани выживания, и поддержка детства во время войны — улучшение эмоционального состояния и ментального здоровья детей и подростков через творчество и активности социально-эмоциональной поддержки.
Результаты исследования демонстрируют, как именно повлияла война на украинских подростков: что больше всего их волнует, достаточно ли они поддержки получают, как видят собственную реализацию и где планируют свое будущее. Так, было обнаружено, что:
1) 73 % подростков волнует война, она «вплетена» в повседневность и влечет за собой тревожность и страх за будущее.
- «Нам нужно говорить с детьми о войне.Важно узнать, какие выводы они сами делают, что знают, что для них важно прояснить», — отмечает психолог.
2) 59 % хотели бы получать больше поддержки от близких. Это не подарки, а:
- 21% — советы, подсказки, как можно поступить;
- 19% — тактильность (объятия, держание за руку, ощущение кого-то рядом);
- 19% — ободрение («Так держать»);
- 15% — общее дело (игра, приготовление пищи, время вместе);
- 15% — предложение плана действий;
- 11% — материалы для хобби, билет на концерт, фильм и т.д.
«Для наших почти взрослых детей наша близость критически важна. Но важно выбирать форму, в которой они смогут принять нашу поддержку», — объясняет Светлана.
3) 83% подростков хотят узнать, как они могут поддерживать себя в трудные времена.
Просмотреть полную версию исследования можно по ссылке.
Какие особенности могут проявиться у подростков во время войны?
Светлана Ройз отмечает, что дети, подвергшиеся травматизации или живущие в состоянии хронического стресса, могут:
1) Стать более молчаливыми или очень болтливыми (ведь травматический опыт влияет на части мозга, отвечающие за речь).
- «Когда дети с нами разговаривают — слушаем, стараясь не оценивать и не давать советов, пока сами не просят. Когда молчат, возможно, предлагаем невербальные средства для выражения (арт-терапия дает много инструментов для этого). В развитии речи подростков есть три направления — речь монологовая, диалоговая, письменная. Их важно стимулировать писать (эссе, дневники), важно слушать их размышления, учить дискутировать», — советует родителям психолог.
2) Проявлять больше агрессии. По словам Светланы, агрессия может быть контрфобическим поведением: гнев легче проявить, чем страх. Поэтому за агрессивным поведением важно увидеть то, что оно «прикрывает».
- «Если близкие сейчас на фронте или контакт с ними прерван, дети могут свой страх, тревогу, чувство одиночества перенаправлять агрессией на взрослого, который сейчас рядом. Именно он может чаще испытывать нагрузку слов и чувств: „Это ты во всем виноват“», — объясняет психолог.
3) Чувствовать себя одинокими. Кроме субъективного переживания одиночества, являющегося общим признаком подросткового возраста, сейчас подростки объективно часто остаются без привычных, близких контактов (часто в общении только онлайн). Поэтому очень важно помочь им восстановить живые контакты.
- «Наша нервная система для стабилизации состояния нуждается в других людях. Когда мы очень возбуждены — встревожены, напуганы — интонации, мимика, созвучность с другими дает возможность урегулироваться. [...] Мы всегда ориентированы на считывание интонации и мимических сигналов от тех, с кем общаемся, именно они влияют на наше чувство безопасности рядом с другими», — говорит Светлана.
Это особенно касается детей, находящихся в иностранной, иноязычной среде и культуре. Мимика и интонации местных жителей для них незнакомы, и могут считываться как «опасные». Это может прибавлять напряжение, усиливать стресс подростка и провоцировать еще большую бдительность и напряженность. Поэтому очень важно детей привлекать к общению, взаимодействию в новой среде, вместе с ними узнавать больше о традициях, реакциях и правилах того сообщества, в котором они живут. Это будет способствовать стабилизации состояния ребенка.
Одиноким также может чувствовать себя ребенок, который пережил чрезвычайные события и переехал в другую, более безопасную среду (перешел в другую школу или класс).
- «Ему часто кажется, что никто именно такой опыт не проживал и не сможет его понять. Он может избегать контакта с другими. Или винить других и мстить за то, что ему пришлось пережить. Взрослые должны помочь ему почувствовать свое место в новой группе, возможно, обратиться за помощью к психологу», — отмечает психолог.
4) Повторять много раз одно и то же действие (петь одну и ту же песню, повторять одну и ту же строфу) — это «ритмическое действие», которое помогает успокоиться.
- Также подростки, чтобы унять тревогу, вернуть ощущение контроля, могут крутить в руках разные предметы, раскачиваться на стульях и креслах. По словам психолога, это мозжечковая стимуляция, помогающая им сконцентрироваться и снять напряжение.
5) Стать более тревожными. Закономерная в этом возрасте тревога усиливается тревожностью и неопределенностью, связанной с войной. Поэтому важно:
- говорить об их тревогах, не проявляя обесценивания ;
- обращаться к специалистам;
- восстановить или создать рутины, привычные когда-то действия (все, что дает ощущение «нормальности» — помогает успокоиться);
- учить детей упражнениям, помогающим уменьшить тревогу.
6) Проявлять импульсивность, раздражительность, трудности с контролем. Об этих особенностях поведения ребенка важно ему рассказывать, объяснять, как сейчас работает его мозг, как реагирует нервная система, какие проявления могут быть на уровне тела (например, дрожь, потливость, сердцебиение).
- «Важно обучать подростка различать уровни: мысли — телесные ощущения — эмоции. Это помогает в регулировке. Мы можем предлагать конкретные практики, которые помогают нам», — советует родителям Светлана.
7) Бояться показать свою уязвимость, просить о помощи. Поэтому родителям важно проявлять свою уязвимость, рассказывать о своих ошибках, опыте и чувствах, а также восстановить ритуалы, связанные с близостью.
8) Переживать постоянную амбивалентность в ощущениях. Например, «будьте со мной — отпустите меня», «я все могу сам — помогите мне», «дайте мне побыть одному — не уходите слишком далеко». Детям сложно осознать эти особенности своего поведения, а родителям трудно его выдерживать. Поэтому психолог советует помнить, что это сложный признак переходного этапа и искать баланс в близости и дистанции.
- «Тревога за тех, кто рядом, в этом возрасте одновременно может быть связана с обесцениванием роли того, кто рядом. И чем больше ребенок волнуется о близких — тем больше может чувствовать зависимости от них, тем больше в своем поведении может проявлять обесценивание», — объясняет психолог.
9) Испытывать беспомощность, невозможность повлиять на обстоятельства. Беспомощность — травматична. Поэтому взрослые должны помочь подросткам почувствовать контроль, свою действенность, возможность влиять на что-то. Все, где они могут осуществить конкретные действия и применить навыки, — это вклад в стабилизацию. Важно также предлагать действия и занятия, где они могут сразу увидеть результат.
10) Проявлять изменения в учебной деятельности и мотивации. Дети по-разному проявляют адаптацию к стрессу: кто-то пока что не может восстановить привычный темп и объем в обучении (даже для подросткового возраста). А кто-то неожиданно становится более сосредоточенным, успешным и упорным.
11) Чаще говорить «Мне скучно». Это может объясняться тем, что рядом нет того, на чем раньше удавалось фокусироваться. От стресса также может страдать фантазийная сфера, воображение (трудно представить и выбрать действие). А еще у подростка может быть «выученное поведение» — искать внешние стимулы (телефон, компьютерную игру).
- «Умение выдержать скуку связано с общей возможностью выдержать эмоциональное напряжение и неопределенность. Просто запретить игры или телефон — не будет правильным решением, нам нужно убедиться, что ребенку есть, чем их заменить. Чтобы привлечь „пассивную сеть работы мозга“, которая активна, когда мы не сфокусированы на конкретной деятельности, можно учить детей практикам майндфулнес, предлагать писательские практики, творчество», — советует Светлана.
12) Употреблять ненормативную лексику. В сегодняшних условиях она помогает подростку сбросить эмоциональное напряжение. Однако это лишь одна из причин ее употребления.
- Детальнее о ненормативной лексике у детей разного возраста можно прочитать на сайте НУШ в материале «Чому діти лаються і як з цим працювати. Пояснює психологиня Світлана Ройз».
13) Заниматься самоповреждением (шрамирование, порезы на теле и т.п.). По словам психолога, это один из маркеров, когда нужно обязательно обращаться к специалисту.
- «Телесную боль иногда выдержать легче, чем эмоциональную. Это возможность перевести эмоциональную боль в пласт тела, заглушить мысли и чувства. Иногда это проявление аутоагрессии, связанное с чувством вины, иногда его используют, чтобы почувствовать свое тело, почувствовать больше контролируемости. При телесной боли вырабатываются эндорфины — обезболивающие, которые „обезболивают“ и эмоции тоже. [...] Нам важно помочь найти путь к высвобождению напряжения, понять, что именно ребенок обезболивает, когда именно, после каких событий, контактов ребенок выбирает самоповреждающее поведение», — советует Светлана.
14) Переживать чувство утраты. Горевать можно не только за близкими, подростки по-настоящему горюют за друзьями, домом, возможностями. И взрослым важно признать их чувства (вы можете сказать: «Это действительно сложно терять — друзей, надежды, планы»). И подросткам, и малышам, и взрослым нужны утешение, забота, чтобы не избавиться от возможности чувствовать, не замирать.
15) Брать на себя роль взрослого (парентификация).
- «Когда рядом с ребенком взрослые, которые сами растеряны и эмоционально неустойчивы, или их просто нет рядом — можем наблюдать явление, которое называется парентификация. Ребенок пытается „стать“ отцом или матерью — „взрослым“ — для своих родителей. Может брать на себя ответственность, не свойственную детям. Это очень ресурсозатратно для ребенка, поэтому важно, чтобы роли в семье были четко очерчены», — подчеркивает психолог.
16) Избегать определенных действий, событий, людей. Здесь нужно понять, чего именно пытается избегать подросток (какой конкретной ситуации). Поэтому важно наблюдать, выявлять, с чем связана тревога и, возможно, обратиться к психологу.
17) Испытывать страх ненормальности (исключительности эмоций и проживания). Взрослым важно повторять: «Ты — нормальный, все твои эмоции — нормальны в ненормальной ситуации, в которой мы сейчас живем».
18) Страдать из-за чувства вины — часто подростки переполнены чувством вины. Поэтому нужно соблюдать осторожность с высказыванием обвинений и своих ожиданий.
- Светлана предупреждает, что сейчас подростки могут также чувствовать вину выжившего.
19) Становиться более удобными или бунтовать.
- «У подросткового кризиса есть две формы проявления — кризис зависимости и кризис независимости. Кризис зависимости проявляется в том, что ребенок возвращается к более „детскому“ поведению, становится более удобным, зависимым от взрослых. Это должно больше настораживать, чем проявление неудобного „кризиса независимости“ с его возможным негативизмом, обесцениванием, упрямством, бунтом», — объясняет психолог.
20) Редко просить о нежности и телесном контакте. С подростками важно корректировать дистанцию в контакте, уточнять, как мы можем обнять, поддержать, быть рядом. А после близости нужно быть готовым, что подростки могут обесценить контакт, снова отойти на безопасное для «почти взрослых» расстояние.
Как родители могут помочь подросткам прожить этот сложный период?
Светлана Ройз советует родителям:
1. Заботиться о себе, чтобы были силы для понимания и поддержки детей.
2. Говорить ребенку: Ты всегда можешь на меня рассчитывать. Когда опасно снаружи, мы должны стать надежной «безопасной средой».
3. Воздержаться от самообвинений и самообесценения. Помните, что все проявления подросткового возраста направлены не на родителей, а на взросление.
4. Говорить конкретные вещи именно то, что сейчас видим, избегая слов «никогда», «всегда» («Я сейчас вижу невымытую тарелку» вместо «Ты никогда не моешь посуду»).
5. Избегать фраз: «У тебя все будет в будущем, вся жизнь впереди...» (это чувствуется как обесценивание того, что происходит именно сейчас); «Я понимаю, как тебе, я тоже был таким» (все переживания уникальны). Вместо обесценивания и обобщения попытайтесь помочь ребенку назвать и осознать эмоцию:
- «Не ты плохой — тебе плохо. Чем я могу тебе помочь?».
6. Утешать, но без чтения моралей.
7. Уделять внимание детям, находящимся в состоянии ступора (после травматических переживаний). Они обычно не привлекают к себе внимания, но часто именно им нужна помощь, корректное побуждение к активности, «оживление».
8. Рассказывать о половом созревании, предлагать книги, фильмы. Дети взрослеют гораздо быстрее, чем нам кажется.
- «У девушек уже в 9 лет может начаться менструация, важно их к этому готовить», — отмечает психолог.
9. Отмечать то, что детям удается, то, что они делают сами. К примеру:
- «Я увидела, как тебе не хотелось это делать, но ты сделал»;
- «Спасибо, что убрал»;
- «Благодарю за помощь»;
- «Мне с тобой интересно»;
- «Я могу на тебя положиться»;
- «Я в тебе уверен/а».
10. Помнить, что уважение — всегда важно, а сейчас — критически важно.
11. Держать в фокусе и пытаться разобраться, какая именно потребность кроется за поведением ребенка.
12. Помнить, что критика не способствует близости, а наоборот — отдаляет.
13. Находить активности для совместного времяпрепровождения (готовить, убирать, смотреть фильмы, играть в настольные игры и т.п.)
14. Если вы озабочены поведением, состоянием ребенка и/или вашими отношениями, обращаться за помощью к специалистам.
- «Быть родителями подростков — всегда вызов. А быть родителями подростков во время войны — задача с несколькими звездочками», — отмечает психолог, и напоминает родителям не забывать заботиться о себе.
Надеемся, что советы Светланы будут полезны и вам.